Повышение точности работы системы ТКС-П в режиме ГПК
Как известно, точность работы курсового гироскопа существенно зависит от его собственных уходов в азимуте. Собственный уход гироскопа в азимуте (вокруг внешней оси карданова подвеса определяется моментами, действующими по внутренней оси карданова подвеса. Наибольшую часть моментов, действующих на гироскоп, составляют моменты трения в осях карданова подвеса, поэтому их уменьшение, естественно, повышает точность работы гироскопа.
Моменты трения по внутренним осям карданова подвеса в гироагрегатах ГА-3 курсовой системы ТКС-П уменьшаются с помощью специальных «вращающихся» подшипников. Принцип работы такого подшипникового узла рассмотрен в разд..
Чтобы гироскоп с тремя степенями свободы и горизонтальным кинетическим моментом мог измерять на самолете ортодромический курс, необходимо компенсировать скорость его ухода, зависящую от суточного вращения Земли. С этой целью в ГПК-52 и KC-6 гироскоп заставляют прецессировать со скоростью, равной ω3sinφ, причем широта места, над которым пролетает самолет, вводится вручную с пультов управления этих устройств. Однако из-за неточного знания широты места и грубых шкал широтных потенциометров географическая широта вводится с ошибкой, что, естественно, приводит к погрешностям приборов.
На рис. 9.32 приведен график, показывающий, какую дополнительную ошибку имела бы курсовая система в измерении ортодромического курса при работе в режиме ГПК, если бы широта места вводилась неточно.
Рис. 9.32. Графики погрешностей курсового гироскопа от неточного ввода широты места:
φ – широта места; ∆φ – погрешность ввода широты; ∆ω – погрешность от неточного ввода широты
Расчеты показывают, что для того чтобы дополнительная погрешность была не более 0,1 град/ч при современных скоростях полета, необходимо широту места вводить с точностью до 0,3°, т. е. через каждые 44-5 мин полета, что может быть осуществлено только автоматически. Поэтому в курсовой системе ТКС-П предусмотрен режим работы, при котором величина ω3sinφ вводится в систему от навигационного вычислителя.
Кроме того, с целью повышения точности введения коррекции на компенсацию суточного вращения Земли в системе используется не прецессия гироскопа, вызываемая коррекционным двигателем, расположенным на внутренней оси карданова подвеса, как в КТ-6, а специальная схема широтной коррекции, представляющая собой интегрирующий привод.
Как известно, скорость прецессии гироскопа под действием прикладываемого момента равна
ω=М/Н, (9.12)
где М — прикладываемый момент; Н — кинетический момент.
Следовательно, при изменении величины кинетического момента, например, из-за различной скорости вращения ротора, обусловленной колебаниями частоты трехфазного тока 36В, изменяется скорость прецессии гироскопа, что приводит к ошибке в компенсации суточного вращения Земли.
При безмоментной широтной коррекции изменение кинетического момента не влияет на точность осуществления коррекции.
Схема формирования величины ω3sinφ интегрирующим приводом представлена на рис. 9.33.
Рис. 9.33. Электромеханическая схема широтной коррекции:
П1 – широтный потенциометр; П2 – потенциометр небаланса; СН – источник стабилизированного напряжения постоянного тока; ДГ – двигатель-генератор; ОУ – обмотка управления двигателя-генератора; ОВ – обмотка возбуждения двигателя; ТГ - тахогенератор
Значение широты места при ручном вводе широты задается на пульте управления курсовой системой с помощью рукоятки φ, отсчет установленной широты производится по шкале «Широта φ» (рис. 9.34). Если курсовая система работает с навигационным числителем, то тумблер «Авт. Ручн.» ставится в положение «Авт.» и величина ω3sinφ поступает из навигационного вычислителя.
