Инерциальная курсовертикаль ИКВ-72
Инерциальная курсовертикаль ИКВ-72 представляет собой конструктивное объединение курсового гироагрегата и гировертикали, коррекция которой обеспечивается не жидкостными маятниками, а более точными инерциальными методами по сигналам интегральной коррекции.
ИКВ-72 предназначена для использования в пилотажно-навигационных комплексах в качестве датчика курса, крена и тангажа. ИКВ-72 обеспечивает: определение гироскопического курса, тангажа и крена , абсолютного вертикального ускорения; азимутальной угловой скорости; формирование составляющих путевой скорости по двум горизонтальным осям платформы, свободной в азимуте; выработку сигналов «Исправность» курсовертикали, «Готовность» курсовертикали, «Исправность курса» и «Исправность вертикали».
В комплект ИКВ-72 входят: гиростабилизированная платформа, усилители БУ-25, БУ-26, БУ-27, У-П2 и генератор напряжении, расположенные в герметичной части; блоки встроенного контроля БВК-3 и БВК-4, блок питания БП-33-1, согласующее устройство УС-21, стабилизатор напряжения и блок запоминающего устройства, расположенные в негерметичной части.
Основные эксплуатационные данные ИКВ-72:
погрешность измерения ψг в диапазоне O...36O0 (режим «Свободной в азимуте» платформы) — 0,3 °/ч;
погрешность выдерживания вертикали за 1 ч работы — 0,5°;
погрешность определения абсолютного вертикального ускорения — 1%;
погрешность измерения составляющих абсолютной скорости по двум горизонтальным осям гироплатформы за 1 ч работы — 80 м/с.
Время готовности с момента подачи питания не более 10 мин в любых эксплуатационных условиях. Курсовертикаль выполнена в виде самостоятельной функциональной системы.
Гироскопическая платформа обеспечивает положение осей чувствительности акселерометров в заданных направлениях относительно Земли и выдает данные об угловых положениях ЛА в виде сигналов датчиков, в качестве которых используются синусно-косинусные вращающиеся трансформаторы (СКТ).
Блок усилителей БУ-25 усиливает сигналы гироскопической стабилизации платформы по трем основным осям, обеспечивает работу следящей системы внешней рамы крена, участвует в начальной выставке платформы в плоскости горизонта и в азимуте, контролирует работоспособность канала стабилизации и внешней рамы и выдает сигнал отказа.
Блок усилителей БУ-26 усиливает сигналы с акселерометров по напряжению, интегрирует их и перед подачей на датчики моментов усиливает по мощности.
Блок усилителей БУ-27 служит для предварительного усиления сигналов с датчиков углов гироскопов и акселерометров. Усилитель электрической пружины У-178 предназначен для работы в системе межрамочной коррекции курсового гироскопа Г2.
Блоки встроенного контроля БВК-3 и БВК-4 обеспечивают контроль работы курсовертикали, переключение режимов работы и выдачу сигналов ее состояния.
Генератор ГН-14 вырабатывает питание для гиромоторов, обмоток возбуждения датчиков углов гироскопов и акселерометров.
Блок питания БП-33-1 выдает вторичное питание усилителям курсовертикали при использовании в качестве основного источника 115 В, 400 Гц с резервированием от +27 В на случай кратковременного пропадания напряжения.
Согласующее устройство УС-21 развязывает выходы крена, тангажа и курса.
Стабилизатор напряжения выдает опорное напряжение +10 В.
Блок запоминающего устройства компенсирует постоянную составляющую скорости дрейфа курсового гироскопа.
Основным устройством ИКВ-72 является пространственная четырехрамочная гиростабилизированная платформа (рис. 10.4). Она представляет собой трехосный гиростабилизатор с дополнительной следящей рамой, которая обеспечивает невыбиваемость платформы при любых эволюциях ЛА. Кардановый узел платформы состоит из рамы внутреннего крена, рамы тангажа, следящей рамы и собственно платформы, на основании которой расположены два гироскопа типа ГВК-3 и три акселерометра типа ДА-10. Гироскоп Г1 с вертикально расположенным вектором кинетического момента Н1 обеспечивает стабилизацию по осям крена и тангажа, т. е. выполняет роль датчика гировертикали. Гироскоп Г2 с горизонтально расположенным вектором кинетического момента Н2 обеспечивает стабилизацию в азимуте, т. е. является датчиком курсового гироагрегата. Платформа подвешена к раме внутреннего крена на радиальных шариковых подшипниках.
