Выключатель коррекции вк-53рб
Выключатель коррекции измеряет угловую скорость разворота самолета и при достижении самолетом скорости разворота 0,1—0,3 град/с отключает системы коррекции в различных приборах (авиагоризонты, гировертикали, дистанционные гиромагнитные компасы, гирополукомпасы и др.)
Выключатель коррекции (рис. 5.7) представляет собой гироскопический датчик угловой скорости (гиродатчик), снабженный пороговым устройством, устройством задержки времени и исполнительным устройством. Гиродатчик при появлении угловой скорости разворота или виража выдает сигнал на пороговое устройство, которое предназначено для выдачи сигнала на отключение коррекции при достижении угловой скорости вращения самолета, равной расчетной. Устройство задержки времени обеспечивает задержку отключения коррекции при появлении кратковременных угловых скоростей, превышающих заданный порог. Роль исполнительного устройства выполняет, как правило, электромагнитное реле, через контакты которого коммутируются электрические цепи систем коррекции. При поступлении на реле сигнала с устройства задержки времени оно срабатывает, контакты размыкаются, и происходит дистанционное отключение коррекции гироскопических приборов
Рис. 5.7. типовая схема выключателя коррекции
Основным элементом выключателя коррекции является гироскоп 1 с двумя степенями свободы (рис. 5.8), осью измерения которого является ось у. При развороте самолета вокруг оси y гироскоп прецессирует, и щетка 9 с помощью контактного устройства 8 подает напряжение на управляющую обмотку 7 двигателя, который поворачивает щетки потенциометра 5. Напряжение, снимаемое с потенциометра, поступает на вторую управляющую обмотку 6 того же двигателя. Управляющая обмотка 6 намотана встречно к обмотке 7, и поэтому магнитный поток, создаваемый обмоткой 6, противодействует магнитному потоку обмотки 7. Если скорость разворота самолета больше 0,1—0,3 град/с и существует некоторое время, то двигатель повернет контактное устройство 3 на такой угол, что напряжение поступит на реле 4, которые своими контактами выключат коррекцию в соответствующих приборах. Если действие угловой скорости кратковременно или самолет имеет рыскание по курсу, то двигатель не успеет повернуть контактное устройство 3 на угол переключения.
Таким образом, двигатель с двумя управляющими обмотками, намотанными встречно друг другу, и потенциометр в выключателе коррекции выполняют роль электромеханического реле времени, которое задерживает выключение коррекции при рыскании по курсу и позволяет выключать ее при продолжительном развороте самолета.
После окончания разворота гироскоп под действием пружин 2 возвращается в исходное положение и обесточивает реле 4. Схема выключателя коррекции готова к работе.
Если скорость разворота самолета меньше 0,1—0,3 град/с, то гироскопический момент гироскопа 1 не может преодолеть момент противодействующих пружин и повернуть щетку 9 контактного устройства на угол, при котором подается питание на обмотку 7, и ВК-53РБ не сработает, т. е. не произведет коммутаций в обслуживаемых приборах.
Выключатель коррекции ВК-53РБ самостоятельного значения не имеет, он обычно входит в комплект той системы, которую обслуживает.
Основные технические данные
Напряжение питания по переменному току, В 36
Частота тока, Гц ; 400
Время срабатывания (с) выключателя коррекции при угловой скорости больше 0,1 град/с 5,7-15
Время включения коррекции при отсутствии угловой скорости, с 2-3 Скорость, при которой происходит отключение коррекции, град/с 0,1—0,3
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ВК-90
Назначение и связь с потребителями. Выключатели коррекции ВК-90 отключают цепи жидкостной маятниковой коррекции в авиагоризонте АГР-72А, гировертикалях МГВ-1СК, цепи горизонтальной коррекции в гидроагрегатах ГА-3 (основном и контрольном), следящие системы, связывающие коррекционные механизмы КМ-5 с гироагрегатами ГА-3 или блоками БГМК-2 в курсовой системе ТКС-П2 при разворотах самолета для исключения послевиражной погрешности в показаниях приборов.
