Нужны ли нравственные кодексы ученых?
И этот вопрос имеет смысл, и на него отвечал еще Гиппократ.
Кодекс — это конкретизация основных нравственных правил на основе имеющегося в данной области знания и практики опыта.
Может ли он принести вред? Может при своей абсолютизации и догматизации, когда забывается, что главной нравственной инстанцией является совесть, а не писаные правила. Но, несмотря на этот риск (а любая деятельность, в том числе в области морали, нравственно рискованна) кодексы, регулирующие поведение в определенной профессиональной сфере, как и клятва Гиппократа, нужны.
В античные времена существовала парадигма «знание ради знания», потому что вместо техники работали рабы и не надо было знание применять на практике.
В наше время науку стали называть непосредственной производительной силой. Но непосредственное вторжение науки в действительность оборачивается экологическими и нравственными проблемами, которые следует решать до внедрения научных достижений, а не после.
Поэтому между научным открытием и его практическим применением должно быть время для оценки. Да и вообще не все научные достижения надо внедрять, что понимал еще Ф. Бэкон, который в «Новой Атлантиде» выделил научные открытия, которые не только не внедряются, но о которых даже не сообщается. Тем более сложно обстоит дело сейчас, когда человечество стало, по словам Вернадского, геологической силой на нашей планете.
Нравственность не мешает науке, а ориентирует ее определенным образом и оказывается, что именно такая ориентация обеспечивает истинное знание, которое находится в единстве с добром и красотой.
ЛИЧНОСТЬ И ЭТИКА УЧЕНОГО
ВОПРОСЫ
1. Каковы главные выводы из развития естествознания в XX в.?
2. Какие научные революции произошли в XX в.?
3. Каковы механизмы эволюции, выявленные наукой?
4. Какова современная естественнонаучная картина мира?
5. Что представляет собой наука как эволюционный процесс?
6. Каков идеал научного знания?
7. Что такое наука как целостная интегративно-разнообразная система?
8. Каковы мотивы научной деятельности?
9. Какое значение имеет в науке личность?
10. Какие качества необходимы ученому?
11. Какие существуют типы ученых?
12. Каким должен быть идеальный ученый?
13. Как соотносится научная истина с добром и красотой?
14. Как связаны чувства и разум ученого в процессе научной деятельности?
15. Сравните познание и нравственность как формы общественного сознания?
16. Что такое этика науки?
17. Каков статус биоэтики?
18. Назовите традиционные и новые проблемы этики науки.
19. Что входит в нравственный кодекс ученых?
20. Какие разновидности научной этики вы знаете?
21. Каков нравственный идеал науки?
Литература
1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2 кн. Кн. 2.— М., 1977.
2. Краткий миг торжества. — М., 1989.
3. Леопольд О. Этика Земли / Календарь песчаного графства. — М., 1983.
4. Мир вокруг нас. — М., 1983.
5. Пуанкаре А. О науке- — М., 1983.
6. Селье Г. От мечты к открытию. — М., 1987.
7. Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973.
Практикум к семинару
Ответьте на вопросы.
1. Что такое структурные уровни организации материи?
2. Как с помощью этих представлений достигается единство научного знания?
3. Что такое естественнонаучная картина мира?
4. Какие попытки построить единую науку предпринимались раньше и как эта проблема решается сейчас?
5. Что такое дифференциация и интеграция научного знания?
6. Почему идеалом науки является наука как целостная ин-тегративно-разнообразная гармоничная система?
7. Каковы предмет и методы основных естественных наук?
8. Как изменялась в XX в. методология естествознания и почему она получила большое развитие?
9. Назовите 20 основных понятий современного естествознания и дайте их характеристику.
10. Опишите 10 крупнейших открытий современного естествознания.
11. В чем сходство и различия изучаемых естествознанием типов систем (простые и сложные, устойчивые и неустойчивые, закрытые и открытые и т.п.)?
12. Что общего и какие отличия у проблем происхождения материи, Вселенной, жизни, человека?
13. Какие существуют общие закономерности функционирования природы?
14. Каково различие между законом, развитием и целесообразностью?
15. Кто такие сциентеисты и антисциентеисты? Кто из них прав?
16. Какова роль личности в развитии науки?
17. Каково влияние национального характера ученого и культуры, в которой он воспитан, на его работу?
18. Был бы открыт закон всемирного тяготения, если бы не родился Ньютон?
19. Каковы мотивы занятия наукой?
20. Какими качествами должен обладать ученый?
21. Какова роль в науке мужества, честности, интеллекта, удивления, интереса?
22. Почему И. П. Павлов поставил перед своим институтом памятник собаке?
23. Почему возрастает роль этических аспектов науки?
24. Кто прав — Фрейд или Эйнштейн — в споре о том, должен ли ученый и имеет ли это смысл бороться против опасности войны и других деструктивных действий человека?
25. Какова роль ценностей в науке?
26. Каковы ценностные условия возникновения науки в Новое время?
27. В чем специфика биоэтики как науки особого типа?
28. Как этические аспекты влияют на развитие науки в наше время?
29. Необходимы ли нравственные кодексы ученых?
30. Каковы традиции русской научной школы?
31. Что породило необходимость создания глобальной этики, этики Земли, этики благоговения перед жизнью, компьютерной этики, инженерной этики и т.п.?
32. Что такое наука как эволюционный процесс и часть биосферы"?
33. Как вы понимаете науку как «третий мир» — мир познания?