Принцип силовой гироскопической стабилизации
При непосредственной стабилизации, принцип работы которой используется в авиагоризонтах, гироскоп сам, за счет своего гироскопического момента, сопротивляется внешним моментам, действующим по осям карданова подвеса. Вследствие этого для осуществления функций стабилизации при действии на гироскоп значительных внешних моментов гироскоп должен обладать большим собственным кинетическим моментом, а это, в свою очередь, вызывает увеличение веса самого гиромотора и, следовательно, моментов трения в осях его подвеса. Таким образом, при непосредственной стабилизации получить достаточно хорошую работу гироскопа в смысле точности и способности сопротивления, внешним моментам затруднительно, поэтому в тех случаях, когда от прибора требуется большая точность, которая бы мало зависела от внешних моментов, действующих на гироскоп, используют так называемую силовую гироскопическую стабилизацию.
Рассмотрим принцип действия силовой гироскопической стабилизации на следующем примере.
Рис 6.1 кинематическая схема одноостного гиростабилизатора
Представим, что гироскоп с тремя степенями свободы установлен на основании так, как показано на рис. 6.1. Основание, с которым связан гироскоп через подшипники внешней рамы карданова подвеса, вращается со скоростью со против часовой стрелки. При этом в подшипниках внешней рамы неизбежно возникает момент трения Мтр, который является внешним моментом по отношению к гироскопу и стремится повернуть его тоже против часовой стрелки. Момент Мтр, приложенный к гироскопу, вызывает его прецессию вокруг оси х со скоростью
(6.1)
Следовательно, ротор будет участвовать в двух движениях: вращении вокруг собственной оси с большой скоростью и прецессионном движении со скоростью р. В результате этого возникает гироскопический момент, равный МГ= -Нр, направление которого противоположно направлению МТР и который уравновешивает момент МТР (см. рис. 6. 1):
(6.2)
Следовательно, для того чтобы гироскоп удерживал свое положение неизменным по углу поворота α вокруг внешней рамы подвеса при действии момента Мтр, необходима скорость прецессии по углу β. Чем больше внешний момент Мтр, тем больше будет скорость β́ при одном и том же значении кинетического момента H.
Если на оси внутренней рамы карданова подвеса закрепить щетку потенциометра, а сам потенциометр — на внешней раме подвеса, то с этого потенциометра можно снять электрический сигнал, пропорциональный углу поворота внутренней рамы. Если этот электрический сигнал подать на двигатель, якорь которого жестко связан с внешней рамой карданова подвеса, а статор закреплен на основании, то двигатель вызовет по оси внешней рамы момент Мдв, который скомпенсирует вредный внешний момент Мтр, т. е. вместо уравнения (6.2) можно будет записать Мдв=Мтр.
Таким образом, компенсация внешнего момента обеспечивается двигателем при небольшом угле поворота гироскопа вокруг оси внутренней рамы.
Следовательно, сам гироскоп в такой схеме практически выполняет роль чувствительного элемента, а стабилизацию обеспечивает двигатель.
Описанная схема называется схемой одноосной силовой гироскопической стабилизации. Силовой она называется потому, что всю силовую работу по компенсации вредных моментов выполняет двигатель, получающий электрическую энергию, а гироскоп лишь управляет работой двигателя. В переходном процессе компенсация вредных моментов обеспечивается двигателем и гироскопом, а в установившемся режиме — только двигателем.