Развитие материальной культуры в Европе в мануфактурный период.
Развитие материальной культуры в Европе в мануфактурный период.
В городах ускоряется процесс складывания товарно-денежных отношений и складывается новый класс - бюргеры, третье сословие - основатели мануфактур и они начинают борьбу за освобождение городов, которые превращаются в творческую лабораторию. Бюргеры нуждаются в точных знаниях, поэтому увеличивается количество светских школ, университетов. Город и соц.-эк. условия формирования тов.-ден. отношений явились предпосылкой НТР. Появляется золотой флорин (золотые монеты, которые впервые начали чеканить во Флоренции в 1252 году) - показатель развития торг.связей в Европе. Т. о. промышленный труд меняет и деревню. Важную роль сыграло появления часов, стекла и книгопечатания. Часы - первое механическое устройство, предназначенное не для экзальтации толпы, а для дела. Это прообраз производственной машины с жесткими требованиями размеров. Это был «психологический опыт», т.к. время превращается в личностную потребность. Совершенствование техники стекла шло с развитием ренессанса. Стекло осветило сумрачное пространство человека (все для комфорта). Люди смогли увидеть мир со стороны. Появл. техника перспективы (на 1м плане портрет, а сзади пейзаж). Порождением стекла является зеркало. Зеркало - большое открытие, повлиявшее на психологию человека, человек увидел себя со стороны. Леонардо да Винчи использ. зеркало для засекречивания своих записей. Книгопечатание - связано с появлением типографии. Бюргерский город нуждался в фиксированных знаниях, поэтому увеличивается количество светских школ, университетов. В 1444 году Иоганн Гутенберг возродил типографию в Германии. Во всех областях усложняющегося материального производства возникает потребность в более точных расчетах. Все выдающиеся ученные этого времени работали в обл. есстеств. и точных наук – Галилей, Ньютон,Лейбниц,Ломоносов и т.д. Прогрессивной чертой мануфактурного периода был быстрый рост изобретательства по сравнению со средневековьем. Авторами многих изобретений были работники производства: гидротехники, ткачи, кузнеци, часовщики. Для изобретателей была характерна энциклопедичность, разносторонность интересов. Фр. уч. Дени Папен (1647-1712) стал известным после создания в 1681г. папенова котла(устройство для выварки костей и др. материалов под повышенным давлением), среди его проектов были и паровые двигатели. В 1689 г. Томас Северисозд. паровую машину «Друг горняка» ( но она могла лишь откачивать воду из подземных выработок). В 1715г. её усовершенств. фр. физик Ж. Дезагюлье. её выписал Петр I в Россию для фонтанов в Летнем саду (в 1717-1718). В 1711-12гг. англ. кузн. мастер Т. Ньюкомен вместе с Дж.Коули построили 1ую пароатмосферную поршневую машину. Она делала лишь 10 подъемов вмин, но уменьшила расходы в 6 раз. Использов. в англ. промышл. до сер. 18 в. Если в ремесленный период железо получали непосредственно из железн. руды сыродутным способом, то в мануфактурного хар-но разделение ме производства на выплавку чугуна(доменный процесс), чугунолитейное дело (отливка готовых изделий из чугуна), передел чугуна на железо и дальнейшая обработка железа. Творцами новой машинной техники прежде всего становились непосредственные работники: простые люди, но страстно любящие свое дело и стремившиеся облегчить тяжелую физ. работу людей применением машин.
Предпосылки НТР XVII в.
