Порядок работы штурмана при выполнении полета по воздушной трассе
Непосредственно перед запуском двигателей, когда все члены экипажа займут свои рабочие места в кабине самолета, проводится контрольная проверка готовности оборудования и самолета к полету в соответствии с контрольной картой обязательных проверок.
После запуска двигателей штурман обязан выполнять свои функции в таком порядке:
1. При рулении на предварительный старт контролировать работоспособность ГИК, ГПК, радиокомпасов и бортового радиолокатора.
2. При подготовке к взлету на предварительном старте прослушивать радиообмен по УКВ радиостанции, проверить правильность настройки радиокомпасов, включить высокое напряжение передатчика радиолокатора и проверить наличие развертки на его экране.
3. На исполнительном старте после установления самолета на линию взлета убедиться, что показания ГИК и ГПК соответствуют МК взлета, проверить правильность показаний радиокомпасов и стрелок КППМ (при включенной наземной аппаратуре), прослушивать связь по УКВ радиостанции.
4. В начале разбега нажать кнопку часов для отсчета времени полета и запомнить время взлета.
5. В процессе разбега сообщать экипажу скорость, начиная с 120 км/ч через 10 км/ч. При скорости 150 км/ч перенести взгляд на прибор тангажа и сообщать угол тангажа, начиная с угла 4°, словами «Тангаж 4» и т. д. (данные указаны для самолета Ан-24).
6. После отрыва самолета следить за выдерживанием направления по курсу, за скоростью и высотой полета. Обязательно докладывать:
а) достижение скорости 210 км/ч при высоте полета не менее 5 м по радиовысотомеру (уборка шасси);
б) достижение высоты 100 и по радиовысотомеру при скорости полета 230—250 км/ч в зависимости от взлетного веса (уборка закрылков).
7. После взлета записать в штурманский бортовой журнал время и МК взлета.
8. После набора высоты 200 м и разрешения диспетчера на выход из круга сообщать командиру корабля данные для выполнения установленного маневра отхода от аэродрома, следить за показаниями приборов и вести ориентировку.
9. На высоте перехода проконтролировать установку высотомеров на давление 760 мм рт. ст.
10. При отходе от ИПМ:
а) сообщить командиру корабля ЗМПУ и МК следования первого участка трассы (маршрута);
б) пустить секундомер и заметить время отхода и остаток топлива;
в) убедиться, что самолет следует с заданным курсом;
г) записать время отхода и МК. в штурманский бортовой журнал, определить остаток топлива и рассчитать предполагаемое время пролета поворотных пунктов маршрута, контрольных ориентиров, границ РДС и аэродрома посадки.
11. Через 5—10 мин после отхода от ИПМ визуально или с помощью РТС произвести контроль пути по направлению и по дальности.
12. В процессе набора высоты следить за режимом набора и за воздушной обстановкой, 2—3 раза уточнить курс следования путем измерения фактического угла сноса.
13. После набора высоты заданного эшелона уточнить и сообщить командиру корабля о местонахождении самолета, рассчитать истинную воздушную скорость и произвести записи в штурманском бортовом журнале. При достаточной протяженности первого участка определить путевую скорость, угол сноса, направление и скорость ветра: Уточнить время прибытия на ППМ.
14. При подходе и пролете ППМ:
а) за 5 мин до ППМ рассчитать по фактическому ветру МК следования, угол сноса, путевую скорость и время полета на очередной участок трассы;
б) за 2—3 мин до ППМ прекратить все записи и расчеты, визуально или с помощью РТС вывести самолет на ППМ, доложить командиру корабля о проходе ППМ и сообщить ему ЗМПУ и МК следования для нового участка трассы;
в) над ППМ заметить время, остановить секундомер и вновь пустить его и отсчитать по приборам остаток топлива;
г) произвести записи в штурманском бортовом журнале и рассчитать время прибытия на очередной ППМ (КО).
15. При полете между ППМ:
а) после отхода от ППМ убедиться, что самолет следует с заданным курсом;
б) вести контроль пути по направлению и по дальности;
в) при уклонении от ЛЗП определить БУ и исправить курс следования.
г) на контрольном этапе определить угол сноса, путевую скорость и фактический ветер;
д) визуально и с помощью РТС определять место самолета и уточнять время прибытия на ППМ;
е) периодически согласовывать ГПК с показаниями ГИК;
ж) систематически осуществлять контроль за режимом полета и при отклонениях от заданного режима докладывать об этом командиру корабля и вносить исправления;
з) рассчитывать навигационные данные на следующий участок трассы.
На последующих участках трассы порядок работы аналогичный.
16. При подходе к аэродрому посадки:
а) за 15—20 мин до аэродрома посадки получить данные об условиях подхода и посадки, просмотреть схему захода на посадку, расположение и превышение препятствий, указанных в схеме;
б) рассчитать время и место начала снижения в соответствии с указаниями диспетчера, безопасную высоту полета для района подхода;
в) настроить радиокомпасы на приводные радиостанции системы посадки установленной на данном аэродроме;
г) рассчитать безопасную высоту для полета по схеме захода на посадку;
д) за 10 мин до посадки рассчитать все элементы захода на посадку и в письменной форме передать расчет командиру корабля;
е) непрерывно контролировать режим снижения и прослушивать по радио информацию о воздушной обстановке в районе аэродрома;
ж) на эшелоне перехода проверить правильность установки барометрических высотомеров на давление аэродрома посадки;
з) вывести самолет на ДПРМ или в другую точку, указанную диспетчером, для захода на посадку по кратчайшему пути.
17. При заходе на посадку:
а)сообщать командиру корабля данные для полета по схеме захода на посадку;
б) вести контроль за полетом и при необходимости вносить поправки, не допуская отклонений самолета от установленной схемы захода;
в) после выхода на предпосадочную прямую выключить передатчик радиолокатора, докладывать командиру корабля высоту и скорость полета и подавать команды в соответствии с распределением обязанностей в экипаже при заходе на посадку.
18. После посадки и заруливания на стоянку выключить все навигацианно-пилотажные приборы и радиооборудование, оформить штурманский бортовой журнал, дать его на подпись командиру корабля и получить от него замечания о работе.
В продолжение всего полета штурман обязан соблюдать осмотрительность и следить за метеорологической обстановкой.
При обнаружении в полете атмосферных гроз и других опасных метеоявлений совместно с командиром корабля намечать маневры для их обхода. Сообщать службе движения метеообстановку по трассе полета и принимать данные о состоянии погоды в пункте посадки и на запасных аэродромах. В случае ухудшения погоды в пункте посадки уточнять по фактическому остатку топлива и фактическому ветру рубеж возврата или рубеж ухода на запасный аэродром. При получении указаний от службы движения на выход в ППМ (КПМ) в заданное время производить расчет потребной воздушной скорости полета.