Гироскоп типа ГВК — динамически настраиваемый с внутренним карданом и двухфазным гистерезисным двигателем. Он имеет две пары полюсов. Синусно-косинусные трансформаторы СКТ ψ, СКТ υ и СКТ γ являются датчиками угловых отклонении ЛА относительно гиростабилизированной платформы и крепятся на осях вращения рам с одной стороны. С другой стороны осей крепятся безредукторные датчики моментов типа ДМ-5, обозначаемые на рис. 10.3 ДС.
Рассмотрим процесс стабилизации в азимуте относительно оси Оε. При возникновении внешнего возмущающего момента Mε гироскоп Г2 начнет прецессировать и с датчика угла Ду1 через усилитель выдается сигнал на датчик моментов ДмЗ. Последний разовьет момент, равный моменту Mξ, но противоположный по знаку, и гироплатформа будет стабилизирована по углу ψ. Для невыбиваемости платформы, которая обеспечивается перпендикулярностью рам крена и тангажа, предусмотрена следящая система внешней рамы крена, состоящая из СКТ Yвн усилителя внешней рамы УВР и датчика моментов Дс4.
Для стабилизации платформы в плоскости горизонта при любых углах поворота ЛА в азимуте предусмотрен преобразователь координатный ПК, установленный на вертикальной оси карданова подвеса. Он является распределителем сигналов с датчиков углов гироскопа Г1 через соответствующие усилители У1 и У2 на двигатели стабилизации Ml и М2 в зависимости от углов поворота платформы в азимуте.
Рис.10.4 Кинематическая схема гироплатформы инерциальной системы ИКВ-72
Акселерометр ДА-10 маятникового типа в «сухом» исполнении с индукционным датчиком углов и катушкой обратной связи, на которую подается напряжение постоянного тока, вырабатывает сигналы, пропорциональные измеряемому ускорению. Акселерометры установлены на платформе так, что их оси чувствительности образуют трехгранник OXYZ. Акселерометры Ах и Ау выдают сигналы, на основе которых определяются составляющие абсолютной скорости ЛА; акселерометр Аz служит для выдачи сигнала, пропорционального вертикальному ускорению ЛА. В акселерометре (рис. 10.5) маятник 2, укрепленный на цапфах в опорах 1, под действием инерционных сил перемещается вдоль оси чувствительности вместе с роторной катушкой индукционного датчика угла 3 относительно статорных катушек 4. Вследствие этого в роторной катушке будет наводиться ЭДС, значение которой пропорционально перемещению маятника, а ее фаза зависит от направления перемещения. Эта ЭДС поступает в усилитель БУ-27, где предварительно усиливается, и далее на усилитель БУ-26, с выхода которого подается в виде напряжения постоянного тока на обмотку катушки обратной связи 6. Магнитное поле, возникающее вокруг катушки обратной связи, взаимодействует с полем постоянного магнита 5, укрепленного на корпусе. В результате этого взаимодействия создается сила, противодействующая инерционной силе маятника. При равновесии этих сил значение тока в катушке обратной связи будет пропорционально ускорению платформы, а направление тока определяется знаком ускорения. Для выработки составляющих интегральной коррекции гироплатформы и абсолютной скорости полета ЛА (см. рис. 10.4) сигналы акселерометров Ах и Аy подаются на аналоговые интеграторы АИ1 и АИ2.
Рис 10.5 Функциональная схема акселерометра ИКВ-72
Интеграторами являются усилители постоянного тока с большим коэффициентом усиления, охваченные емкостной обратной связью (рис. 10.6). Они работают в двух режимах при подаче сигналов: «Готовность» — в режиме интегратора; «—15 В ТВ», определяющего начало точной выставки платформы, — в режиме апериодического усилителя с большим коэффициентом усиления ky = R3/R1. Переключение режимов происходит с помощью МОП-ключа, находящегося в элементе схемы Э1. В режиме интегратора сигнал акселерометра снимается с резистора Rи, и поступает на вход 1 интегратора АИ, в режиме усилителя емкость С шунтируется резистором R3 и на вход усилителя идет сигнал после первого каскада усиления блока БУ-26.