Слово «наука» приобретает современный смысл в 1831 году, благодаря Британской ассоциации наук. Научная революция 17 века вырвала Европу сразу вперед, так как предпосылкой этой революции была эпоха Возрождения. Во-первых, идеологическая составляющая - гуманизм (антропоцентризм). НТР начинается с деятельности Коперника, а завершается деятельностью Ньютона. Галилей, Бэкон, Кеплер, Декарт, Бруно - личности НТР. Энгельс написал " Вся эпоха Возрождения была в сущности плодом развития городов, т. е. бюргерства." Т. о. в городах эпохи возрождения ускоряется процесс складывания товарно-денежных отношений и складывается новый класс, третье сословие - основатели мануфактур и они начинают борьбу за освобождение городов, которые превращаются в творческую лабораторию. Бюргеры нуждаются в точных знаниях, поэтому увеличивается количество светских школ, университетов. В 1444 году Иоганн Гутенберг возродил типографию в Германии. Город и соц.-эк. условия формирования тов.-ден. отношений явились предпосылкой НТР. Появляется золотой флорин (золотые монеты, которые впервые начали чеканить во Флоренции в 1252 году) - показатель развития торг.связей в Европе. Т. о. промышленный труд меняет и деревню. Важную роль в НТР сыграли появления часов, стекла и книгопечатания. Часы - первое механическое устройство, предназначенное не для экзальтации толпы, а для дела. Это прообраз производственной машины с жесткими требованиями размеров. Это был «психологический опыт», т.к. время превращается в личностную потребность. Совершенствование техники стекла шло с развитием ренессанса. Стекло осветило сумрачное пространство человека (все для комфорта). Люди смогли увидеть мир со стороны. Появл. техника перспективы (на 1м плане портрет, а сзади пейзаж). Порождением стекла является зеркало. Зеркало - большое открытие, повлиявшее на психологию человека, человек увидел себя со стороны. Леонардо да Винчи использ. зеркало для засекречивания своих записей. Книгопечатание - связано с появлением типографии. Бюргерский город нуждался в фиксированных знаниях. Джон Берно выделил 3 фазы НТР: 1я фаза - 1440-1540 гг.; 2я фаза- 1540-1650 гг. – наука в период первых буржуазных революций (Нидерланды и Англия); 3я фаза - 1650-1690 гг. - зрелость науки, возн. научн. школ.
4. Организация науки в XVII-XIX вв. Создание научных обществ и учреждений.
Первыми научными обществами на рубеже XVI – XVII в. была Академия линкеев, т.е. «зорких» в Риме в 1600-1630 гг. и Академия опытов во Флоренции в 1651 – 1667 гг.(была закрыта через 10 лет из-за интриг папской курии) На гербе Академии линкеев изображена рысь(типа зрение рысье) с надписью «Разумом быстрейшая». С 1608 по 1630 г. она открыто защищала учение Г.Галилея, который в 1611 г. стал её членом. Англ. ученые основали в Оксфорде Королевское общ-во, они просто собирались, спорили, демонстрировали свои эксперименты, писали письма коллегам в др. страны. Тоже самое происходило и во Франции. Были и диссидентские академии (неофициальные академии) - их спонсировали богатые фабриканты, кот. давали им спец.заказы.+ получали поощрения на патенты. Их называли также лунными, т.к. собирались они по ночам. Во Франции: Келия францисканского монаха Мерсенна - здесь собирались ученые в середине 17 в., он вел переписку со многими учеными.общ-во Ренодо (умер в 1679г.) – это был врач, основал свою клинику для бедных. В Англии - Джон Уилкинс – философ, священник, епископ Честерский. Он стал собирать вокруг себя ученых-математиков, физиков.(Р.Бойля, Р.Гука и др.), собирались они в Оксфорде. Он же является одним основателей Лондонского королевского общества. Во Франции деят. королевского общ-ва оплачивалась королем, а в Англии для создания научн. учреждения требовалось лишь покровительство короля,т.к. члены Королевского общ-ва сами оплачивали расходы на научные исследования. Но во 2й половине 17 века у них появ. потребность в учреждении. В 1660 г. возн. «Королевское общ-во для развития знаний», фактически выполнявшее фун-ции Британской АН. В 1666г. была созд. Парижская АН при поддержке мин. Кольбера при Людовиге XIV. Необх. следствием офиц. признания таких обществ явилось общее приспособление идей к церковным догматам и уклонение их от спорных вопросов политики и религии. Изучали в осн. проблемы накаливания и гидравлики, артиллерийского дела, астрономии, имевшей практическое значение для мореплавания. Вскоре в Европе возн. много аналогичных учреждений: 1700 г. - Берлинская АН;1725 г. - Петербургская АН;1739 г. - Стокгольмская АН; 1759г. - Мюнхенская АН и др. Лоуренс Оккен создал в 1822 г. в Германии Собрание нем. естествоиспытателей, но оно было частным. В 1831 г. в Великобритании возн. Британская ассоциация прогресса и науки. Копия немецкой. Это был противовес Брит.АН. В нач. 19 в.стали появляться спечиализированныенаучн. общ-ва(геогр., хим., и т.д). Увеличивается кол-во университетов – возн. университетскиенаучн. общ-ва. В Германии в Гетингемском унив. появл. учебные лаборатории(агрохомик Либих созд. удобрения в своей лаб.). Якобинским конвентом были созд. Высшая нормальная школа(гуманит.) и Политехническая(её закончил Ампер)+разл.мелкие школы(мед. и т.д.).