Рис. 9.34. Лицевая сторона пульта управления ПУ-11
При ручном вводе широты с движка потенциометра П1снимается напряжение U1 = k1 ω3sinφ, а с потенциометра П2 — напряжение U2 = k2 ∆иб, где k1 и k2 — коэффициенты пропорциональности. Напряжение U2 пропорционально постоянной составляющей собственного ухода гироскопа. Величина ∆иб устанавливается поворотом двух подстроечных потенциометров своего для каждого гироагрегата.
Таким образом, на вход усилителя УШК поступает сумма напряжений U1 и U2:
U3 = U1 + U2 = k1 ω3sinφ + k2 ∆иб. (9.13)
Напряжение U3 через усилитель УШК попадает на управляющую обмотку двигателя-генератора, который и приводит во вращение ротор тахогенератора. Напряжение, снимаемое с тахогенератора, как известно, зависит от скорости вращения его ротора. Следовательно,
(9.14)
где α – угол поворота ротора; kТГ – коэффициент пропорциональности.
Напряжение тахогенератора включено встречно напряжению
снимаемому с потенциометров П1 и П2, поэтому скорость вращения
двигателя будет постоянной при условии
(9.15)
Другими словами, двигатель вращается со скоростью, пропорциональной подводимому напряжению, а угол поворота его вала равен
(9.16)
Так как двигатель-генератор связан со статором сельсина Mi ротор которого жестко закреплен на оси внешней рамы карданова подвеса гироскопа, то разворот статора сельсина относительно гироскопа будет происходить со скоростью
Таким образом, в ТКС-П вводится широтная коррекция Точность работы этой системы целиком зависит, при достаточном коэффициенте усиления усилителя, от линейности и стабильности характеристики тахогенератора. Характеристики тахогенератора не зависят от напряжения питания, так как магнитное поле тахогенератора создается постоянным магнитом. Питающее же напряжение потенциометров стабилизировано.
Следует заметить, что при среднем положении движка потенциометра П1 напряжение, снимаемое с него, равно нулю и соответствует нулевой географической широте. Следовательно, переключатель «Север — Юг» не нужен.
Горизонтальная коррекция гироагрегатов ТКС-П отличается от коррекции ГИК-1 и КС-6. Вместо электролитического жидкостного маятника используется емкостный дифференциальный маятниковый датчик, включенный в схему моста (рис. 9.35). Статорные пластины датчика подвешены в виде маятников на внешней раме карданова подвеса и соединены с обмотками трансформатора. Роторная обмотка датчика соединена механически с осью внутренне рамы карданова подвеса и электрически — со входом усилителя горизонтальной коррекции ГКУ.
Рис. 9.35. Схема горизонтальной коррекции:
Тр – трансформатор; 1 – статорные пластины емкостного датчика (маятника); 2 – роторная пластина емкостного датчика; ГКУ – усилитель горизонтальной коррекции; М – коррекционный двигатель
Образующийся электрический мост сбалансирован, если собственная ось вращения гироскопа лежит в горизонтальной плоскости. Если собственная ось гироскопа в силу каких-либо причин отклоняется от плоскости горизонта, то взаимное расположение статорных пластин конденсатора изменяется, так как они являются маятниками. При этом изменяется сопротивление плеч моста, и на вход усилителя ГКУ поступает сигнал. Усиленный сигнал поступает на обмотку управления коррекционного двигателя, жестко связанного с осью внешней рамы карданова подвеса. Гироскоп под действием момента двигателя прецессируя восстанавливает горизонтальное положение своей оси и балансирует мост. Такая система коррекции работает надежнее и точнее благодаря высокой чувствительности усилителя ГКУ.
Режим гирополукомпаса (ГПК)
Основной режим работы ТКС-П, при котором определяется ортодромический курс — режим гирополукомпаса. В курсовой системе два абсолютно одинаковых гироагрегата, которые условна называются «Основной» и «Контрольный».