Рассмотрим режимы работы системы ИКВ-72. При включении питания на курсовертикаль подаются: переменное однофазное напряжение 115В, 400 Гц, постоянное напряжение 27В, переменное трехфазное напряжение 36 В, 400
Гц. При этом блоками встроенного контроля БВК-3 и БВК-4 вырабатываются сигналы «Исправность». «Исправность курса» и «Исправность вертикали», поступающие в навигационный комплекс, и происходит автоматическая подготовка курсовертикали к работе, которая состоит из двух этапов: ускоренный выход (УВ) платформы в горизонт и в азимуте и точная выставка (ТВ) платформы.
.
Рис 10.6 Схема интегратора акселерометра
Этап УВ обеспечивает быстрое согласование платформы относительно корпуса курсовертикали. Для этого в каналах крена, тангажа и курса на рис. 10.7 показана схема канала крена, остальные схемы аналогичны. С помощью реле Р2 и Р1 на роторные обмотки СКТ γвн, СКТ # и СКТ Ч> подается питание 20 В, 12 КГц вместо 36 В, 400 Гц рабочего режима. Сигналы с синусных обмоток статоров СКТ γвн и CKTψ , где связи обозначены пунктирными линиями, идут на усилители стабилизации У2 и УЗ и далее на двигатели ста билизации М2 и МЗ, которые разворачивают платформу так, чтобы обнулить сигналы с синусных обмоток ротора. Сигнал с синусной обмотки СКТ суммируется в усилителе стабилизации У1 с сигналом акселерометра Ах. В результате Ml отрабатывает раму тангажа так, чтобы сигнал с акселерометра Ах был минимальным. Усилитель УВР на этапе УВ получает сигнал от СКТ γвн и акселерометра Ау, заставляя внешнюю раму с помощью двигателя
Рис 10.7 Схема канала крена УВ.
стабилизации М4 принять согласованное положение. Этап ускоренного выхода платформы длится около 1 мин, после чего по сигналу с БВК-4 начинается радиальная коррекция платформы или режим точной выставки. Одновременно с началом радиальной коррекции начинает работать гироскопическая стабилизация, описанная выше.
В режиме радиальной коррекции (рис. 10.8) с БВК-4 выдается сигнал «—15В ТВ» и сигналы с датчиков акселерометров Ах и Av поступают на аналоговые усилители интеграторов, в которых отключена обратная связь, т. е. оси работают в качестве апериодических усилителей, После усиления сигналы поступают на датчики моментов Дм1 и Дм2 гироблока П. Последний заставляет прецессировать платформу с акселерометрами к положению, перпендикулярному вектору кажущейся скорости, который равен сумме векторов ускорения от силы тяжести и ускорения, определяемого изменением величины и направления скорости движения ЛА.
Рис 10.8 Схема канала тангажа(крена) в режиме радиальной коррекции.
При этом в канале курса (см. рис. 10.4) сигналы с синусной обмотки СКТ ψ последовательно подаются на усилитель УК и усилитель датчика моментов Дм1 гироскопа Г2. В итоге платформа стабилизируется по азимуту согласно произвольно направленному вектору кинетического момента Н2, гироблока Г2. Радиальная коррекция заканчивается тогда, когда сигналы с акселерометров близки к нулю. В результате реализации этого режима измерительные оси акселерометров будут находиться в горизонтальной плоскости с точностью до 3'. Для выработки сигнала «Готовность» сигналы с акселерометров поступают в БВК-3 (рис. 10.9, а), где обеспечивается контроль цепей коррекции.
Рис 10.9 Функциональные схемы контроля БВК-3:
а-контроль цепей коррекции и выдача сигнала (Готовность), б-контроль блока питания по напряжению +5В, в- конроль напряжения генератора ГН-14, г- контроль работы СКТ.
Этот контроль производится по условию, что сумма квадратов выходных сигналов коррекции должна быть равна квадрату напряжения U0, соответствующего угловой скорости вращения Земли, т. е.
(10.7)
При выполнении условия (10.7) БВК-3 выдает сигнал «Готовность» и с помощью БВК-4 производится переключение работы курсовертикали в рабочий режим. В рабочем режиме, курсовертикаль свободна в азимуте, так как ССКТ ψ отключен от усилителя УС. В горизонтальной плоскости платформа удерживается с помощью сигналов интегральной коррекции, т. е. с помощью гироскопа Г1 (см. рис. 10.4), на который накладываются моменты коррекции, пропорциональные интегралам от горизонтальных составляющих абсолютных ускорений акселерометров Аx, и Аy. Причем параметры контура коррекции «акселерометр—интегратор—гироскоп» выбраны так, что он имеет период Шулера, равный 84,4 мин.