На самолете установлены четыре выключателя коррекций ВК-90 № 1 работает в комплекте с МГВ-1СК (рис. 5.9), ВК-90 № 2 работает в комплекте с МГВ-1СК № 2, т. е. с прибором ПКП-1 второго пилота, ВК-90 № 3 работает в комплекте с МГВ-1СК № 3 т. е. с прибором ПКП-1 первого пилота. ВК-90 № 1 и 3 работают также с каналом № 1 системы ТКС-П2, а ВК-90 № 2 и 3—с каналом № 2 ТКС-П2. Выключатель коррекции ВК-90 № 4 работае с резервным авиагоризонтом АГР-72А.
Выключатели коррекции питаются от сети постоянного тока напряжением 27 В и трехфазным током напряжением 36 В частотой 400 Гц от трех независимых сетей: левой, правой и от преобразователя ПТ-500Ц (ПТС-250). Выключатели ВК-90 № 3 питаются от левой сети, № 2—от правой сети, № 1 и 4—от преобразователя ПТ-500Ц (ПТС-250), который, в свою очередь, получаем питание от шины аккумуляторов. При отказе или выключении ПТ-500Ц (ПТС-250) его потребители автоматически переключаются на питание от левой сети.
Принцип действия выключателя коррекции ВК-90 основан на измерении угловой скорости самолета относительно вертикальной оси с помощью двухстепенного гироскопа
.
Рис. 5.9, Связь| выключателей коррекции ВК-90 с потребителями.
Прибор состоит из поплавкового (скоростного) гироскопа, системы электронных реле задержки времени и исполнительных реле. Двухстепенный гироскоп заключен в герметичный поплавок, заполненный водородом. Полость между поплавком и корпусом заполнена лигроином, поэтому поплавок взвешен в жидкости, трение в осях сведено к минимуму. В качестве гиромотора установлен электродвигатель, который запитывается трехфазным током 36 В 400 Гц. С поплавком (рамкой) гироскопа связаны магнитная центрирующая пружина, гидравлический демпфер и контакт К включения системы реле задержки времени (рис. 5.9).
Гироскоп в среднем положении удерживается магнитной центрирующей пружиной, которая состоит из ярма, жестко закрепленного на кожухе гироскопа, постоянного магнита и магнитопровода. Колебания гироскопа гасятся гидравлическим демпфером, состоящим из ротора с лопатками и статора. Лопатки ротора перегоняют лигроин из одной полости в другую через щели и демпфируют колебания рамки. При изменении температуры окружающей среды для поддержания постоянной степени демпфирования проходное сечение щелей изменяется перемещением заслонок, связанных с сильфоном. При понижении температуры лигроина вязкость его увеличивается, и сильфон выдвигает заслонки, увеличивая проходное сечение щелей.
Система реле задержки времени обеспечивает отклонение цепей коррекции при минимальных угловых скоростях разворота самолета 15°/с и времени разворота 7-—40 с. Система состоит из релейных усилителей РУ-1 и РУ-2, диодов Д1 и Д2, дополнительного реле Р1 и исполнительного реле Р2.
Рис 5.9 Электрокинематическая схема выключателя коррекции ВК-90.
При прямолинейном полете самолета контакт К, жестко связанный с рамой гироскопа, находится в среднем обесточенном положении. При этом конденсатор С1 заряжен, контакты реле релейного усилителя РУ-1 замкнуты, и конденсатор С2 разряжен. Контакты реле релейного усилителя РУ-2 разомкнуты. При разворотах самолета возникает гироскопический момент, под действием которого гироскоп прецсссирует, и контакт К замыкается с одним-из боковых контактов, блокируя конденсатор С1, который начинает разряжаться через диод Д1 и обмотку реле РУ-1. Реле РУ-1 срабатывает, и его контакты размыкаются. При этом срабатывает реле РУ-2, и начинает разряжаться конденсатор С2 через резистор К.2. Реле РУ-2, срабатывая, замыкает цепь реле Р1. Реле Р1 включает исполнительное реле Р2, контакты которого отключают цепи коррекции, По окончании разворота самолета гироскопический момент исчезает, и гироскоп под действием магнитной пружины устанавливается в нейтральное положение. Контакт К размыкается, и конденсатор С1 начнет заряжаться. Система задержки времени, срабатывая, снимает питание с исполнительного реле Р2, контактами которого включаются цени коррекции.
При полете самолета, сопровождающемся колебаниями по курсу, контакт К замыкается на время, меньшее времени заряда конденсатора С1, поэтому реле Р2 не успевает срабатывать, и цепи коррекции не отключаются.