Электромеханический барометрический высотомер
Электромеханический высотомер по сравнению с механическим обеспечивает более точное измерение относительной высоты полета за счет разгрузки чувствительного элемента с помощью следящей системы.
Рис.1.5 функциональная схема УВИД
На рис. 1.5 представлена функциональная схема электромеханического барометрического высотомера типа УВИД. Воздух из системы статического давления поступает в герметичную полость указателя. Статическое давление воспринимается чувствительным элементом ЧЭ — блоком анероидных коробок.
При изменении высоты полета происходит линейное перемещение на величину lзподвижного центра блока анероидных коробок, которое передается на якорь индукционного датчика ИД, входящего в состав следящей системы. При этом происходит изменение положения якоря относительно сердечника и на выходе индукционного датчика возникает сигнал рассогласования в виде напряжения, которое подается в усилитель У. Одновременно в усилитель подается напряжение, пропорциональное аэродинамической поправке. Суммарное напряжение после усиления подается на управляющую обмотку двигателя Д.
Двигатель через редуктор Р1 и функциональное устройство канала высоты (ФУн) перемещает сердечник индукционного датчика в согласованное положение с якорем и одновременно приводит в движение индикаторное устройство указателя (стрелку СТ и счетчик СЧн), с помощью которых производится отсчет измеренной барометрической высоты. Через редуктор P1 движение также передается на щетку потенциометра П, угол поворота которой пропорционален измеренной высоте.
Ввод значения давления р0 производится вручную путем вращения рукоятки, расположенной на лицевой части указателя. От рукоятки движение передается через редуктор Р2 в функциональное устройство ФУРо, а затем в функциональное устройство высоты ФУн. Контроль вводимой величины р0 осуществляется по счетчику СЧРо.
Для автоматического определения аэродинамической поправки в комплекте высотомера УВИД имеется вычислитель аэродинамических поправок ВАП. Его функциональная схема также представлена на рис. 1. 5.
Статическое давление р воспринимается чувствительным элементом ВАП и преобразуется им в перемещение l1 щетки потенциометра П1, к которому подаeтся напряжение U, а снимается с него напряжение U1, пропорциональное перемещению щетки и зависящее от статического давления, т. е. U =f(p).
Снимаемое с потенциометра П1 напряжение подается на потенциометр П2, щетка которого перемещается от второго чувствительного элемента, воспринимающего динамическое давление. Снимаемое с потенциометра П2 напряжение является функцией статического р и полного р давлений. Оно пропорционально аэродинамической поправке. Это напряжение поступает на вход усилителя У.
Кинематическая схема указателя УВИД представлена на рис. 1.6. Чувствительным элементом является блок анероидных коробок БА. Один жесткий центр блока (левый) укреплен на основании прибора, а другой подвижный (правый) через термокомпенсатор БМ и тяги T1 и Т2 соединен с якорем Я индукционного датчика.
Сердечник С индукционного датчика имеет Ш-образную форму. На нем размещены три обмотки. Первичная обмотка ОВ расположена па среднем стержне. К ней подводится напряжение питания. На крайних стержнях размещены вторичные обмотки, которые соединены между собой по дифференциальной схеме.
Ось вращения О2 якоря Я и сердечника С индукционного датчика укреплена на качалке К, которая может поворачиваться вокруг оси О3. Под действием пружины ПР3 качалка всегда прижата к рабочей поверхности-кулачка КЛ, жестко связанного с червячным колесом ЧК.
В установившемся режиме зазоры между якорем и крайними стержнями сердечника равны. В этом случае во вторичных обмотках индукционного датчика наводятся одинаковые по величине э. д. с. Так как вторичные обмотки включены по дифференциальной схеме, то суммарная э. д. с. на выходе датчика будет равна нулю. Якорь относительно тяг T1 и Т2в данном случае удерживается с помощью пружин ПP1 и ПР2.
При изменении высоты полета и соответственно статического давления происходит перемещение подвижного центра О1 блока анероидных коробок, которое через биметаллический компенсатор БМ и тяги T1 и Т2 передается на якорь Я индукционного датчика. Якорь поворачивается вокруг оси О2 на некоторый угол. В результате нарушается равенство зазоров между якорем и крайними стержнями сердечника и на выходе индукционного датчика появляется напряжение, которое после усиления в усилителе подается на управляющую обмотку двигателя Д.