Компенсация постоянной составляющей скорости дрейфа курсового гироскопа обеспечивается блоком запоминающего устройства. Принцип действия этого устройства заключается в том, что в режиме «Настройка» при скорости ЛА, равной нулю, на его вход поступают напряжение, пропорциональное угловой скорости вращения Земли Uo, и напряжение Uo + Δ, где Δ — величина дрейфа курсового гироскопа, определяемая из выражения (10.8). На компараторе запоминающего устройства происходит сравнение этих напряжений и определение Δ, которое преобразуется в двоичный параллельный код и запоминается в рассматриваемом блоке. При переходе курсовертикали к рабочему режиму сигнал компенсации постоянной составляющей скорости дрейфа курсового гироскопа в виде постоянного напряжения подается на соответствующий датчик моментов Дм2 до следующего режима «Настройка».
Курсовертикаль имеет специфичный встроенный контроль, который не только контролирует параметры курсовертикали, обнаруживает ее основные неисправности во время предстартовой подготовки и в полете, но и обеспечивает управление режимами ее работы. Основными блоками курсовертикали, обеспечивающими встроенный контроль и выработку сигналов для переключения режимов работы, являются блоки БВК-3 и БВК-4. К особенностям встроенного контроля, обеспечивающего работу курсовертикали, относятся следующие: фиксируются и запоминаются все наиболее вероятные неисправности системы; характеристики элементов встроенного контроля не снижают общей надежности курсовертикали; контроль полностью независим от внешней информации; какая-либо неисправность приводит к снятию сигнала «Исправность», индицируемому в навигационный комплекс (в частности, в БСКВ) по каналу работы конкретной курсовертикали.
БВК-3 предназначен для формирования сигналов отказов блока питания, блока генераторов, CKT ψ, СКТ υ и СКТ γ. Для контроля работы СКТ должно обеспечиваться следующее условие:
(10.8)
Сигнал с синусной обмотки СКТ у более 0,8В приводит к выдаче сигнала отказа.
Сигналы отказов, формируемые БВК-3, подаются на БВК-4. Туда же поступают сигналы с датчиков отказов БУ-26, блока питания при кратковременном отключении напряжения +27В и +15В и т. д. С помощью логических элементов временной задержки и управляющих реле в БВК-4 формируются сигналы состояний ИКВ: «Исправность вертикали», «Исправность курса», «Исправность», «Готовность» и сигналы, обеспечивающие реализацию режимов. При наземной подготовке курсовертикали системы встроенного контроля выдают информацию об ее состоянии и прохождении всех подготовительных режимов. По сигналу «Готовность» курсовертикаль переводится в рабочий режим. Общий отказ системы и отказы блока питания, генератора ГН-14, системы стабилизации, системы коррекции выдаются на соответствующие сигнализаторы отказов, которые хранят информацию об отказе даже после выключения питания курсовертикали. Сигналы отказов блоков и неисправных цепей можно проконтролировать через контрольный штепсельный разъем.
Инициальная система И-11
Инерциальная система И-11, применяемая на самолете Ил-62, является полуаналитической ИНС со свободной в азимуте ориентацией осей. Эта система автономная и позволяет решать задачи самолетовождения.
Инерциальная система И-11 обеспечивает:
-автономное или совместно с системой автоматического управления выполнение полета по маршруту в соответствии с программой, введенной в нее перед полетом или в полете (программируется до девяти участков маршрута);
-непрерывное автоматическое вычисление и индикацию текущего места ЛА в географической (φ и λ) и ортодромической (φ0, λо) системах;
-формирование и индикацию заданного путевого угла (ЗПУ) и бокового уклонения ΔZ от заданного направления маршрута;
-формирование и индикацию путевой скорости Vn и угла сноса (УС)
-определение и индикацию времени полета Т и оставшегося расстояния Soc до очередного промежуточного пункта маршрута (ППМ);
-определение и индикацию путевого угла (ПУ) и истинного курса ψ;
-вычисление и индикацию направления δв и скорости (U) ветра;
-ручную коррекцию частноортодромических координат места ЛА;
-индикацию географических координат и номеров ППМ введенных в систему, индикацию показателя готовности системы к работе, сигналов компенсации уходов гироскопов и составляющих путевой скорости VпN и VпE в цифровой форме.
Входными сигналами И-11 являются ИВС V и абсолютная высота Набс, выдаваемые СВС.
