Определение передаточного числа зубчатого редуктора
Введение
Тяговые электрические машины на локомотивах работают в очень тяжелых условиях. На них действуют ударные вибрации, вызванные неровностями и рельсовыми стыками пути с ускорениями до 20 Гц для тяговых электродвигателей с опорно-осевой подвеской, а для электродвигателей с опорно-рамной подвеской и машин, расположенных в кузове, — 3g. Машины также испытывают вибрации от дизеля частотой 15...20 Гц.
Согласно ГОСТ 15150-69 тяговые электрические машины должны быть работоспособными на высоте до 1200 м над уровнем моря при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 40 °С для умеренного исполнения (У), а для особо холодных районов (УХЛ) — от минус 60 до плюс 40 °С при резких изменениях температуры (на 20...30 °С в течение 2...3 ч), выпадении росы, в запыленном, влажном воздухе и так далее.
Проектирование включает в себя электромагнитный расчет машины и конструктивную разработку, обеспечивающие в целом наиболее полное соответствие электрической машины поставленным требованиям в части тягово-энергетических свойств Э.П.С., надежности его работы, а так же массы установленного оборудования.
Исходные данные
Таблица 1 – Исходные данные
Двигатель) | Пульсирующего тока, подвесно-осевой, для электровоза |
Расчетный режим | часовой |
Мощность | |
Длительная мощность | |
Скорость движения электровоза, км/ч: - в номинальном режиме - конструктивная | |
Напряжение, В | |
Коэффициент использования мощности при максимальной скорости | 0,71 |
Диаметр движущегося колеса, | 1,25 |
Диаметр оси колесной пары, | 0,21 |
Ширина колеи, м | 1,52 |
Вентиляция | независимая |
Коэффициент пульсации тока, | 0,25 |
Определение передаточного числа зубчатого редуктора
Диаметр большого зубчатого колесаопределяется по формуле:
где – головка рельса,
– расстояние от низшей точки кожуха до делительной окружности,
Ориентировочное значение передаточного числа определяется по формуле:
где при двухсторонней зубчатой передачи;
– номинальная скорость экипажа,
– номинальная мощность на один конец вала двигателя, при
двухсторонней зубчатой передаче
Берём передаточное число .
Диаметр делительной окружности шестерни определяется (предварительно) по формуле:
Число зубцов колеса Zи шестерни zопределяется по формуле:
где – модуль зацепления,
Окончательно установившееся значение передаточного колеса определяется по формуле:
По полученному передаточному числу определяются:
- номинальная частота вращения якоря , об/мин:
- вращающий момент
Толщина тела шестерни определяется по формуле:
где – диаметр вала двигателя в месте перехода от цилиндрической
части к конусным концам.
где М – вращающий момент на один конец вала, при двухсторонней
передаче
– допустимые напряжения на скручивание вала,
Коллектор и щетки
Возможность сжатия миканитовых прокладок между коллекторными пластинами оценивается коэффициентом:
Коллекторное деление определяется по формуле:
Толщина коллекторной пластины определяется по формуле:
где – толщина изоляции между коллекторными пластинами,
Контактная поверхность щеток одного щеткодержателя определяется по формуле:
где – плотность тока под щеткой,
– число щеткодержателей,
Ширина щетки ограничивается допустимой шириной коммутационной зоны, принимается предварительно:
По ГОСТ 2332-75 выбираем разрезную щетку марки ЭГ-61 размером 2×10 мм×40.
На коллекторе устанавливаются две щетки по окружности коллектора 2×10×40 мм,
Щеточное перекрытие определяется по формуле:
Длина рабочей части коллектора определяется по формуле:
где – учитывает расстояние между щетками по длине коллектора с добавлением на шахматное расположение щеток по коллектору и расстояние от краев коллектора до щеток
С учетом ширины петушка и кольцевой выточки , общая длина коллектора получается равной
Высота коллекторной пластины определяется по формуле:
Принимаем
Приближенная масса меди коллектора определяется по формуле:
Ширина коммутационной зоны определяется по формуле:
Отношение ширины коммутационной зоны к междуполюсному окну определяется по формуле:
Ширина щетки выбрана правильно.