В режиме ГПК оба гироагрегата работают как гирополукомпасы, получая коррекцию на величину ω3sinφ от навигационного вычислителя или от пульта управления в зависимости от положения переключателя на пульте управления. Так же, как и в КС-6, внешняя ось карданова подвеса гироагрегатов стабилизируется в вертикальном положении по крену дополнительной рамой, управляемой от ЦГВ.
Рассмотрим работу системы в режиме ГПК по линиям указателя штурмана УШ-3 и контрольного указателя КУШ-1
Ортодромический курс, вырабатываемый основным гироагрегатом, индицируется стрелкой К на указателе УШ-3, при этом тумблер «Осн.-Контр.» на пульте управления должен стоять в положении «Основной».
Внешний вид указателя УШ-3 изображен на рис. 9.36. Как видно из рис. 9.36, на лицевой стороне прибора имеются три светящихся табло: «МК», «ГПК», «АК», их назначение — помочь экипажу определить, какой курс в данный момент показывает стрелка К. В режиме гирополукомпаса включено световое табло «ГПК».
Кроме стрелки К, на указателе УШ-3 имеется треугольный подвижный индекс. Он показывает значение заданного путевого угла (ЗПУ). ЗПУ может вводиться автоматически от навигационного вычислителя или вручную кремальерой указателя УШ-3.
Указатель УШ-3 предназначен также для указания текущего путевого угла (ПУ), который индицируется стрелкой ПУ. Текущий путевой угол формируется в УШ-3 как сумма ортодромического курса, выработанного гироагрегатом, и угла сноса, получаемого от ДИСС.
Рис. 9.36. Лицевая сторона указателя УШ-3:
1 – индекс ЗПУ; 2 - кремальера
Рис. 9.37. Пояснения к параметрам, индицируемым на указателе УШ-3:
ОК—ортодромический курс; УС—угол сноса; ЗПУ—заданный путевой угол; ТПУ—текущий путевой угол; ЗУО—заданный угол главной ортодромии; ∆к—угловое отклонение от заданной линии пути; W—путевая скорость; V—воздушная скорость
На указателе УШ-3 (рис. 9.37) можно определить ортодромический курс, заданный путевой угол, текущий путевой угол и угол сноса как разность ортодромического курса и текущего путевого угла.
Исчерпывающая информация о курсовом положении самолета в полете, выдаваемая системой ТКС-П, является одним из ее достоинств.
Ортодромический курс от основного гироагрегата передается на стрелку К указателя УШ-3 следящей системой ГА-УШ, которая состоит
Рис. 9.38. Функциональная схема связи УШ-3 с источниками информации в режиме ГПК:
ЦГВ – центральная гировертикаль; ГА-3 – гироагрегат; ДИСС – доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса; НВ – навигационный вычислитель; ВК-53РШ – выключатель коррекции
из сельсина, находящегося в гироагрегате, и связанного с ним электрически сельсина-приемника CП1, указателя УШ-3 (рис. 9.38 и 9.39). Сигнал, снимаемый с роторной обмотки СП1 поступает в усилитель У1 оттуда на двигатель M1, который отрабатывает ротор CII1 в согласованное положение с сельсином гироагрегата и поворачивает стрелку К на величину ортодромического курса.
Рис. 9.39. Принципиальная электромеханическая схема связи указателя УШ-3 с источниками информации в режиме ГПК
Кроме того, двигатель M1 механически связан со статором сельсина-приемника СП2 и разворачивает его также на величину ортодромического курса. Электрически статор СП2 связан с сельсином-датчиком, находящимся в ДИСС, откуда поступает электрический сигнал, пропорциональный углу сноса (УС). Следовательно, с ротора СП2 снимается сигнал, пропорциональный сумме ортодромического курса и угла сноса, т. е. величина текущего путевого угла. Следящая система ДИСС-УШ-3 с помощью двигателя М2 отрабатывает ротор СГЬ в согласованное положение, одновременно разворачивая стрелку ПУ на величину текущего путевого угла.
