Система контроля и летная эксплуатация ГМК-1Г
В рассматриваемой курсовой системе имеется встроенный контроль, с помощью которого можно быстро и надежно проверить функционирование системы.
Система контроля работает следующим образом. Переключатель режимов работы необходимо поставить в положение «МК» и, если переключатель «Осн.-Зап.» стоит в положении «Основной», то образуются следящие системы: ИД-КМ, КМ-ГА (основной), ГА (основной) — НПП, функционирование которых и проверяется. При установке на пульте управления переключателя «Контр.» в положение «О» на сигнальную обмотку индукционного датчика подается постоянное напряжение, которое намного больше напряжения, наводимого горизонтальной составляющей магнитного поля Земли. Подаваемое на сигнальную обмотку постоянное напряжение создает в индукционном датчике результирующий магнитный поток, который по направлению эквивалентен курсу 0°. Если курсовая система работает исправно, то на стрелке коррекционного механизма и шкале ИПП будет значение курса, близкое к нулю.
Если установить переключатель «Контр.» в положение «300», то на сигнальную обмотку коррекционного механизма поступит постоянное напряжение, которое заставит систему показывать курс, близкий к «300».
Поставив переключатель «Осн.-Зап.» на пульте управления в положение «Запасной», проверку системы можно повторить. В этой проверке вместо следящей системы ГА (основной) — НПП будет участвовать следящая система ГА (запасной)—НПП.
На пульте управления, кроме того, расположены две сигнальные лампочки, под которыми имеются надписи «Зап.» и «Осн.». Лампочки предназначены для сигнализации завала гироскопа по внутренней оси карданова подвеса на недопустимые углы.
Когда система работает нормально и завала гироскопов нет, то лампочки не горят. В случае, если один или оба гироскопа отклонятся во внутренней оси карданова подвеса на недопустимый угол, загорится соответствующая лампа, на которой можно прочесть «Завал ГА».
Курсовая система выпускается двух модификаций: ГМК-1Г и ГМК-1Д.
В комплекте ГМК-1Г отсутствует собственный указатель курса. Для индикации используется НПП системы «Привод». На этих же приборах индицируются курсовые углы и пеленги радиостанции, сигналы которых поступают с АРК через систему «Привод».
Курсовая система ГМК-1А имеет всего один гироагрегат и устанавливается на самолетах, где система «Привод» отсутствует. Курс, курсовые углы и пеленги радиостанций индицируются на указателе УГР-4УК.
Основные технические данные ГМК-1Г
Температурный диапазон работы системы, °С -60÷+50
Высота, до которой система может быть использована, км 25
Собственный уход гироскопа за 1 ч, град:
в нормальных условиях ±2,5
при температурах от—60 до +50° С ±3,5
Погрешность выдачи сигналов гиромагнитного курса без учета собственных погрешностей указателей, град ±1,5
Количество внешних потребителей (сельсинов) не более 5
Скорость согласования:
нормальная (малая), град/мин 1,5±7
большая, град/с не менее 6
большая от курсозадатчика, град/с не менее 2
Время готовности в режимах, не более, мин:
МК и АК 3
ГПК 5
Источник питания:
трехфазного тока, В 36±10%;400 Гц±2%
однофазного тока (при наличии указателя УГР-4УК),В 45+10%;400 Гц±2%
постоянного тока, В 27±10%
Потребляемая мощность:
постоянного тока, Вт 25 (ГМК-1 А)50(ГМК-1Г)
переменного тока, ВА 60(ГМК-1А)130(ГМК-1Г)
Масса, кг:
ГМК-1Г 13
ГМК-1А 10
Перед полетом курсовая система проверяется на функционирование с помощью переключателя «Контроль». Кроме того, следует помнить, что при проверке с помощью рукоятки «Контроль» при установке ее в положение «0» и «300» должны гореть лампы «Завал ГА», что свидетельствует об исправности системы сигнализации завалов гироагрегата.
Для удобства пользования системой в табл. 9.5 сведены данные об индицируемых курсах при различных режимах работы системы.
Таблица 9.5
Примечание. Обозначения те же, что и в таблице 9.1, 9.2, 9.3. Положение тумблера «Осн.-Зап» не влияет на индикацию курсов. А определяет только гироагрегат, от которого поступает курс.
ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