Воздушный зазор под главными полюсами при наличии компенсационной обмотки определяется по формуле:
Коэффициент воздушного зазора определяется по формуле:
Сердечник якоря
Радиальный размер сердечника якоря определяется по формуле:
где – индукция на холостом ходу машины,
Внутренний диаметр дисков якоря определяется по формуле:
где – число рядов каналов,
Объем сердечника якоря определяется по формуле:
где – общее число каналов,
Масса сердечника якоря определяется по формуле:
Сердечник главного полюса
Ширина полюса определяется по формуле:
где – коэффициент рассеивания магнитного потока главного полюса,
– индукция в сердечнике,
– коэффициент, учитывающий покрытие листов железа полюса толщиной 0,5 мм лаком и не плотности сборки,
– длина полюса,
Радиальная длина полюса предварительно определяется по формуле:
Внутренний диаметр станины определяется по формуле:
После определения внутреннего диаметра станины производится егоокругление до ближайшего значения с числом сантиметров 0 или 5. Примем
Точное значение радиальной высоты полюса определяется по формуле:
Приближенно масса всех полюсов определяется по формуле:
Магнитная станина
Примем индукцию в станине , а толщину станины двигателя с компенсационной обмоткой
Осевая длина магнитопровода станины определяется по формуле:
Масса станины определяется по формуле:
Компенсационная обмотка
Намагничивающая сила компенсационной обмотки должна быть приблизительно равна намагничивающей силе поля якоря на полюсной дуге:
тогда число витков на полюс получается равным:
Примем
При последовательном включении витков катушек всех полюсов число стержней будет в два раза больше числа витков.
Примем 12 стержней, размещенных в семи пазах,
Выбираем стержень размерами:
4,4×35 мм, сечением
Допустимая плотность тока в стержнях компенсационной обмотки
Плотность тока определяется по формуле:
Пазовое деление определяется по формуле:
Размеры паза компенсационной обмотки приведены в таблице 3.
Таблица 3 –Заполнение паза компенсационной обмотки.
Позиция | Размер по ширине паза, мм | Размер по высоте паза, мм |
Медь проводника | 8,8 | |
Витковая изоляция | 0,88 | 0,44 |
Корпусная изоляция 1 | 1,76 | 1,76 |
Корпусная изоляция 2 | 0,1 | 0,1 |
Покровная изоляция | 0,2 | 0,2 |
Защитная гильза | 0,3 | 0,15 |
Прокладки | - | Под клин:0,5 На дно паза: 0,5 |
Клин | - | |
Зазор на укладку | 0,6 | 0,15 |
Размеры паза в свету | 12,6 | 42,8 |
Допуск на расшихтовку | 0,2 | 0,1 |
Размеры паза в штампе | 12,8 | 42,9 |
Ширина паза компенсационной обмотки определяется по формуле:
Ширина зубца определяется по формуле:
Коэффициент воздушного зазора из-за наличия зубцов в полюсном наконечнике с компенсационной обмоткой определяется по формуле:
Общий коэффициент воздушного зазора с учетом пазов на якоре и в полюсном наконечнике определяется по формуле:
Длина торцевого участка лобовой части средней катушки определяется по формуле:
Длина лобовой части полувитка средней катушки определяется по формуле:
где a - длина прямолинейного участка внутренней катушки при выходе из паза, a=25 мм;
- зазор между торцовыми частями соседних катушек,
Средняя длина компенсационной обмотки определяется по формуле:
Сопротивление компенсационной обмотки при определяется по формуле:
где – число параллельных ветвей компенсационной обмотки,
Масса меди компенсационной обмотки определяется по формуле:
Расчет К.П.Д.
Результаты расчет магнитных потерь при номинальном поле приведены в таблице 10.
Таблица 10 - Расчеты магнитных потерь при номинальном поле.
278,5 | 2,76 | 5,07 | 0,14 | 0,71 | 4609,1 | 1,22 | 5623,1 |
1,46 | 1,83 | 0,49 | 0,89 | 5879,1 | 1,23 | 7231,3 | |
835,5 | 1,13 | 1,2 | 0,8 | 0,96 | 6341,5 | 1,25 | 7926,9 |
6605,75 | 1,3 | 8587,5 | |||||
1392,5 | 0,91 | 0,86 | 1,16 | 6605,75 | 1,36 | 8983,8 | |
0,85 | 0,77 | 1,33 | 1,02 | 6737,9 | 1,44 | 9702,6 | |
1949,5 | 0,81 | 0,71 | 1,41 | 6605,75 | 1,54 | 10172,9 |
Результаты расчета к.п.д. приведены в таблице 11.
Таблица 11 - Расчетаы к.п.д.
