Постановка учебной проблемы.
Задача. На столе стоит 36-х литровая банка с водой. Определите массу воды в банке. (Проблемная ситуация «с затруднением»). Как это можно сделать?
Поиск решения.
Обсуждение гипотез:
- Взвесить на весах (но надо знать еще массу пустой банки. На школьных весах взвешивать нельзя, т.к. масса больше допустимой.)
- Заставить банку с водой провзаимодействовать с другим телом известной массы. (Это сделать очень трудно, стекло может разбиться, и неудобно).
- Так как же решить эту задачу?
- Что нужно знать?
(Побуждающий диалог) (V воды и массу 1 литра воды)
Если побуждающий диалог не развивается, переходим к подводящему диалогу. Предлагаем решить два примера: в бочке емкостью 2м3 находится 2т воды; в мензурку до деления 150 мл налито 150г. воды. Найдите массу единицы объема воды в каждой емкости.
Ответы: 1т в 1м3, 1г в 1см3.
- А теперь выразите в полученных результатах массу в килограммах, а объем в кубических литрах.
- Какой вывод можно сделать?
(1000 кг в 1м3).
Вывод: масса единицы объема воды одинакова.
Введение нового знания.
Полученную величину называют плотностью воды.
Обозначают ее буквой («ро»).
- Так что такое «плотность вещества»? (масса единицы объема вещества)
- Какова же тема сегодняшнего урока?
- Какую формулу можно создать для плотности вещества?
- Что нужно знать?
- Как прочитать эту формулу словами? (плотность вещества равна отношению массы тела к его объему)
- Какова же единица плотности? (В каких единицах измеряется масса? Объем?)
Демонстрация опыта. Возьмем 2 тела равного объема (деревянный брусок и железный), положим их на весы.
- Что можно сказать о массах тел?
- Почему железный брусок перевешивает? (у железа больше ρ).
Обратимся к таблицам в учебнике «Плотности некоторых твердых тел, жидкостей и газов» с.50-51.
- Какое вещество в таблице №2 имеет самую большую плотность?
- Что означает 1800? 1,8?
- Сравните плотности морской воды и чистой.
- Плотности каких трех жидкостей одинаковые?
- Что вы можете сказать о плотностях Газов?
- Почему газы имеют малые плотности?
- Так что характеризует плотность?
- Зависит плотность вещества от массы тела? От объема?
- Так теперь вы сможете решить задачу, поставленную в начале урока? Вода в банке чистая.
;
- Каков объем воды? (3л)
- Как узнать массу воды?
Объем нужно выразить в м3 (в СИ)
- Какой результат? (m=3кг).
- Как перевести плотность из в и наоборот?
Обсуждение гипотез.
Запись механизма перевода на доске.
- Так какое Вы знание сегодня открыли?
Продуктивные задания для выражения решения.
1. Составьте схему «Плотности вещества».
2. Придумайте 2-3 вопрос к Тб №2-№4.
3. Придумайте вопрос, загадку или стихотворение о плотности.
Реализация продукта.
Схемы по магнитной доске на листах; задать свои вопросы ребятам. Оценивание созданных схем и вопросов.
Домашнее задание: §21; Упражнение (1,2,4). В классе мы подобные вопросы рассмотрим в ходе открытия нового знания.
Класс.