Постановка учебной проблемы.

Задача. На столе стоит 36-х литровая банка с водой. Определите массу воды в банке. (Проблемная ситуация «с затруднением»). Как это можно сделать?

Поиск решения.

Обсуждение гипотез:

  1. Взвесить на весах (но надо знать еще массу пустой банки. На школьных весах взвешивать нельзя, т.к. масса больше допустимой.)
  2. Заставить банку с водой провзаимодействовать с другим телом известной массы. (Это сделать очень трудно, стекло может разбиться, и неудобно).
  • Так как же решить эту задачу?
  • Что нужно знать?

(Побуждающий диалог) (V воды и массу 1 литра воды)

Если побуждающий диалог не развивается, переходим к подводящему диалогу. Предлагаем решить два примера: в бочке емкостью 2м3 находится 2т воды; в мензурку до деления 150 мл налито 150г. воды. Найдите массу единицы объема воды в каждой емкости.

Ответы: 1т в 1м3, 1г в 1см3.

  • А теперь выразите в полученных результатах массу в килограммах, а объем в кубических литрах.
  • Какой вывод можно сделать?

(1000 кг в 1м3).

Вывод: масса единицы объема воды одинакова.

Введение нового знания.

Полученную величину называют плотностью воды.

Обозначают ее буквой Постановка учебной проблемы. - student2.ru («ро»).

  • Так что такое «плотность вещества»? (масса единицы объема вещества)
  • Какова же тема сегодняшнего урока?
  • Какую формулу можно создать для плотности вещества?
  • Что нужно знать?

Постановка учебной проблемы. - student2.ru

  • Как прочитать эту формулу словами? (плотность вещества равна отношению массы тела к его объему)
  • Какова же единица плотности? (В каких единицах измеряется масса? Объем?)

Постановка учебной проблемы. - student2.ru

Демонстрация опыта. Возьмем 2 тела равного объема (деревянный брусок и железный), положим их на весы.

  • Что можно сказать о массах тел?
  • Почему железный брусок перевешивает? (у железа больше ρ).

Обратимся к таблицам в учебнике «Плотности некоторых твердых тел, жидкостей и газов» с.50-51.

  • Какое вещество в таблице №2 имеет самую большую плотность?
  • Что означает 1800? 1,8?
  • Сравните плотности морской воды и чистой.
  • Плотности каких трех жидкостей одинаковые?
  • Что вы можете сказать о плотностях Газов?
  • Почему газы имеют малые плотности?
  • Так что характеризует плотность?
  • Зависит плотность вещества от массы тела? От объема?
  • Так теперь вы сможете решить задачу, поставленную в начале урока? Вода в банке чистая.

Постановка учебной проблемы. - student2.ru ;

  • Каков объем воды? (3л)
  • Как узнать массу воды?

Постановка учебной проблемы. - student2.ru

Объем нужно выразить в м3 (в СИ)

  • Какой результат? (m=3кг).
  • Как перевести плотность из Постановка учебной проблемы. - student2.ru в Постановка учебной проблемы. - student2.ru и наоборот?

Обсуждение гипотез.

Запись механизма перевода на доске.

  • Так какое Вы знание сегодня открыли?

Продуктивные задания для выражения решения.

1. Составьте схему «Плотности вещества».

2. Придумайте 2-3 вопрос к Тб №2-№4.

3. Придумайте вопрос, загадку или стихотворение о плотности.

Реализация продукта.

Схемы по магнитной доске на листах; задать свои вопросы ребятам. Оценивание созданных схем и вопросов.

Домашнее задание: §21; Упражнение (1,2,4). В классе мы подобные вопросы рассмотрим в ходе открытия нового знания.

Класс.

Наши рекомендации