η, о.е. | |||||||
278,5 | 4,58 | 11082,8 | 5623,1 | 27007,9 | 0,88 | ||
1,76 | 4258,9 | 4136,7 | 7231,3 | 28554,9 | 0,94 | ||
835,5 | 1,2 | 2903,8 | 3201,7 | 22337,9 | 7926,9 | 36370,3 | 0,946 |
2419,83 | 2833,34 | 39711,9 | 8587,5 | 53551,57 | 0,94 | ||
1392,5 | 0,87 | 2105,25 | 2578,3 | 62049,8 | 8983,8 | 75717,15 | 0,932 |
0,78 | 1887,47 | 2408,3 | 89351,7 | 9702,6 | 103350,07 | 0,923 | |
1949,5 | 0,73 | 1766,5 | 121617,6 | 10172,9 | 0,913 |
Результаты расчет магнитных потерь при ослабленном поле приведены в таблице 12.
Таблица 12 - Расчеты магнитных потерь при ослабленном поле.
784,7 | 2,1 | 3,28 | 0,233 | 0,76 | 5020,4 | 1,24 | 6225,3 |
835,5 | 1,99 | 0,259 | 0,78 | 5152,48 | 1,25 | 6440,6 | |
1,52 | 1,95 | 0,434 | 0,85 | 5614,9 | 1,3 | 7299,4 | |
1392,5 | 1,28 | 1,48 | 0,6 | 0,89 | 5879,1 | 1,36 | 7995,6 |
1,14 | 1,23 | 0,738 | 0,91 | 6011,2 | 1,44 | 8656,1 | |
1949,5 | 1,05 | 1,08 | 0,86 | 0,93 | 6143,3 | 1,54 | 9460,7 |
Результаты расчета к.п.д. приведены в таблице 13.
Таблица 13 – Расчетаы к.п.д.
η, о.е. | |||||||
784,7 | 3,04 | 7356,3 | 18472,6 | 6225,3 | 38004,2 | 0,939 | |
835,5 | 2,8 | 6775,52 | 5638,35 | 20941,8 | 6440,6 | 39796,27 | 0,94 |
1,87 | 4525,1 | 4308,2 | 37229,9 | 7299,4 | 53362,6 | 0,94 | |
1392,5 | 1,45 | 3508,75 | 3626,7 | 58171,7 | 7995,6 | 73302,75 | 0,934 |
1,22 | 2952,2 | 83767,23 | 8656,1 | 98605,53 | 0,926 | ||
1949,5 | 1,08 | 2613,4 | 114016,5 | 9460,7 | 129065,6 | 0,917 |
Графики зависимостей КПД от тока якоря при номинальном и ослабленном поле представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Графики зависимостей КПД от тока якоря при номинальном и ослабленном поле. |
Расчет вращающего момента
Расчет вращающего момента определяется по формуле:
В таблице 14 приведены результаты расчета вращающего момента.
Таблица 14 - Результаты расчета вращающего момента.
Номинальное поле | Ослабленное поле | ||||||
n, об/мин | η, о.е. | n, об/мин | η, о.е. | ||||
278,5 | 2512,8 | 0,88 | 745,15 | 784,7 | 1912,9 | 0,939 | 2942,86 |
1330,1 | 0,94 | 3007,4 | 835,5 | 1807,8 | 0,94 | 3319,1 | |
835,5 | 1027,7 | 0,946 | 5875,77 | 1382,7 | 0,94 | ||
908,3 | 0,94 | 1392,5 | 1160,4 | 0,934 | 8653,03 | ||
1392,5 | 832,1 | 0,932 | 11915,96 | 1037,6 | 0,926 | 11393,33 | |
769,5 | 0,923 | 15313,1 | 1949,5 | 950,5 | 0,917 | 14369,24 | |
1949,5 | 737,7 | 0,913 | 18433,5 |
На рисунке 7 представлены графики моментов при полном и ослабленном полях.
Рисунок 7 Графики моментов при полном и ослабленном полях. |
Масса двигателя
В таблице 15 представлены сводные данные содержащие название масс элементов двигателей и их значения.
Таблица 15 – Сводные данные элементов масс двигателя и их значения.