5. Научное приборостроение в XVI – середине XVIII в. Создание первых научных обществ и учреждений.
Два важнейших изобретения этого периода: микроскоп и телескоп. Около 1590 года был изобретен микроскоп. В его разработке участвовали параллельно голландские и итальянские оптики. Термин «микроскоп» был введен в употребление одним из членов Римской Академии линкеев в 1614 г. А в 1608 году был изобретен телескоп(вероятно появ. в Голландии как побочный продукт производства очков). Первым исследователем, который провел астрономические наблюдения с помощью телескопа был Галилео Галилей . В 1609 году он сконструировал зрительную трубу из свинца с двумя стеклянными линзами и впервые применил этот прибор для наблюдения за небесными объектами. Также была создана подзорная труба. В 1640-х гг. в Италии и Франции начались работы по устройству прибора, отмечающего изменения в метеорологических условиях. В сер. XVII в он был создан англ. уч. Р.Бойлем. Сначала он назвал его бароскоп, а затем барометр. Следствием открытия барометра стало открытие термометра. В к. XVI в. Г.Галилейиспольз. св-во жидкости подниматься в тонкой трубке при нагревании в своём термоскопе. Позднее приборы, предназначенные для измерения температуры, получили название термометров. Первые термометры Г.Д.Фаренгейта (1686 – 1736), наполненные спиртом (1704) получили широкое распространение во многих северных городах Европы. Фаренгейт отметил, что высота ртутного столба в барометре зависит от температуры, и решил использ. в качестве жидкости для термометра ртуть(1714). В настоящее время в науке принят предложенный шведск. астрономом А.Цельсием в 1742 г. термометр, шкала кот.от точки плавления льда до точки кипения воды имеет 100 делений. В России научное приборостроение получило развитие в 1720-1730е гг., когда в Петерб.АН были организованы спец.мастерские. Их деят-тьсвяз. с именами А.К.Нартова, М.В.Ломоносова, И.П.Кулибина. Первые наблюдения за погодой в Париже начались в 1658 г., когда король Тоскании Фердинанд II подарил городу несколько уличных термометров. В 1866 г. император Наполеон III поддержал проект создания метеослужбы во Франции. Если в XVIIIв. мало было интересующихся метеорологией (Дж. Вашингтон ежедневно делал записи о погоде, а король Людовиг XVI лично присутствовал при проведении метеорологических замеров в Версале), то в XIX в. соответствующие службы получили быстрое распространение – часто в военных интересах. Первыми научными обществами на рубеже XVI – XVII в. была Академия линкеев, т.е. «зорких» в Риме в 1600-1630 гг. и Академия опытов во Флоренции в 1651 – 1667 гг.(была закрыта через 10 лет из-за интриг папской курии) На гербе Академии линкеев изображена рысь(типа зрение рысье) с надписью «Разумом быстрейшая». С 1608 по 1630 г. она открыто защищала учение Г.Галилея, который в 1611 г. стал её членом.Англ. ученые основали в Оксфорде Королевское общ-во, они просто собирались, спорили, демонстрировали свои эксперименты, писали письма коллегам в др. страны. Тоже самое происходило и во Франции. Но во 2й половине 17 века у них появ. потребность в учреждении. В 1660 г. возн. «Королевское общ-во для развития знаний!, фактически выполнявшее фун-ции Британской АН. В 1666г. была созд. Парижская АН при поддержке мин. Кольбера при ЛюдовигеXIV.Во Франции деят. королевского общ-ва оплачивалась королем, а в Англии для создания научн. учреждения требовалось лишь покровительство короля,т.к. члены Королевского общ-ва сами оплачивали расходы на научные исследования. Необх. следствием офиц. признания таких обществ явилось общее приспособление идей к церковным догматам и уклонение их от спорных вопросов политики и религии. Изучали в осн. проблемы накаливания и гидравлики, артиллерийского дела, астрономии, имевшей практическое значение для мореплавания.Вскоре в Европе возн. много аналогичных учреждений:
1700 г. - Берлинская АН;1725 г. - Петербургская АН;1739 г. - Стокгольмская АН; 1759г. - Мюнхенская АН и др. Открывались и диссидентские академии (неофициальные академии) - их спонсировали богатые фабриканты, кот. давали им спец.заказы. Во Франции: Келия францисканского монаха Мерсенна - здесь собирались ученые в середине 17 в., он вел переписку со многими учеными.общ-во Ренодо – это был врач, основал свою клинику для бедных. В Англии - Джон Уилкинс – философ, священник, епископ Честерский. Он стал собирать вокруг себя ученых-математиков, физиков. Он же является одним основателей Лондонского королевского общества. Лоуренс Оккен создал в Германии своего рода академию наук, но она была частной.
