Тема 3.5. Человек и ноосфера. Экология и здоровье человека
I. Задание для самостоятельной работы
1. Рассмотрите сущность и структуру биосферы и ноосферы и особенности их развития.
2. Проанализируйте учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере и его особенности.
3*. Раскройте основные основные тенденции эволюции ноосферы.
4. Изучите современные экологические проблемы и основные пути их разрешения.
II. План практического занятия
1. Понятия "биосфера" и "ноосфера" и их роль в современном научном познании.
2. Основные тенденции развития биосферы и ноосферы.
3. Современные экологические проблемы и их влияние на биологические основы развития человека. Понятие биоэтики.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к практическому занятию
Раскрытие и усвоение вопросов занятия необходимо начать с анализа содержания основных понятий темы занятия: "биосфера", "ноосфера", "экосистема", "экологическая проблема", “биоэтика” и др. Их рассмотрение предполагает уяснение сущности и структурной организации биосферы и эволюцию ее в ноосферу как область, связанную с разумной деятельностью человека. В историческом аспекте данной проблемы важно показать особенности и различие в понимании ноосферы французскими учеными Леруа и Тейяром де Шарденом и русским мыслителем В.И. Вернадским, определившим ноосферу как новое эволюционное состояние биосферы, связанное с развитием общества и сознательной деятельностью человека.
Рассматривая второй вопрос, необходимо вычленить и раскрыть содержание основных принципов функционирования биосферы, таких, как целостность, устойчивость, равновесие, гармоничность и организованность биосферы и др. Выделение основных тенденций развития ноосферы в современных условиях также является ключевым звеном в раскрытии содержания данного вопроса.
При анализе третьего вопроса важно обратить внимание на характер противоречий в системе "природа - биосфера - человек", обострение которых вызывает современные экологические проблемы. При этом следует подчеркнуть, что рост материальных потребностей и интенсивное развитие производства, сопровождающиеся истощением природных сырьевых и энергетических ресурсов и комплексным загрязнением окружающей среды, остро выдвигают перед человечеством глобальную экологическую проблему - сохранение динамического равновесия биосферы и жизнедеятельности людей. Нарушение этого равновесия влияет на здоровье человека и может подорвать биологические основы жизни на планете. Определение путей и направлений выхода из социально-экологического кризиса является логическим завершением рассмотрения вопросов семинара.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
Дополнительная литература
1. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - М., 1994.
2. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. – М., 2005.
3. Прохоров Б. Б. Экология человека. – М., 2004.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что включает в себя ноосфера.
2. Как осуществляется переход от биосферы к ноосфере.
3. Проанализируйте основные тенденции эволюции ноосферы.
4. Какова роль техносферы в эволюции биосферы.
5. Назовите основные современные экологические проблемы.
6. Покажите соотношение биоэтики и экологической этики
Тестовые задания к темам 3.4.-3.5.
1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, - это:
1. Атмосфера 3. Литосфера
2. Биосфера 4. Гидросфера
2. Влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания – это:
1. Биотические факторы 2. Экологические факторы
3. Антропогенные факторы 4. Абиотические факторы
3. Автором строк «Под именем живого вещества я буду подразумевать всю совокупность организмов, растительных и животных, в том числе и человека» является:
1. Ч.Дарвин 2. В.И.Вернадский 3 3 .Ж.Б.Ламарк 4. А.И.Опарин
4. Установите соответствие – данные работы написали:
1. «Феномен человека» А) В.И.Вернадский 1. 1940 г.
2. «Биосфера» Б) Т.де Шарден 2. 1909 г.
3. «Лик Земли» В) Э.Зюсс 3. 1926 г.
5. Уникальность феномена человека по Т.де Шардену и В.И.Вернадскому проявляется в том, что
1. Человек становится основным преобразующим природу фактором
2. Под влиянием научной мысли человека биосфера переходит в ноосферу
3. В единстве функционирования законов человека, общества и природы
4. Человек – начало эволюции к планетарному сознанию.
6. Учение о биосфере разработал:
1. В.И.Вернадский 3. Ч.Дарвин
2. Ж.Б.Ламарк 4. К.Линней
7. Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов – это:
1. Экологические факторы 2. Биотические факторы
3. Абиотические факторы 4. Антропогенные факторы
8. Установите соответствие – данные работы написали:
1. «Космический пульс жизни» 1. В.И.Вернадский
2. «Научная мысль как планетное явление» 2. А.Л.Чижевский
3. «Философия зоологии» 3. Ж.Б.Ламарк
9. Человечество выживет лишь в том случае, когда
1. Будет сохранен озоновый слой Земли
2. Будет предотвращено глобальное потепление
3. Антропогенное воздействие на биосферу не будет превышать пороговые критические уровни
4. Будет использоваться термоядерная энергия
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Предпосылки и этапы развития науки.
2. Закономерности и тенденции развития науки.
3. Современные модели развития науки.
4. Основные черты современной науки.
5. Научная рациональность и современный этап развития науки.
6. Наука как социальный институт
7. Возникновение и этапы развития научной картины мира.