Естественно, что разность текущего путевого угла и ортодромического курса, т. е. разность значений, показанных стрелками К и ПУ, есть угол сноса.
ЗПУ индицируется на УШ-3 подвижным треугольным индексом, который перемещается по шкале указателя с помощью следящей системы НВ-УШ-3, состоящей из сельсина-датчика, расположено го в навигационном вычислителе, сельсина-приемника СП2, указателя УШ-3, усилителя У3 и двигателя Мз.
Кремальерой при неработающем навигационном вычислителе можно вручную ввести значение заданного путевого угла, так как она в этом случае может быть механически соединена с ротором сельсина СП3 и индексом ЗПУ.
Рассмотрим работу системы в режиме ГПК по линии контрольного указателя штурмана КУШ-1 (рис. 9.40 и 9.41).
Рис. 9.40. Функциональная схема связи КУШ-1 с источниками информации в режиме ГПК:
КУР—курсовой угол радиостанции; РП—радиопеленг; КМ—коррекционный механизм; ИД-3—индукционный датчик; МК—магнитный курс; АРК— автоматический радиокомпас; БП—блок пеленгов; ГМК—гиромагнитный курс; АК—астрокомпас; ИК—истинный курс
Указатель штурмана КУШ-1 в основном предназначен для контроля работы гироагрегатов, этим и определяется его схема. Ортодромический курс от контрольного гироагрегата передается на стрелку К указателя КУШ-1 следящей системой, которая аналогична системе УШ-3. Следящая система ГА-КУШ-1 для передачи ортодромического курса состоит из сельсина-датчика контрольного гироагрегата, ротор которого жестко связан с внешней осью карданова подвеса гироскопа, а статор все время в режиме ГПК вращается со скоростью, пропорциональной ω3sinφ + ∆иб, сельсина-приемника СП1 усилителя У1 и двигателя М1.
Двигатель M1 поворачивает ротор сельсина CП1 в согласованное положение и разворачивает стрелку К на угол ортодромического курса. Он механически связан со статором сельсина СП2, поэтому статор сельсина СП2 оказывается также развернутым на угол ортодромического курса. Электрически статор сельсина СП2 связан со статором сельсина, находящегося в коррекционном механизме, и вместе с усилителем У2 и двигателем М2, находящимся в КУШ-1, образует следящую систему для передачи магнитного курса в КУШ-1 на ротор сельсина СП2. Таким образом, статор сельсина СП2 будет развернут в каждый момент времени на угол ортодромического курса, а ротор — на угол магнитного курса, т. е. в этой электромеханической системе вырабатывается гиромагнитный курс с помощью контрольного гироагрегата и индукционного датчика.
Рис. 9.41. Принципиальная электромеханическая схема связи КУШ-1
с источниками информации в режиме ГПК:
ГА-3—гироагрегат; ИД-3—индукционный датчик; КМ—коррекционный механизм; ВК-53РШ—выключатель коррекции; БП—блок пеленгов; АК—астрокомпас; АРК— автоматический радиокомпас
Эту систему можно сравнить с системой выработки гиромагнитного курса в КС-6. Только в KC-G ротор сельсина непосредственно связан с внешней осью карданова подвеса, а здесь статор связан с гироагрегатом через следящую систему ГА-КУШ-1.
Значение гиромагнитного курса снимается для потребителей путем параллельного подключения их к следящей системе выработки гиромагнитного курса.
Следящая система выработки гиромагнитного курса имеет две скорости: малую, равную 2,5 град/мин, которая, как известно, необходима для осреднения магнитного курса и превращения его в гиромагнитный, и большую — 5 град/с, используемую для быстрого согласования системы.
Скорость работы следящей системы изменяется электромагнитной муфтой ЭМ при нажатии кнопки быстрого согласования КС изменением передаточного числа редуктора.
