Обобщенные математические модели механической части эп
В общем случае механическую часть электропривода можно представить в виде n сосредоточенных масс, соединенных между собой упругими элементами. При этом у отдельных элементах передачи возможны люфты (Рис.1.5). Все параметры такой модели механической части приводятся к одной оси, чаще всего к валу электродвигателя. Так как люфты в передаче приводят к нелинейным уравнениям в механической части, то ими часто пренебрегают.
В модели механической части электропривода выделяют действующие силы непотенциального характера (электромагнитные силы и моменты, силы сопротивления, обусловленные выполняемой работой), силы упругости и диссипативные силы, вызванные свойством механической части рассеивать часть полной механической энергии внутри себя. Диссипативные силы связаны с наличием вязкого трения и упругого механического гистерезиса.
Движение представленной модели n-массовой системы описывается системой уравнений Лагранжа второго рода
где
L – функция Лагранжа, т.е.
L=Wк-Wn , (1.12)
Wк , Wn – кинетическая и потенциальная энергия системы,
R – функция Рэлея (диссипативная функция), определяемая как
R= , (1.13)
W – полная механическая энергия системы, – коэффициент, – обобщенная координата i-й степени свободы, – обобщенная скорость i-й степени свободы, – обобщенная сила, действующая на i-й степени свободы,t – время.
Поступательное перемещение sМ приводится к вращательному движению вала двигателя таким образом: j= sМr,
где r - радиус приведения.
Момент инерции Jм и жесткость кручения См механизма приводятся к валу двигателя в соответствии с выражениями:
, .
Коэффициент жесткости при кручении вала определяется выражением
,
где l – длинна вала, м.;
.
Jp – момент инерции поперечного сечения, м ; G – модуль упругости при сдвиге, Па; d – диаметр поперечного сечения, м.
Поступательно движущаяся масса m определяет на валу двигателя эквивалентный момент инерции
Аналогично рассчитывается эквивалентная жесткость ,обусловленная линейной упругой деформацией на стороне механизма и своей величиной жесткости :
Коэффициент жесткости при линейной деформации (растяжение, сжатие) рассчитывается таким образом:
где S – площадь поперечного сечения, м ;
Е – модуль упругости растяжения или сжатия, Па;
l – длинна, подверженная растяжению или сжатию.
4. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ДВУХМАССОВОЙ МОДЕЛИ ЭП.
В связи с тем, что для электропривода наибольший интерес представляет вращение вала электродвигателя, с помощью которого осуществляется управление движением, и вала исполнительного механизма, осуществляющего технологическую операцию, n-массовую модель электропривода (1.11) преобразуют к эквивалентной модели двухмассовой системы.
В результате получаем математическую модель эквивалентной двухмассовой системы:
где
,
j1, w1, М – угол поворота, скорость и момент первой массы. Также и для второй тока место1 пишим 2.
дифференциально-интегральных уравнений:
где Му и Мв.т – упругий момент и момент вязкого трения,
МС – статический момент на валу электродвигателя.
Система уравнений (1.26) является по существу “уравнением движения двухмассовой модели электропривода”. Эту систему уравнений можно записать в операторной форме.
где – оператор дифференцирования,