В И-11 входят (рис. 10.10) гироскопическая платформа ПГ-1В-11, блок электроники БЭ-3, блок автоматики БА-20, блок специализированного питания БСЛ-5, пульт управления ПУ-36, цифровой вычислительный комплекс ЦВК и аккумуляторная рама Р-3.
В свою очередь, ЦВК состоит из устройства ввода индикации
УВИ, аналого-цифрового блока связи АЦБС и специализированного
вычислительного устройства СВУ.
В кабине Экипажа размещены: ПУ-36, УВИ переключатель «Управление от И-11», кнопка «Сброс отказа И-11», светосигнальное табло «Управл. от И-11».
Погрешность определения текущих географических координат φ и λ за 7 ч работы системы И-11 составляют: по боковому 37 км по дальности 46 км. Время готовности системы при температуре окружающей среды +20 °С не более 35 мин.
Основные блоки системы. Гироскопическая ПГ-1В-11 обеспечивает положение осей чувствительности акселерометра в заданных направлениях относительно Земли и формирует с помощью акселерометров для ЦВК сигналы ах, ау и az, пропорциональные ускорениям, действующим на платформу, выдает данные об угловых положениях ЛА в виде сигналов с датчиков углов Дух, Дуу, Дуz на блок БЭ-3 и в режиме «Курсовертикаль» вырабатывает сигналы тангажа υ и крена γ ЛА.
Блок электроники БЭ-3 осуществляет усиление сигналов с датчиков углов Дух, Дуу и Дуz в каналах стабилизации по курсу, тангажу и крену и выдачу управляющих сигналов на двигатели стабилизации ψ, υ, γвн, γнар , а также арретирование и термостабилизацию гироскопов, платформы и собственно блока электроники.
Блок автоматики БА-20 интегрирует сигналы акселерометров ах, ау и аz и преобразует их в импульсы Qx, Qy и Qz, воспринимаемые ЦВК, преобразует управляющие сигналы ЦВК и выдает на датчики моментов гироскопов сигналы, пропорциональные угловым скоростям ωх, ωy и ωz, а также обеспечивает прохождение режимов «Выставка», «Навигация», «Курсовертикаль» и встроенный контроль исправности гироплатформы. Цифровой вычислительный комплекс ЦВК на основе информации, получаемой в различных датчиков, на основе жесткой программы вычислений обеспечивает предполетную подготовку и работу системы И-11, решение задач самолетовождения с высокой точностью и контроль работы системы.
Аналого-цифровой блок связи АЦБС обеспечивает преобразование исходных данных, поступающих с блока УВИ и аналоговых датчиков системы, в код и выдает их для последующих вычислений в блок СВУ, преобразование кодовой информации с выхода СВУ в аналоговые сигналы и для ее индицирования на УВИ.
Специализированное вычислительное устройство СВУ на основании исходных данных и жесткой программы непосредственно решает задачи самолетовождения и обеспечивает работу системы И-11.
Устройство ввода и индикации УВИ позволяет набирать и вводить исходные данные и индицирует навигационные параметры.
Пульт управления ПУ-36 обеспечивает включение системы, управление режимами работы и методами выставки платформы и также дает возможность определить состояние системы.
Блок специализированного питания БСП-3 вырабатывает специализированное питание, необходимое для обеспечения работоспособности системы.
Аккумуляторная рама Р-3 является аккумуляторной батареей, которая обеспечивает непрерывность питания И-11 постоянным током напряжением 27В и исключает снижение питающего напряжения ниже +27 В. Время работы системы аккумулятора не более 1 мин. Основой И-11 является пространственная гиростабилизированная четырехрамочная платформа ПГ-1В-11. Основным достоинством такой схемы являются: большие углы прокачки платформы и рам, компактность и жесткость самой платформы. Платформа установлена на ЛА так, как показано на рис. 10.11. Наружная рама /, ось 0Y которой ориентирована вдоль строительной оси ЛА, называется рамой наружного крена. Рама 2, ось вращения ОХ которой перпендикулярна оси 0Y, называется тангажной. Следующая рама 3 — внутреннего крена. Рама 4, ось 0Z вращения которой перпендикулярна осям ОХ и ОY, — рама курса. На платформе П, связанной с рамой курса, размещены два трехстепенных астатических гироскопа Г1 и Г2 типа ГПА-20 и три акселерометра Ах, Аy, Аz типа ДА-1. В качестве датчиков угловых отклонений ЛА относительно положения платформы используются синусно-косинусные трансформаторы СКТ ψ, СКТ υ и СКТ γ с двухступенчатым отсчетом углов (грубый и точный - на рис. 21.8 СКТ с точным отсчетом углов обозначен звездочкой).
