Условия самолетовождения в зоне грозовой деятельности.
Грозы являются опасными явлениями погоды для авиации. Опасность полетов в условиях грозовой деятельности связана с сильной турбулентностью воздуха и возможностью попадания молнии в самолет, что может вызвать его повреждение, поражение экипажа и вывод из строя оборудования.
Наиболее опасными являются фронтальные грозы, которые охватывают большие пространства и перемещаются с большой скоростью. Внутримассовые грозы занимают меньше пространства и их легче обходить.
Самолетовождение в зоне грозовой деятельности характеризуется следующими условиями:
1. Возможностью удара молнии в самолет, что может вызвать опасную ситуацию.
2. Сильной болтанкой, вызываемой большой турбулентностью воздуха, затрудняющей управление самолетом и выдерживание заданного режима полета. Вертикальные потоки воздуха иногда достигают 20—25 м/сек. Броски самолета в зоне грозовой деятельности подчас превышают несколько сот метров и могут вызвать разрушающие перегрузки и привести к потере управляемости и срывам.
3. Уменьшением точности определения навигационных элементов ввиду наличия интенсивной турбулентности воздуха.
4. Ограниченной возможностью использования средств радиосвязи и радиокомпаса для самолетовождения, так как во избежание удара самолета молнией при полете в зоне грозовой деятельности необходимо выключать средства радиосвязи. Радиокомпас из-за наличия, электрических разрядов дает показания с большими ошибками.
Особенности штурманской подготовки к полету в условиях грозовой деятельности.При подготовке к полету в условиях грозовой деятельности по маршруту экипаж обязан:
1. Тщательно изучить метеорологическую обстановку по трассе и прилегающим к ней районам и выяснить наличие по маршруту полета атмосферных фронтов, кучевой и особенно мощно-кучевой и кучево-дождевой облачности, ее расположение и пути перемещения, высоту нижней и верхней границ; возможность интенсивной болтанки, наличие или возможность появления осадков и новых очагов гроз; характер грозовой деятельности, фактические условия погоды по маршруту полета и на запасных аэродромах за последний срок наблюдения по данным метеостанций.
2. Определить надежные средства самолетовождения, которыми необходимо пользоваться в случае ухудшения работы радиотехнических средств и прекращения двусторонней радиосвязи.
3. Наметить порядок обхода грозы с учетом возможностей технических средств самолетовождения и требований НПП ГА.
4. Наметить способы восстановления ориентировки по этапам маршрута и порядок выхода на запасные аэродромы.
5. Определить необходимый на полет запас топлива с учетом дополнительной потребности для обхода гроз.
6. Выбрать высоту полета (эшелона) с таким расчетом, чтобы избежать полета в грозовых облаках.
7. Наметить порядок набора заданного эшелона, исключающий возможность попадания самолета в мощно-кучевую и кучево-дождевую облачность с интенсивной турбулентностью.
8. Проверить исправность подогрева приемников воздушных давлений и антиобледенительной системы.
Особенности выполнения полета в условиях грозовой деятельности.Грозовая деятельность в полете обнаруживается визуально или с помощью бортового радиолокатора. В ночное время она видна за несколько десятков километров по зарницам. В дневном полете при отсутствии сплошного покрова других облаков грозовая деятельность наблюдается с расстояния 100—200 км в виде сплошной стены облаков у горизонта с более темными полосами выпадающих осадков и по сверканию молний.
При полете в облаках о приближении самолета к району грозовой деятельности можно судить по усиливающемуся треску в наушниках, а о непосредственной близости к грозовым очагам — по резким вздрагиваниям самолета. Выполнение полета в зоне грозовой деятельности имеет некоторые особенности, поэтому необходимо:
1. Записать в штурманский бортовой журнал время встречи самолета с грозовыми облаками и немедленно сообщить об этом диспетчеру РДС и в дальнейшем все свои действия согласовывать с диспетчерской службой, руководящей полетом.
2. Непрерывно вести наблюдения по бортовому радиолокатору, а при его отсутствии визуально за очагами грозовой деятельности и не допускать попадания в них самолета.
3. При необходимости выключить радиосредства.
4. Записывать в бортовом журнале всякое изменение высоты и направления полета.
5. Непрерывно вести прокладку пути на карте и возможно чаще определять место самолета.
При подходе к зоне грозовой деятельности командир экипажа оценивает возможность пролета через эту зону и докладывает об условиях полета диспетчеру. Если невозможно выполнить безопасный пролет через зону грозовой деятельности, то командир корабля, учитывая обстановку, намечает порядок обхода очагов грозовой деятельности, а при невозможности обхода принимает решение о полете на запасный аэродром.
При обходе гроз необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. На самолетах, не имеющих радиолокаторов, мощно-кучевые и кучево-дождевые облака, а также облака, примыкающие к грозовым очагам, разрешается обходить только визуально, на расстоянии не ближе 10 км. Если такой обход на заданной высоте невозможен, разрешается пролет под облаками в равнинной или холмистой местности только днем визуально без входа в зону ливневых осадков. Высота полета над местностью и высота нижней кромки облаков над самолетом при этом должна быть не менее 200 м.
2. Обход грозовых очагов, как правило, должен выполняться в направлении понижения рельефа местности.
3. Пролет зоны грозовых и ливневых очагов под облаками на малых высотах в горной местности (ниже 600 м над рельефом) и ночью запрещается.
4. На самолетах, имеющих бортовой радиолокатор, разрешается обходить видимые на индикаторе грозовые и ливневые очаги как визуально, так и по приборам (в облаках) на заданной высоте при удалении от них не менее 10 км.
5. Пересечение фронтальной облачности разрешается только в том месте, где расстояние между отдельными грозовыми очагами, изображенными на экране радиолокатора, составляет не менее 50 км.
6. Если обойти грозовые и ливневые очаги на заданной высоте невозможно, разрешается по согласованию с диспетчером полет с превышением не менее 500 м над верхней границей облаков.