Сущность устранения (компенсации) полукруговой девиации
Очевидно, что для устранения полукруговой девиации необходимо при помощи постоянных магнитов создать силу, равную по величине и противоположную по направлению силе, вызывающей девиацию. Полукруговая девиация вызывается силами СλН и ВλН и устраняется на четырех курсах: 0, 90, 180, 270° при помощи постоянных магнитов девиационного прибора.
Для уяснения способа устранения полукруговой девиации изобразим все силы, действующие на стрелку компаса на МК=0° (рис.3. 13).
На курсе 0° общая девиация вызывается действием сил AλH, ЕλН и СλН, т. е. суммарной силой F. Зная общую величину девиации на данном
Рис. 3.13. Устранение полукруговой девиации на МК = 0"
курсе, нельзя указать, какую часть девиации вызывает сила СλH. Поэтому с помощью поперечного магнита девиационного прибора создают силу F1, равную по величине силе F, но противоположную ей по направлению. В результате этого девиация на курсе 0° будет доведена до нуля. Однако сила F1 компенсировала не только действие силы СКН, но также действие сил АλН и EλH, т. е. на данном курсе полукруговая девиация устранена с избытком.
Чтобы выявить полукруговую девиацию и устранить только ее, самолет разворачивают на МК= 180° (рис - 3.14). На этом курсе на картушку компаса будут действовать те же силы, что и на МK=0°, но их направление будет иным. Сила ВλН, как видно из рис. 3.13, направлена вперед по оси самолета. Она по-прежнему не будет вызывать девиации, и ее можно изобразить на рис. 3.14 в направлении, совпадающем с направлением сил λH и DλH. Силы λH и DλH действуют в плоскости магнитного меридиана. Силы AλН и ЕλН Действуют на восток: первая из них имеет постоянное направление и от курса не зависит, а
вторая при повороте самолета на 180° меняет свое направление на 360°. На восток будет действовать и сила F1 постоянного магнита, так как она повернулась вместе с самолетом. Сила СλН изменит направление своего действия с восточного на западное.
Из рисунка видно, что только часть силы F1компенсирует действие силы СλН.
В результате на курсе 180° появляется девиация, вызываемая действием сил AλH и EλH, а также той части силы F1, которая не компенсируется действием силы СλН Избыток силы F1 можно устранить. Для этого девиацию, наблюдаемую на МК=180°, уменьшают вдвое при помощи поперечных магнитов девиационного прибора. Оставшаяся половина девиации — это четвертная и постоянная, которые не могут быть устранены при помощи магнитов девиационного прибора.
Аналогично устраняется полукруговая девиация на курсах 90 и 270°, вызываемая силой ВλН. Но в этом случае используют продольные магниты девиационного прибора.
Назначение и устройство девиационного пеленгатора
Девиационный пеленгатор предназначен для определения магнитных пеленгов ориентиров, фактического МК самолета и установки последнего на заданный МК. Устройство пеленгатора показано на рис. 3. 15. Визирная рамка 3 состоит из глазного (с прорезью) и предметного (с нитью) диоптров. Она может вращаться вокруг вертикальной оси относительно азимутального лимба 1 или быть застопоренной. С помощью индекса 4 обозначается продольная ось самолета. Уровень 5 служит для установки лимба в горизонтальное положение, а шаровой шарнир 7 — для установки в заданном положении. При помощи кронштейна 8 девиационный пеленгатор крепится на треноге или на самолете.