Рис 10.10. структурная схема инерциальной систему И-11
Акселерометры установлены так, чтобы их оси чувствительности были взаимно перпендикулярны и образовали трехгранник OXYZ. Акселерометры Ахи Ау выдают информацию для решения навигационных задач, Аг служит для выдачи сигналов, пропорциональных вертикальному ускорению. Ось кинетического момента Н2 гироскопа Г2 (восточного) ориентирована на оси ОХ, ось кинетического момента Н1, гироскопа Г1 (северного) ориентирована по оси ОY. Гироскоп П прецессирует относительно осей ОХ и ОZ, а Г2 — относительно осей ОY и ОZ.
Стабилизация рам карданова подвеса осуществляется с помощью следящих систем. На осях рамок гироскопов установлены датчики моментов Дм. При подаче на них сигналов, формируемых ЦВК, образуются управляющие моменты Мynp, приложенные к гироскопам по определенным осям. Под их действием гироскопы прецессируют и выдают сигнал с индукционных датчиков угла Ду через усилители стабилизации платформы УСП на двигатели отработки.
Под их действием платформа отслеживает направление векторов кинетических моментов Нх и Ну гироскопов. Стабилизация платформы в пространстве осуществляется раздельно по каждой оси ее карданова подвеса.
При эволюциях ЛА оси υ и γвн меняют свое положение в пространстве и поэтому между датчиками угла Дух, Дуy и следящими системами γвн и υ имеется преобразователь координат ПК ψ, связанный с осью ψ и распределяющий сигналы в зависимости от значения угла ψ.
Таким образом, гиростабилизированная платформа ориентирует оси чувствительности акселерометров в горизонтальной системе координат OXYZ со свободной в азимуте ориентацией осей. Особенность такой системы состоит в том, что проекции угловой скорости трехгранника OXYZ на ось OZ, совпадающей с осью 0Zг, географической системой координат, равны нулю,
Рис 10.11 кинематическая схема гироплатформы инерциальной системы И-11
Рис 10.12 Канал арретирования инерциальной системы И-11
т. е. оси ОХ и 0Y платформы не вращаются вокруг оси 0Z относительно инерциального пространства. Применение этой системы координат позволяет избавиться от основного недостатка ИНС с географической системой координат —резкого увеличения ошибок при полетах Л А в высоких широтах, когда составляющие ускорений, пропорциональные tgφ, быстро нарастают. Рассматриваемая платформа имеет еще одну особенность. Физическое моделирование осей трехгранника OXYZ осуществляется гироскопами Г1 и Г2, поэтому оси их кинетических моментов должны быть строго перпендикулярны. Для этого применяют канал арретирования, представленный на рис. 21.9. На вход усилителя арретирования Уар с датчика Дуz подается сигнал рассогласования между азимутальной осью гироскопа Г2 и азимутальной осью платформы. С выхода усилителя сигнал поступает на Дмωz2 и заставляет гироскоп Г2 прецессировать в азимуте до тех пор, пока не будет обеспечена перпендикулярность кинетических моментов. Гироскоп ГПА-20 является поплавковым астатическим гироскопом с трехфазным синхронным гистерезисным гиромотором
ГСМ-1Б. Акселерометр ДА-1 относится к чувствительным элементам маятникового поплавкового компенсационного типа, принцип действия которого основан на измерении инерционного момента с помощью электрической пружины.
Связь блоков, входящих в состав ЦВК, представлена на рис. 10.13. После подачи питания и команды с ПУ-36, определяющей подрежим подготовки системы к полету в режиме «Выставка», нажатием соответствующих кнопок наборного поля УВИ вводятся исходные параметры и координаты. Вместе с этим в ЦВК поступают сигналы, пропорциональные приращению скорости и гироскопическому курсу. На основании полученной информации ЦВК вычисляет и выдает управляющие сигналы и команды, которые обеспечивают функционирование И-11. По мере готовности системы на УВИ индицируется показатель готовности и выдается команда «Готовность». В режиме «Навигация» ЦВК вычисляет и выдает навигационные параметры, индицируемые на УВИ, и сигналы, обеспечивающие функционирование системы. В наземном режиме «Контроль системы» ЦВК вычисляет расчетные координаты и сравнивает их с фактическими, выдавая в случае необходимости команду «Неисправность». СВУ является цифровым вычислителем с жесткой программой с двоичной системой кодирования чисел и команд.
