Тема 2.5. Современные представления об эволюции Вселенной
I. Задания для самостоятельной работы
1. Рассмотрите основные этапы развития представлений о строении Вселенной в космологии.
2. Изучите основные гипотезы Большого взрыва и «Горячей» Вселенной происхождения Вселенной и ее модели.
3. Проанализируйте парадоксы и затруднения современной картины Вселенной.
II. План практического занятия
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Развитие представлений о Вселенной в истории науки. Структурные уровни организации материи во Вселенной.
2. Гипотезы "Большого взрыва" и “горячей Вселенной” и их основания. Модели Вселенной и их интерпретация.
3. Современная космология о возможности существования жизни во Вселенной.
III. Рекомендации для выполнения заданий
и подготовки к практическому занятию
При обсуждении первого вопроса занятия необходимо рассмотреть эволюцию взглядов на строение Вселенной в истории науки. В период античности следует отметить вклад Гиппарха в становление астрономии, идею гелиоцентризма Аристарха Самосского и создание Птолемеем геоцентрической системы. Новый этап в развитии космологии связан с эпохой Возрождения и нового времени. Следует отметить создание Н. Коперником гелиоцентрической системы мира; появление идеи Дж. Бруно о множественности миров и взглядов Г. Галилея в русле системы гелиоцентризма; открытие И. Кеплером законов движения планет; формирование небесной механики и космогонических концепций П. Лапласа, Р. Декарта, И. Канта и другие. Структурные уровни организации Вселенной можно рассмотреть в следующей последовательности: начиная от элементарных частиц, атомов, молекул в малых масштабах до планет, звезд, галактик, скопления галактик, "сверхгалактик" и заканчивая дисперсным веществом (газы, пыль) и физическими полями (гравитационное, электромагнитное и др.).
При подготовке второго вопроса необходимо проанализировать основные гипотезы происхождения Вселенной и ее модели, связанные с развитием космологии вXX веке. В рамках релятивистской космологии следует обратиться к моделям "стационарной" Вселенной А. Эйнштейна и "нестационарной" Вселенной А. Фридмана. В дальнейшем целесообразно более подробно рассмотреть гипотезы "горячей Вселенной" Г.А Гамова и "Большого взрыва", отмечая ряд стадий, которые проходит в своем развитии Вселенная: сингулярности, расширения, сжатия и пульсации. В качестве оснований данных гипотез можно выделить явление "красного смещения", реликтовое излучение, обоснование Э. Хабблом процесса "разбегания" галактик и расширения Вселенной и др.
Завершением подготовки к занятию является анализ проблемы поиска и возможности существования внеземных цивилизаций, а также парадоксов и затруднений современной картины Вселенной.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
2. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д., 2009.
3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 2009.
Дополнительная литература
1. Астрономия и современная картина мира. – М., 2002.
2. Ровинский Р. Е.Развивающаяся Вселенная. – М., 2003.
3. Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. - М., 2001.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскройте сущность гелиоцентрической системы мира Н.Коперника.
2. В чем состоит сущность гипотезы "горячей Вселенной" и кто ее автор.
3. Каковы основания гипотезы "Большого взрыва".
4. Раскройте содержание моделей "стационарной" и "нестационарной", "открытой" и "закрытой" Вселенной.
5. Определите основное содержание закона Э. Хаббла.
6. В чем состоит смысл гипотезы множественности Вселенных.
Тема 2.6. Современные космология и космогония о происхождении и
Эволюции звездных систем.
I. Задания для самостоятельной работы
1. Рассмотрите подход Э.Хаббла к классификации галактик.
2. Проанализируйте космогоническую гипотезу О.Ю.Шмидта.
3*.Раскройте содержание концепций дрейфа материков А.Вегенера.
4. Каковы основные этапы эволюции различных типов звезд.
II. План практического занятия
1. Происхождение, эволюция и классификация галактик и звезд.
2. Космогонические гипотезы происхождения Солнечной системы.
3. Образование и структура Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек.
III. Рекомендации для выполнения заданий
и подготовки к практическому занятию
При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на образование и классификацию галактик, строение и характеристики Млечного пути, а также на особенности обычных, нейтронных звезд, красных гигантов и их эволюцию: белые карлики, пульсары, черные дыры.
Выяснение содержания основных космогонических гипотез происхождения Солнечной системы предполагает анализ концепций электромагнитного происхождения, «холодного» происхождения О.Ю.Шмидта и гипотезы катастрофизма Дж. Джинса.
Анализ третьего вопроса предполагает рассмотрение строения Солнца и Земли, а также концепцию дрейфа материков, концепций развития геосферных и географических оболочек планет.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2008.
2. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д., 2009.
3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М., 2009.
Дополнительная литература
1. Астрономия и современная картина мира. – М., 2002.
2. Ровинский Р. Е.Развивающаяся Вселенная. – М., 2003.
3. Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной.
- М., 2001.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какова классификация галактик по Э.Хабблу.
2. Раскройте основные типы звезд в галактике.
3. Проанализируйте этапы эволюции различных типов звезд.
4. Что такое черные дыры.
5. Назовите основные космогонические гипотезы происхождения солнечной системы.
6. Раскройте структурное строение Земли.
Тестовые задания к темам 2.3.-2.6.
1. Гелиоцентрическую систему мира впервые разработал:
1. Дж. Бруно 2. Н. Коперник
3. А. Эйнштейн 4. К. Птолемей
2. Работу «Об обращении небесных сфер» написал:
1. Дж. Бруно 2. Г. Галилей
3. К. Птолемей 4 .Н. Коперник
3. Нестационарную модель Вселенной разработал:
1.А. Эйнштейн 3. Г. Гамов
2.Э. Хаббл 4. А. Фридман
4. Галактики во Вселенной разделяются на следующие основные типы:
1.Эллиптические 2. Симметричные
3.Сферические 4. Газопылевые
5.Неправильные 6. Спиральные
5. Установите соответствие – данный тип звезд, имеющий соответствующую массу коллапсирует:
1. Обычные звезды А) Черную дыру 1. m > 2mc
2. Нейтронные звезды Б) Пульсар 2. m < 1,2mc
3. Красные гиганты В) Белый карлик 3. m – 1,2 - 2mc
6. Создателем релятивистской теории тяготения является:
1. И. Ньютон
2.А. Эйнштейн
3.Н. Бор
4.Дж. Максвелл
7. Установите соответствие – Солнце, вращаясь с определенной скоростью вокруг ядра галактики совершает полный оборот за:
1. 220 млн. лет А. 320 км/сек
2. 300 млн. лет Б. 140 км/сек
3. 150 млн. лет В. 250 км/сек
8. Установите соответствие – данные модели и гипотезы Вселенной разработали:
1. Стационарной Вселенной А) Г. Гамов 1. 1922 г.
2. Нестационарной Вселенной Б) А. Эйнштейн 2. 1946 г.
3. «Горячей Вселенной» В) А. Фридман 3. 1917 г.
9. Определите, в какую постзвезду коллапсируют нестационарные звезды:
1. Нейтронная звезда А) Белый карлик
2. Красный гигант Б) Черную дыру
3. Обычная звезда В) Радиопульсар
10. Закон зависимости энергии от массы материальных тел и скорости их движения открыл:
1.И. Ньютон 2. А. Эйнштейн
3.Р. Клаузиус 4. Э. Хаббл