8. Эволюция физической картины мира.
9. Особенности научной революции в естествознании в началеXX века.
10. Механистическая картина мира: ее преимущества и недостатки.
11. Становление современной естественнонаучной картины мира.
12. Роль методологии в развитии науки.
13. Проблемы научного метода в естествознании.
14. Общенаучные методы современного естествознания и их характеристика.
15. Особенности использования системного метода в естественных науках.
16. Противоречия системного мышления и пути их разрешения.
17. Роль методов теоретического этапа познания в создании научных теорий.
18. Квантовая механика: предпосылки и основные этапы развития.
19. Принципы соответствия и дополнительности и их методологическое значение для естественных наук.
20. Современные научные представления о структуре и свойствах элементарных частиц.
21. Квантовая механика и изменение формы детерминизма.
22. Современные представления о взаимосвязи пространства и времени в микромире.
23. Значение квантовой механики и ядерной физики для развития цивилизации.
24. Основные формы взаимодействий явлений объективного мира.
25. Единство хаоса и самоорганизации в явлениях природы.
26. Основные положения специальной теории относительности и их мировоззренческий смысл.
27. Общая теория относительности как релятивистская теория тяготения.
28. Проблема взаимосвязи материи, пространства и времени в квантово-релятивистской картине мира.
29. Значение законов термодинамики для описания физических процессов в материальном мире.
30. Гипотезы происхождения Вселенной.
31. Современные модели Вселенной иих мировоззренческий смысл.
32. Космогонические концепции происхождения звезд и планет.
33. Развитие релятивистской космологии (А. Эйнштейн, А.А. Фридман и др.).
34. Парадоксы и затруднения современной картины Вселенной.
35. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций.
36. Этапы становления и развития биологии как науки.
37. Проблема происхождения и сущности жизни в биологии.
38. Мировоззренческое значение эволюционной теории Ч. Дарвина.
39. Генетика как наука: основные понятия и законы.
40. Концепции происхождения жизни (А.И. Опарин и А.П. Руденко), основные идеи и их значение.
41. Синтетическая теория эволюции и ее значение для современной науки.
42. Проблема мутаций в современной генетике.
43. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.
44. Самоорганизация и управление в социокультурных системах.
45. Основные понятия и принципы синергетики и их мировоззренческий смысл.
46. Кибернетика как наука: основные положения и принципы.
47. Методы кибернетики.
48. Понятие информации и ее виды.
49. Принципиальные возможности создания искусственного интеллекта.
50. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
51. Закономерности эволюции биосферы и ноосферы.
52. Понятие "экосистема" и принципы ее развития.
53. Глобальные экологические проблемы и путиих разрешения.
54. Экология и здоровье человека.
55. Биоэтика и формирование мировоззрения личности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Естествознание в структуре современной науки.
2. Предпосылки и основные этапы развития науки.
3. Понятие науки и основные закономерности ее развития.
4. Структура науки и ее классификация.
5. Современные концепции развития науки.
6. Понятие и содержание современной научной картины мира.
7. Эволюция естественнонаучной картины мира.
8. Методология современного естествознания.
9. Методы современного естествознания и их характеристика.
10. Системный подход: основные понятия и методологические возможности.
11. Синергетический подход и его значение в современном научном познании.
12. Глобальный эволюционизм и самоорганизация материи.
13. Возникновение и основные этапы развития квантовой механики.
14. Современные научные представления о систематике и свойствах микрочастиц.
15. Основные формы фундаментальных взаимодействий явлений объективного мира и их характеристика.
16. Предпосылки возникновения и основные положения специальной теории относительности А. Эйнштейна.
17. Основные положения общей теории относительности А. Эйнштейна и ее мировоззренческий смысл.
18. Принципы соответствия, дополнительности, соотношения неопределенностей и их методологическое значение.
19. Принципы симметрии и законы сохранения.
20. Современные представления о законах взаимодействий, их качественной определенности и многообразии.
21. Основные концепции эволюционной химии.
22. Развитие представлений о строении и свойствах Вселенной в истории науки.
23. Современная космология о строении и свойствах Вселенной.
24. Основные гипотезы возникновения Вселенной и их основания.
25. Космологические модели Вселенной.
26. Космогонические гипотезы происхождения Солнечной системы.
27. Основные этапы развития биологической картины мира.
28. Эволюционная теория Ч. Дарвина: основные положения и мировоззренческое значение.
29. Основные положения синтетической теории эволюции.
30. Проблема происхождения и сущности жизни в биологиии еесовременное решение.
31. Концепции происхождения жизни в биологии, их характеристика и мировоззренческое значение.
32. Генетика как наука и основные этапы ее развития.
33. Основные понятия и законы современной генетики.
34. Природа мутаций и ее решение в современной генетике.
35. Генетика о соотношении биологического и социального в человеке.
36. Мировоззренческий смысл генной инженерии.
37. Основные понятия и принципы кибернетики.
38. Понятия "биосфера" и "ноосфера" в современной науке иих мировоззренческое значение.
39. Экологические проблемы иих влияние на биологические основы развития человека.