Режимы работы системы И-П. В системе И-11 предусмотрены следующие режимы работы: обогрев, выставка, навигация, контроль, Курсовертикаль. Переключение режимов производится подачей соответствующих команд с ПУ-36.
Рис 10.13 Функциональная схема цифрового вычислителя комплекса И-11
Режим «Обогрев». Этот режим предназначен для создания определенных температурных условий работы блоков и элементов системы. В гироплатформе применяется обогрев и термостатирование гироскопов в диапазоне 7О...75°С, а также акселерометров и элементов блоков БА-20 и БЭ-3. Режим «Обогрев» производится перед режимом «Выставка» или одновременно с ним. При одновременном проведении этих режимов вначале включается режим «Обогрев», а затем при достижении температуры гироскопов (20 ± 5)°С происходит автоматический переход на режим «Выставка». Система термостатирования работает во всех последующих режимах.
Режим «Выставка», Назначение режима «Выставка»: горизонтирование платформы ПГ-1В-11, т. е. приведение осей чувствительности акселерометров и гироскопов в плоскость горизонта; определение ориентации осей чувствительности акселерометров и гироскопов относительно меридиана, т. е. определение начального азимутального угла платформы φ0 (аналитическое гирокомпасирование); компенсация начального дрейфа платформы, причем полностью или частично. Режим «Выставка» определяется командой «Выставка» с ПУ-36 и командой «Вкл. система», формируемой в ПГ-1В-11 при достижении температуры гироскопов (20 ± 5) °С. При этом на систему поступают напряжения: 27 В; 200 В, 400 Гц; 36 В, 400 Гц и специализированные напряжения, вырабатываемые блоком БСП-5.
В И-11 предусмотрено три режима выставки: одинарное гирокомпасирование, двойное гирокомпасирование и выставка по заданному курсу. Процесс выставки производится автоматически и по мере прохождения ее этапов на УВИ высвечивается цифровое значение сигнала «Признак готовности» (ПГ), соответствующее каждому этапу.
Одинарное гирокомпасирование является основным видом выставки и состоит из трех подрежимов: грубая выставка, горизонтирование и выставка в азимуте или гирокомпасирование.
В подрежиме «Грубая выставка» происходит разгон гироскопов и осуществляется предварительное ориентирование платформы по сигналам СКТ-датчиков углов ψ, υ, γ (см. рис. 10.11). Сигналы с СКТ через усилители стабилизации платформы (УСП) блока БЭ-3 поступают на двигатели отработки Mψ, Мυ, Mγ, которые ликвидируют углы рассогласования между осями ЛА 0XgYgZg и осями платформы OXYZ. Во время прохождения подрежима «Грубая выставка» на УВИ высвечивается значение ПГ «90». По окончании этого режима выдается команда «Горизонтирование» и на индикаторе УВИ появляется цифра «80».
Подрежим «Горизонтирование» осуществляет установку платформы в плоскость горизонта по сигналам акселерометров. При этом задействованы три измерительные цепи (рис. 10.14).
Рис 10.14 измерительные цепи, реализующие подрежим «горизонтирование»
Согласно рис. 10.14 акселерометры, расположенные на платформе, при неподвижном ЛА выдают сигналы, пропорциональные углу отклонения платформы от плоскости горизонта. Эти сигналы ах и а„ через усилители датчиков моментов УДму УДмх поступают на датчики моментов Дму и Дмх, под действием которых гироскопы прецессируют и выдают сигналы с датчиков углов Дуу и Дух. Эти сигналы через УСП подаются на двигатели следящих систем платформы, которые разворачивают ее до тех пор, пока не произойдет выставка платформы в плоскость горизонта. При этом сигналы с СКТ отключены. При несовпадении оси OY платформы со строительной осью ЛА 0Хg сигнал с СКТ ψ поступает на фазочастотный выпрямитель (ВФЧ) и датчик моментов Дмг гироскопа Г1, который начинает прецессировать. Его сигнал с Дуz1 через УСП подается на двигатель Mψ, который отрабатывает платформу в азимуте до совмещения оси 0Y платформы с осью OXg ЛА.
