Законы радиоактивных распадов.

Закон радиоактивного распада — физический закон, описывающий зависимость интенсивности радиоактивного распада от времени и количества радиоактивных атомов в образце. Открыт Фредериком Содди и Эрнестом Резерфордом, каждый из которых впоследствии был награжден Нобелевской премией. Они обнаружили егоэкспериментальным путём и опубликовали в 1903 году в работах «Сравнительное изучение радиоактивности радия и тория»[1] и «Радиоактивное превращение»[2], сформулировав следующим образом[3]:

Во всех случаях, когда отделяли один из радиоактивных продуктов и исследовали его активность независимо от радиоактивности вещества, из которого он образовался, было обнаружено, что активность при всех исследованиях уменьшается со временем по закону геометрической прогрессии.

из чего с помощью теоремы Бернулли учёные сделали вывод

Скорость превращения всё время пропорциональна количеству систем, еще не подвергнувшихся превращению.

Существует несколько формулировок закона, например, в виде дифференциального уравнения:

законы радиоактивных распадов. - student2.ru

которое означает, что число распадов −dN, произошедшее за короткий интервал времениdt, пропорционально числу атомов N в образце.

Экспоненциальный закон

законы радиоактивных распадов. - student2.ru

Экспоненциальная кривая радиоактивного распада: по оси абсцисс («оси x») — время, по оси ординат («оси y») — количество нераспавшихся ядер или скорость распада в единицу времени.

В указанном выше математическом выражении законы радиоактивных распадов. - student2.ru — постоянная распада, которая характеризует вероятность радиоактивного распада за единицу времени и имеющая размерность с−1. Знак минус указывает на убыль числа радиоактивных ядер со временем.

Решение этого дифференциального уравнения имеет вид:

законы радиоактивных распадов. - student2.ru

где законы радиоактивных распадов. - student2.ru — начальное число атомов, то есть число атомов для законы радиоактивных распадов. - student2.ru

Таким образом, число радиоактивных атомов уменьшается со временем поэкспоненциальному закону. Скорость распада, то есть число распадов в единицу времени законы радиоактивных распадов. - student2.ru , также падает экспоненциально. Дифференцируя выражение для зависимости числа атомов от времени, получаем:

законы радиоактивных распадов. - student2.ru

где законы радиоактивных распадов. - student2.ru — скорость распада в начальный момент времени законы радиоактивных распадов. - student2.ru

Таким образом, зависимость от времени числа нераспавшихся радиоактивных атомов и скорости распада описывается одной и той же постоянной законы радиоактивных распадов. - student2.ru [4][5][6][7].

Характеристики распада

Кроме константы распада законы радиоактивных распадов. - student2.ru радиоактивный распад характеризуют ещё двумя производными от неё константами, рассмотренными ниже.

Среднее время жизни