Рис.1.6. упрощенная кинематическая схема УВИД
Двигатель через редуктор и червяк Ч поворачивает червячное колесо ЧК с укрепленным на нем кулачком КЛ. Поворот кулачка КЛ вызывает поворот качалки К с укрепленным на ней индукционным датчиком. При повороте качалки ось О2 якоря занимает новое положение и якорь поворачивается вокруг оси О2 в направлении, обеспечивающем равенство зазоров между якорем и крайними стержнями сердечника индукционного датчика.
Одновременно с этим двигатель через редуктор приводит в движение индикаторное устройство (счетчик СЧн и стрелка СТ) и щетку выходного потенциометра П.
Профиль кулачка КЛ выбран таким, что при перемещении подвижного центра О1 блока анероидных коробок, пропорциональном величине статического давления, угол поворота кулачка будет пропорционален величине барометрической высоты. Следовательно, угол поворота счетчика СЧн стрелки СТ и щетки потенциометра П также пропорционален измеряемой высоте, что позволяет сделать шкалу прибора равномерной по высоте.
Передаточное число редуктора выбрано таким, что один оборот стрелки СТ соответствует изменению высоты на 1000 м, а оцифровка шкалы позволяет отсчитывать высоты с точностью до 5 м. По счетчику СЧн производится дискретный отсчет высоты через 10 м. В указателе высотомера предусмотрено специальное устройство, позволяющее вводить поправки на изменение давления р0 у земли. Ввод значений давления р0 осуществляется путем вращения рукоятки р0, укрепленной на оси, которая оканчивается винтом В. С помощью этого винта и специальной гайки СГ вращательное движение рукоятки Р0 превращается в поступательное движение гайки СГ, которая жестко связана с кулачком КУ. Направляющая НП препятствует повороту гайки СГ вокруг оси.
При вращении рукоятки Р0 кулачок КУ, перемещаясь поступательно, воздействует через рычаг Р и толкатель ТК на червяк Ч, перемещая его поступательно вдоль оси вращения. Осевое перемещение червяка Ч вызывает поворот на определенный угол червячного колеса ЧК и жестко связанного с ним кулачка КЛ, который, воздействуя на качалку К, нарушает равенство зазоров между якорем Я и крайними стержнями сердечника С. Вследствие этого на выходе индукционного датчика появляется напряжение, которое после усиления в усилителе подается на управляющую обмотку двигателя Д. Двигатель через редуктор будет поворачивать кулачок КЛ, а следовательно, и качалку К в положение, при котором восстанавливается равенство зазоров между якорем и крайними стержнями сердечника. Одновременно двигатель поворачивает счетчик СЧн, стрелку СТ и щетку потенциометра П.
Таким образом, вращение рукоятки р0 приводит к изменению показаний прибора. Визуальный отсчет введенного значения давления р0 осуществляется по показанию счетчика СЧ р0, который через редуктор связан с осью рукоятки р0.
С целью предотвращения выхода из строя указателя в нем предусмотрены специальные устройства, ограничивающие диапазон измерения высоты и ввода значений давления р0. Указатель выходит из строя в том случае, если при повороте кулачка КЛ против часовой стрелки произойдет сброс качалки К с максимального радиуса кулачка на минимальный.
Во избежание отказа прибора предусмотрен механический упор, состоящий из вала ОВ, который под действием пружины ПР4 упирается в хвостовую часть качалки К. При работе прибора в пределах измеряемой высоты между зубом 31 расположенным на второмконце вала ОВ, и зубом 32, расположенным на шестерне, кинематически связанной с ручкой р0, будет определенный зазор.
Если вращать ручку р0 в направлении, соответствующем вращению кулачка КЛ против часовой стрелки, то качалка К также будет поворачиваться против часовой стрелки, перемещая вал ОВ вправо. Зуб 31 упирается в зуб 32 и дальнейший поворот ручки р0 невозможен.
Для компенсации температурных погрешностей чувствительного элемента в высотомере применен термокомпенсатор, представляющий собой скобу БМ, один конец которой соединен с подвижным центром О1блока анероидных коробок, а другой — с тягой Т1. Этот компенсатор обеспечивает температурную компенсацию первого, и второго рода.