Использование навигационного индикатора ни-50бм
Назначение НИ-50БМ и задачи, решаемые с его помощью
Одной из важнейших задач, выполняемых экипажем самолета в полете, является сохранение ориентировки. Ее решение достигается периодическим определением места самолета визуальной ориентировкой и с помощью различных радиотехнических средств. При полетах на больших высотах и в сложных метеоусловиях визуальную ориентировку не всегда можно применить, а определение места самолета с помощью радиотехнических средств требует времени, которым штурман не всегда располагает. Поэтому на современных самолетах устанавливается навигационный индикатор НИ-50БМ. Он является автономным прибором, предназначенным для непрерывного счисления пройденного самолетом пути и обеспечения сохранения ориентировки.
Навигационный индикатор позволяет решать следующие задачи самолетовождения:
1. Определять место самолета.
2. Контролировать момент выхода на заданный пункт, проход которого нельзя определить с помощью других средств.
3. Определять направление и скорость ветра.
4. Выводить самолет в заданный район.
5. Контролировать полет при обходе гроз и выходить на ЛЗП после их обхода.
Основные сведения о НИ-50БМ
В комплект навигационного индикатора входят следующие основные приборы (рис. 19.1): датчик воздушной скорости (ДВС), автомат курса, задатчик ветра и счетчик координат. Все они, кроме датчика воздушной скорости, устанавливаются на приборной доске штурмана и используются для управления индикатором.
Навигационный индикатор является полуавтоматом. Одна часть исходных данных вводится в прибор автоматически, а другая — вручную. Данные об истинной воздушной скорости и курсе полета вводятся в навигационный индикатор автоматически, а данные о ветре и положении осей условных координат относительно магнитного меридиана — вручную.
Навигационный индикатор непрерывно учитывает магнитный курс, истинную воздушную скорость и ветер и раскладывает пройденный самолетом путь на две составляющие по осям прямоугольной системы координат (рис. 19.2). Главную ось этой системы условились обозначать буквой С (У), а вторую ось, расположенную перпендикулярно к главной —буквой В (X), т. е. прописными (большими) буквами слов север и восток.
Координаты места самолета указывают две стрелки счетчика координат:
стрелка «С» по оси С, а стрелка «В» — по оси В. Отсчет координат по обеим стрелкам производится по шкале, оцифрованной от 0 до 1000 км.
Для отсчета дальности более 1000 км для стрелки «С» имеется дополнительная шкала, оцифрованная от 0 до 5000 км.
Установка стрелок на нуль или на значение заданных координат осуществляется раздельно с помощью ручки. Если на нее нажать, то при вращении ручки перемещается стрелка «С», если ручку вытянуть на себя, то при ее вращении перемещается стрелка «В». Контроль за работой навигационного индикатора производится по контрольным индексам, обозначенным буквами С и В, которые наблюдаются в специальном окошке.
Рис. 19.1. Основные приборы НИ-50БМ: 1 — автомат курса; 2 —задатчик ветра; 3 — счетчик координат
Координатную ось С обычно располагают на карте в таком направлении, чтобы удобно было пользоваться системой прямоугольных координат на данном участке трассы. Поэтому ось С может не совпадать с магнитным меридианом карты, а составлять с ним некоторый угол. Этот угол условились называть углом карты (см. рис. 19.2). Так как в навигационный индикатор вводится магнитный курс, то и угол карты определяется и устанавливается на индикаторе относительно магнитного меридиана.
Магнитным углом карты (МУК) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана карты и осью С прямоугольной системы координат. Для определения МУК необходимо с помощью транспортира измерить угол по ходу часовой стрелки между северным направлением истинного меридиана карты и осью С прямоугольной системы, координат (ИУК) и алгебраически вычесть из полученного угла величину магнитного склонения района полета:
МУК = ИУК — (± Δм).
Магнитный угол карты устанавливается на шкалах автомата курса и задатчика ветра.