Кнопка быстрого согласования расположена в левом нижнем углу на лицевой стороне КУШ-1 (рис. 9.42). Во время разворотов выход усилителя У2 отключается от двигателя М2 контактами реле Р1 которое управляется выключателем коррекции ВК-53РШ.
Рис. 9.42. Лицевая сторона контрольного указателя штурмана КУШ-1:
1 – кнопка быстрого согласования; 2 – переключатель режимов работы (для стрелки «1»)
Если на коррекционном механизме кремальерой ввести величину магнитного склонения ∆M, то описанная выше следящая система будет вырабатывать истинный курс, если ввести условное магнитное склонение, — ортодромический курс.
Стрелка «1» контрольного указателя КУШ-1 предназначена для индикации гиромагнитного курса; курса, вырабатываемого в астрокомпасе, и магнитного пеленга радиостанции.
Стрелка «1» разворачивается специальной следящей системой, в которую входят: отрабатывающий двигатель М3, усилитель Уз и сельсин СП3. Задающими сельсинами этой следящей системы могут быть: сельсин СП2 выработки гиромагнитного курса, сельсин астрокомпаса и сельсин блока пеленгов. Подключение производится переключателями «АК», «МК», «РК», которые расположены на лицевой стороне указателя КУШ-1.
Если переключатель стоит в положении МК, то существует следящая система ИД-3-КМ-стрелка «1» КУШ-1. Стрелка «1» показывает гиромагнитный курс или истинный и ортодромический в зависимости от введенных на коррекционном механизме величин ∆M и ∆Мусл.
Если переключатель стоит в положении «АК», то стрелка «1» показывает истинный или ортодромический курс астрокомпаса в зависимости от режима его работы. Следует подчеркнуть, что это — истинный курс, не осредненный гироагрегатом.
Индикация магнитного пеленга радиостанции осуществляется стрелкой «1», когда переключатель стоит в положении РК. В этом случае сельсин СД4 блока пеленгов подключается к следящей системе поворота стрелки «1» в КУШ-1. Сельсин СД4 расположен в блоке пеленгов, и к его статорной обмотке подводится напряжение, пропорциональное курсовому углу радиостанции (КУР) от автоматического радиокомпаса АРК. Механически ротор СД4 разворачивается на угол гиромагнитного курса благодаря следящей системе блока пеленгов, в который входят сельсин СП5, подсоединенный параллельно к следящей системе выработки ГМК, двигатель М5 и усилитель У4. Следовательно, с роторной обмотки сельсина СД4 снимается сигнал магнитного пеленга радиостанции.
Если в это время следящая система гиромагнитного курса вырабатывает истинный курс, то стрелка «1» показывает истинный пеленг радиостанции, если ортодромический, — относительный пеленг.
Таким образом, стрелка К КУШ-1 показывает ортодромический курс контрольного гироагрегата. При этом должно светиться световое табло ГПК на лицевой стороне указателя КУШ-1.
Стрелка «1» индицирует гиромагнитный курс, истинный или ортодромический от астрокомпаса, магнитный пеленг радиостанции (истинный пеленг, условный пеленг) в зависимости от положения переключателя на КУШ-1.
Если переключатель «Коррекция» «Осн.-Контр.» на пульте управления ПУ-11 системой поставить в положение «Контрольный», то функции основного и контрольного гироагрегатов меняются. В этом положении указатель КУШ-1 и его потребители подключаются к основному агрегату, а указатель УШ-3 и его потребители — к контрольному гироагрегату.
Кроме того, переключателем «Потребители» «Осн.-Контр.» можно также подсоединить указатель УШ-3 и его потребителей к контрольному гироагрегату, а КУШ-1 и его потребителей — к основному.
Большое количество вариантов подключений указателей к гироагрегатам необходимо для того, чтобы, определив в полете гироагрегат, который в данной ситуации работает лучше, использовать его показания.