Развитие материальной культуры в Европе в мануфактурный период.
В городах ускоряется процесс складывания товарно-денежных отношений и складывается новый класс - бюргеры, третье сословие - основатели мануфактур и они начинают борьбу за освобождение городов, которые превращаются в творческую лабораторию. Бюргеры нуждаются в точных знаниях, поэтому увеличивается количество светских школ, университетов. Город и соц.-эк. условия формирования тов.-ден. отношений явились предпосылкой НТР. Появляется золотой флорин (золотые монеты, которые впервые начали чеканить во Флоренции в 1252 году) - показатель развития торг.связей в Европе. Т. о. промышленный труд меняет и деревню. Важную роль сыграло появления часов, стекла и книгопечатания. Часы - первое механическое устройство, предназначенное не для экзальтации толпы, а для дела. Это прообраз производственной машины с жесткими требованиями размеров. Это был «психологический опыт», т.к. время превращается в личностную потребность. Совершенствование техники стекла шло с развитием ренессанса. Стекло осветило сумрачное пространство человека (все для комфорта). Люди смогли увидеть мир со стороны. Появл. техника перспективы (на 1м плане портрет, а сзади пейзаж). Порождением стекла является зеркало. Зеркало - большое открытие, повлиявшее на психологию человека, человек увидел себя со стороны. Леонардо да Винчи использ. зеркало для засекречивания своих записей. Книгопечатание - связано с появлением типографии. Бюргерский город нуждался в фиксированных знаниях, поэтому увеличивается количество светских школ, университетов. В 1444 году Иоганн Гутенберг возродил типографию в Германии. Во всех областях усложняющегося материального производства возникает потребность в более точных расчетах. Все выдающиеся ученные этого времени работали в обл. есстеств. и точных наук – Галилей, Ньютон,Лейбниц,Ломоносов и т.д. Прогрессивной чертой мануфактурного периода был быстрый рост изобретательства по сравнению со средневековьем. Авторами многих изобретений были работники производства: гидротехники, ткачи, кузнеци, часовщики. Для изобретателей была характерна энциклопедичность, разносторонность интересов. Фр. уч. Дени Папен (1647-1712) стал известным после создания в 1681г. папенова котла(устройство для выварки костей и др. материалов под повышенным давлением), среди его проектов были и паровые двигатели. В 1689 г. Томас Северисозд. паровую машину «Друг горняка» ( но она могла лишь откачивать воду из подземных выработок). В 1715г. её усовершенств. фр. физик Ж. Дезагюлье. её выписал Петр I в Россию для фонтанов в Летнем саду (в 1717-1718). В 1711-12гг. англ. кузн. мастер Т. Ньюкомен вместе с Дж.Коули построили 1ую пароатмосферную поршневую машину. Она делала лишь 10 подъемов вмин, но уменьшила расходы в 6 раз. Использов. в англ. промышл. до сер. 18 в. Если в ремесленный период железо получали непосредственно из железн. руды сыродутным способом, то в мануфактурного хар-но разделение ме производства на выплавку чугуна(доменный процесс), чугунолитейное дело (отливка готовых изделий из чугуна), передел чугуна на железо и дальнейшая обработка железа. Творцами новой машинной техники прежде всего становились непосредственные работники: простые люди, но страстно любящие свое дело и стремившиеся облегчить тяжелую физ. работу людей применением машин.