Название массы | Значение |
Масса меди обмотки якоря, | 132,3 кг |
Масса меди уравнительных соединений, | 9,97 кг |
Масса меди обмотки дополнительных полюсов, | 55,3 кг |
Масса меди обмотки главных полюсов, | 124 кг |
Масса меди компенсационной обмотки, | 74,97 кг |
Масса меди коллектора, | 131 кг |
Всего: | 527,54 |
Масса стали зубцов, | 127,3 кг |
Масса стали сердечника якоря, | 564 кг |
Масса стали главных полюсов, | 395 кг |
Масса стали дополнительных полюсов, | 69,514 кг |
Масса стали станины, | 908,3 кг |
Всего: | 2064,114 |
Общая масса активных материалов определяется по формуле:
Общая масса двигателя определяется по формуле:
Относительный расход материалов определяется по формуле:
Производная масса двигателя определяется по формуле:
Отношение массы к моменту определяется по формуле:
Двигатель обладает следующими параметрами: , относительного расхода материалов и отношения массы к моменту .
По массе рассчитанный двигатель близок к двигателю ДПТ-810 (4716 кг), по параметру к двигателю ЭДП-810 , по параметру к двигателю НБ-412К .
Заключение
В данном курсовом проекте мы рассчитали номинальную и максимальную скорость Э.П.С., род тока и напряжения, пределы изменения напряжения в режиме тяги и электрического торможения, длительную и часовую мощность, мощность при максимальной скорости Э.П.С., так же рассчитали массу двигателя, расход материалов, отношение массы двигателя к моменту.
Литература
Смирнов А.А., Гурлов И.В., Семенов Н.П. Проектирование тяговых электрических машин постоянного и пульсирующего тока: Учебное пособие. СПб,: ПГУПС, 2005. – 109 с.
Прошутинский Р.И. Дополнительные приложения к учебному пособию: СПБ,: ПГУПС. – 85 с.
Введение
Тяговые электрические машины на локомотивах работают в очень тяжелых условиях. На них действуют ударные вибрации, вызванные неровностями и рельсовыми стыками пути с ускорениями до 20 Гц для тяговых электродвигателей с опорно-осевой подвеской, а для электродвигателей с опорно-рамной подвеской и машин, расположенных в кузове, — 3g. Машины также испытывают вибрации от дизеля частотой 15...20 Гц.
Согласно ГОСТ 15150-69 тяговые электрические машины должны быть работоспособными на высоте до 1200 м над уровнем моря при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 40 °С для умеренного исполнения (У), а для особо холодных районов (УХЛ) — от минус 60 до плюс 40 °С при резких изменениях температуры (на 20...30 °С в течение 2...3 ч), выпадении росы, в запыленном, влажном воздухе и так далее.
Проектирование включает в себя электромагнитный расчет машины и конструктивную разработку, обеспечивающие в целом наиболее полное соответствие электрической машины поставленным требованиям в части тягово-энергетических свойств Э.П.С., надежности его работы, а так же массы установленного оборудования.
Исходные данные
Таблица 1 – Исходные данные
Двигатель) | Пульсирующего тока, подвесно-осевой, для электровоза |
Расчетный режим | часовой |
Мощность | |
Длительная мощность | |
Скорость движения электровоза, км/ч: - в номинальном режиме - конструктивная | |
Напряжение, В | |
Коэффициент использования мощности при максимальной скорости | 0,71 |
Диаметр движущегося колеса, | 1,25 |
Диаметр оси колесной пары, | 0,21 |
Ширина колеи, м | 1,52 |
Вентиляция | независимая |
Коэффициент пульсации тока, | 0,25 |
Определение передаточного числа зубчатого редуктора
Диаметр большого зубчатого колесаопределяется по формуле:
где – головка рельса,
– расстояние от низшей точки кожуха до делительной окружности,
Ориентировочное значение передаточного числа определяется по формуле:
где при двухсторонней зубчатой передачи;
– номинальная скорость экипажа,
– номинальная мощность на один конец вала двигателя, при
двухсторонней зубчатой передаче
Берём передаточное число .
Диаметр делительной окружности шестерни определяется (предварительно) по формуле:
Число зубцов колеса Zи шестерни zопределяется по формуле:
где – модуль зацепления,
Окончательно установившееся значение передаточного колеса определяется по формуле:
По полученному передаточному числу определяются:
- номинальная частота вращения якоря , об/мин:
- вращающий момент
Толщина тела шестерни определяется по формуле:
где – диаметр вала двигателя в месте перехода от цилиндрической
части к конусным концам.
где М – вращающий момент на один конец вала, при двухсторонней
передаче
– допустимые напряжения на скручивание вала,