Тема1: Наука как социокультурный феномен. Естественно-научная и гуманитарная культура
План семинаров по КСЕ ( ЭФ) на 2011/2012 уч.год
Тема1: Наука как социокультурный феномен. Естественно-научная и гуманитарная культура
1. Понятие знания, формы познания.
2. Предмет естествознания. Уровни и масштабы предметного поля естествознания
3. Наука как феномен культуры. Структура науки (разные подходы).
4. Особенности научного познания.
5. Функции науки в обществе.
6. Естественно-научная и гуманитарная культуры: специфика, отношения, взаимодействие.
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Миф, религия, философия, наука (субъект, картина мира, методы).
2. Феномен паранауки (астрология, хиромантия, биоэнергетика) в культуре.
3. Гуманитарные и естественные науки: конфликт или диалог?
4. Субъект и личностный фактор в естественных науках.
5. Уровни научного познания
Тема 2. Научная методология
1. Понятие метода и методологии, уровни научного познания (эмпирический и теоретический).
2. Эмпирические, теоретические и общелогические методы исследования.
3. Формы организации научного знания (факт, категория, принцип, научная проблема, научная идея, гипотеза, теория, концепция, картина мира и др.
4. Основные критерии оценки научного знания.
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Особенности естественно-научной и гуманитарной методологий.
2. Проблема истины в научном познании.
3. Специфика «закона» в естественных и гуманитарных науках.
4. Проблема, гипотеза, теория в науке.
5. Ученый, как субъект, творящий мир законов действительности.
6. Роль интуиции в науке.
Тема3 История развития естествознания (ретроспективный анализ)
1. Основные концепции исторического развития науки: эволюционная, революционная и ситуационная модели.
2. Античная натурфилософия: фундаментальные идеи, программы, представители.
3. Естественно-научное знание в эпоху Средневековья
4. Развитие научного знания в эпоху Возрождения.
5. Классическое естествознание: этапы, идеи, представители, картины мира.
6. Неклассическое естествознание: этапы, идеи, представители, картины мира.
7. Постнеклассическое естествознание: этапы, идеи, представители, картины мира.
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Классификация наук Аристотеля.
2. Влияние христианства на становление университетской культуры в Средние века.
3. Роль Г. Галилея в развитии математического естествознания.
4. Влияние механики на развитие обществознания Нового времени.
5. Об открытиях и персоналиях по выбору студента
Тема 4. Концептуально-методологические парадигмы в современном естествознании (диалектика, эволюционизм, системный подход, синергетика)
1. Понятие концептуально-методологических парадигм в науке.
2. Диалектический принцип и его роль в науке. Диалектические законы.
3. Эволюционизм как общенаучный принцип. Проблемы коэволюции.
4. Системный подход в современной науке.
5. Синергетика - теория самоорганизации систем. Мир с позиций синергетики.
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Научная парадигма и ее уровни.
2. Диалектический принцип в естественных и гуманитарных науках.
3. Концептуальные модели системности.
4. Системен ли мир?.
5. Глобальный эволюционизм.
6. Новое мировоззрение (синергетический взгляд на природу).
7. Случайность и необходимость в природе.
Тема 5. Современная физическая картина мира
1. Представление о материи (формы движения, структурные уровни) в современном естествознании.
2. Макромир и механика Ньютона.
3. Сравнительный анализ свойств материи в механистической и электромагнитной картинах мира.
4. Релятивистская физика. Специальная и общая теории относительности А. Эйнштейна.
5. Корпускулярно-волновой дуализм материи и квантовая механика.
Примерные темы докладов и рефератов
1. Физическая картина мира как новая онтология.
2. Формы движения материи.
3. Пространство и время в механистической картине мира.
4. Понятие пространственно-временного континуума.
5. Специальная теория относительности А. Эйнштейна.
6. Роль общей теории относительности в представлениях о пространстве и времени в современной физике.
7. Роль наблюдателя в квантовой механике.
8. Теория квантового вакуума.
9. «Странность» квантового мира.
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Космологические модели происхождения и развития Вселенной.
2. «Ячеистая» структура Вселенной.
3. Классификация звезд.
4. Удивительные объекты во Вселенной (квазары, черные дыры, пульсары, цефеиды).
5. Астрология и астрономия
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Коллоидная химия и создание новых лекарств.
2. Химия и генная инженерия.
3. Роль химической науки в производстве искусственной пищи.
4. Проблемы и перспективы современной химии.
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Катастрофические модели происхождения планет Солнечной системы.
2. Источники энергии Земли.
3. Солнечно-земные связи (по работам А.Л.Чижевского).
4. Различные теории происхождения оболочек Земли.
5. Концепция Геи.
6.Климат Земли: прошлое, настоящее, будущее.
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Происхождение живой материи с точки зрения синергетики.
2. Теория биохимической эволюции.
3. Геном человека и проблемы клонирования.
4. Современный (научный?) креационизм.
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Человек как многомерный феномен. Специфически человеческие особенности.
2. Завершена ли биологическая эволюция человека?
3. Необычные способности человеческого организма
План семинаров по КСЕ ( ЭФ) на 2011/2012 уч.год
Тема1: Наука как социокультурный феномен. Естественно-научная и гуманитарная культура
1. Понятие знания, формы познания.
2. Предмет естествознания. Уровни и масштабы предметного поля естествознания
3. Наука как феномен культуры. Структура науки (разные подходы).
4. Особенности научного познания.
5. Функции науки в обществе.
6. Естественно-научная и гуманитарная культуры: специфика, отношения, взаимодействие.
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Миф, религия, философия, наука (субъект, картина мира, методы).
2. Феномен паранауки (астрология, хиромантия, биоэнергетика) в культуре.
3. Гуманитарные и естественные науки: конфликт или диалог?
4. Субъект и личностный фактор в естественных науках.
5. Уровни научного познания
Тема 2. Научная методология
1. Понятие метода и методологии, уровни научного познания (эмпирический и теоретический).
2. Эмпирические, теоретические и общелогические методы исследования.
3. Формы организации научного знания (факт, категория, принцип, научная проблема, научная идея, гипотеза, теория, концепция, картина мира и др.
4. Основные критерии оценки научного знания.
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Особенности естественно-научной и гуманитарной методологий.
2. Проблема истины в научном познании.
3. Специфика «закона» в естественных и гуманитарных науках.
4. Проблема, гипотеза, теория в науке.
5. Ученый, как субъект, творящий мир законов действительности.
6. Роль интуиции в науке.