Нужны ли нравственные кодексы ученых?

И этот вопрос имеет смысл, и на него отвечал еще Гиппократ.

Кодекс — это конкретизация основных нравственных правил на основе имеющегося в данной области знания и практики опыта.

Может ли он принести вред? Может при своей абсолютизации и догматизации, когда забывает­ся, что главной нравственной инстанцией является совесть, а не писаные правила. Но, несмотря на этот риск (а любая деятель­ность, в том числе в области морали, нравственно рискованна) кодексы, регулирующие поведение в определенной профессиональ­ной сфере, как и клятва Гиппократа, нужны.

В античные времена существовала парадигма «знание ради зна­ния», потому что вместо техники работали рабы и не надо было зна­ние применять на практике.

В наше время науку стали называть не­посредственной производительной силой. Но непосредственное втор­жение науки в действительность оборачивается экологическими и нрав­ственными проблемами, которые следует решать до внедрения науч­ных достижений, а не после.

Поэтому между научным открытием и его практическим применением должно быть время для оценки. Да и вообще не все научные достижения надо внедрять, что понимал еще Ф. Бэкон, который в «Новой Атлантиде» выделил научные открытия, которые не только не внедряются, но о которых даже не сообщается. Тем более сложно обстоит дело сейчас, когда челове­чество стало, по словам Вернадского, геологической силой на на­шей планете.

Нравственность не мешает науке, а ориентирует ее определен­ным образом и оказывается, что именно такая ориентация обеспе­чивает истинное знание, которое находится в единстве с добром и красотой.

ЛИЧНОСТЬ И ЭТИКА УЧЕНОГО

ВОПРОСЫ

1. Каковы главные выводы из развития естествознания в XX в.?

2. Какие научные революции произошли в XX в.?

3. Каковы механизмы эволюции, выявленные наукой?

4. Какова современная естественнонаучная картина мира?

5. Что представляет собой наука как эволюционный процесс?

6. Каков идеал научного знания?

7. Что такое наука как целостная интегративно-разнообразная система?

8. Каковы мотивы научной деятельности?

9. Какое значение имеет в науке личность?

10. Какие качества необходимы ученому?

11. Какие существуют типы ученых?

12. Каким должен быть идеальный ученый?

13. Как соотносится научная истина с добром и красотой?

14. Как связаны чувства и разум ученого в процессе науч­ной деятельности?

15. Сравните познание и нравственность как формы обще­ственного сознания?

16. Что такое этика науки?

17. Каков статус биоэтики?

18. Назовите традиционные и новые проблемы этики науки.

19. Что входит в нравственный кодекс ученых?

20. Какие разновидности научной этики вы знаете?

21. Каков нравственный идеал науки?

Литература

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2 кн. Кн. 2.— М., 1977.

2. Краткий миг торжества. — М., 1989.

3. Леопольд О. Этика Земли / Календарь песчаного графства. — М., 1983.

4. Мир вокруг нас. — М., 1983.

5. Пуанкаре А. О науке- — М., 1983.

6. Селье Г. От мечты к открытию. — М., 1987.

7. Швейцер А. Культура и этика. — М., 1973.

Практикум к семинару

Ответьте на вопросы.

1. Что такое структурные уровни организации материи?

2. Как с помощью этих представлений достигается един­ство научного знания?

3. Что такое естественнонаучная картина мира?

4. Какие попытки построить единую науку предпринима­лись раньше и как эта проблема решается сейчас?

5. Что такое дифференциация и интеграция научного знания?

6. Почему идеалом науки является наука как целостная ин-тегративно-разнообразная гармоничная система?

7. Каковы предмет и методы основных естественных наук?

8. Как изменялась в XX в. методология естествознания и почему она получила большое развитие?

9. Назовите 20 основных понятий современного естество­знания и дайте их характеристику.

10. Опишите 10 крупнейших открытий современного есте­ствознания.

11. В чем сходство и различия изучаемых естествознанием типов систем (простые и сложные, устойчивые и неус­тойчивые, закрытые и открытые и т.п.)?

12. Что общего и какие отличия у проблем происхождения материи, Вселенной, жизни, человека?

13. Какие существуют общие закономерности функциони­рования природы?

14. Каково различие между законом, развитием и целесооб­разностью?

15. Кто такие сциентеисты и антисциентеисты? Кто из них прав?

16. Какова роль личности в развитии науки?

17. Каково влияние национального характера ученого и куль­туры, в которой он воспитан, на его работу?

18. Был бы открыт закон всемирного тяготения, если бы не родился Ньютон?

19. Каковы мотивы занятия наукой?

20. Какими качествами должен обладать ученый?

21. Какова роль в науке мужества, честности, интеллекта, удивления, интереса?

22. Почему И. П. Павлов поставил перед своим институтом памятник собаке?

23. Почему возрастает роль этических аспектов науки?

24. Кто прав — Фрейд или Эйнштейн — в споре о том, дол­жен ли ученый и имеет ли это смысл бороться против опасности войны и других деструктивных действий че­ловека?

25. Какова роль ценностей в науке?

26. Каковы ценностные условия возникновения науки в Но­вое время?

27. В чем специфика биоэтики как науки особого типа?

28. Как этические аспекты влияют на развитие науки в наше время?

29. Необходимы ли нравственные кодексы ученых?

30. Каковы традиции русской научной школы?

31. Что породило необходимость создания глобальной этики, этики Земли, этики благоговения перед жизнью, компью­терной этики, инженерной этики и т.п.?

32. Что такое наука как эволюционный процесс и часть био­сферы"?

33. Как вы понимаете науку как «третий мир» — мир познания?

Наши рекомендации