Подрежим «Гирокомпасирование» начинается после окончания подрежима «Горизонтирование» и осуществляется с помощью ЦВК-В И-11 управление азимутальной осью гироплатформы аналогично управлению азимутальной осью любого гироагрегата курсовой системы, т. е. угловая скорость ее движения в азимуте устанавливается равной угловой скорости вращения Земли для текущей широты местонахождения ЛА. Но реализовано оно с помощью более точных датчиков и аналитических расчетов на цифровом вычислительном устройстве. Задача гирокомпасирования — вычисление начального азимутального угла платформы ψ0 (рис. 10.15).
Процесс подрежима «Гирокомпасирование» разбит на два этапа: грубое и точное гирокомпасирование. Прежде чем перейти к рассмотрению этих этапов,
Рис 10.17 Схема цифровой выставки платформы в азимуте
необходимо выяснить физические процессы происходящие при гирокомпасировании платформы. Считаем что платформа установлена на неподвижном ЛА, находящемся в точке О на широте ψ (рис. 10.16). Платформа выставлена в плоскость горизонта и повернута в азимуте вокруг оси 0Z на угол ψ. Вектор угловой скорости Ω3 суточного вращения Земли направлен по оси мира, наклоненной к плоскости горизонта на угол φ. Тогда составляющая ωx угловой скорости вращения платформы вместе с Землей будет
(10.9)
Поворот платформы вокруг оси ОХ с угловой скоростью ωx вызывает соответствующий наклон платформы на угол β. Так как на платформе установлен акселерометр, ось чувствительности которого направлена вдоль оси OY, то он будет фиксировать составляющую кажущегося ускорения акy — gβ, которая пропорциональна β, а значит, и величине ωx, или азимутальному отклонению платформы ψ0. На этом и построено определение неизвестного ψ0 на месте стоянки ЛА при запуске И-11.
В блок-схеме цифровой выставки платформы в азимуте (рис. 10.17) сигналы с датчиков поступают на компенсационный интегрирующий преобразователь (ПИК) и затем в виде импульсов подаются на ЦВК, где проходят звено динамической коррекции (ЗДК), умножаются на коэффициент передачи k2/a и сравниваются с расчетными составляющими угловой скорости вращения Земли Ω3. С ЦВК сигналы поступают на соответствующие датчики моментов платформы. Так как азимутальный угол выставки платформы ψ0 вначале не известен, то принимают ψ0 = 0 и вводят значения составляющих угловой скорости Земли, рассчитанные на основе этой величины. Вычисленные по формулам согласно блок-схеме сигналы угловых скоростей
(10.10)
и поданные на датчики моментов вызовут видимый уход платформы, так как истинный ψ0=^ψ0. Этот уход вырабатывает сигналы с акселерометров, которые после интегрирования на ПИК определяют величины скоростей Vx и Vy, зависящие от ψ0. С целью повышения точности определения Vx и Vy после переходных процессов их осредняют:
(10.11)
Время осреднения Тоср = 200 с. При этом на УВИ высвечивается значение ПГ «60». На основе вычислений (10.11) производят расчет азимутального угла в первом приближении
(10.12)
Погрешность такого определения Δψ0 = 3°. По найденному ψ0 уточняют составляющие угловой скорости вращения Земли и вводят в систему. На УВИ высвечивается значение ПГ «50», которое с учетом переходных процессов длится 75 с.
Этап точного гирокомпасирования характеризуется уменьшением коэффициентов передачи и, как следствие, увеличением переходных процессов. Азимутальный угол ψ0 непрерывно уточняется по формуле
(10.13)
При уточнении значения ψ решаются уравнения (10.10). В момент начала точного гирокомпасирования высвечивается значение ПГ «40», которое индицируется в течение 4мин. При окончании этого этапа значения ПГ уменьшаются и достигают «0»...«10».
Завершающий этап этого подрежима — балансировка горизонтальных осей платформы. Описанный процесс одинарного гирокомпасирования происходит при балансировочных сигналах по горизонтальным осям ОХ и OY, оставшихся в памяти у вычислителя от последнего двойного гирокомпасирования. Изменение дрейфа гироскопов с течением времени по отношению к дрейфу, определенному при последнем двойном гирокомпасировании, вызывает нескомпенсированный уход гироплатформы.
Балансировка азимутальной оси OZ осуществляется в течение всего времени предыдущего этапа. Балансировка горизонтальных осей ОХ и 0Y производится с учетом предыдущего определения балансировочных сигналов после завершения этапа гирокомпасирования. Вычисление балансировочных сигналов проводится с помощью СВУ на основе определенных зависимостей. Но при одинарном ги