Основные концепции современной биологии

Предпосылки возникновения концепции эволюции

В биологии

Биология до XVIII века в основном носила описательный и систематический характер. Зоология и ботаника того времени занимались преимущественно изучением и описанием видов. При этом описания часто были сбивчивы и неточны.

Этот период, несмотря на свою ограниченность, явился необходимым для возникновения других областей биологии и зарождения и последующего развития эволюционной теории. Благодаря классификации разнообразие органического мира становится доступным для изучения другими биологическими дисциплинами. Без нее смысл большей части результатов, полученных в других отраслях биологии, оставался бы неясным.

Большой вклад в систематизацию органического мира был внесен Ж. Бюффоном и К. Линнеем. Так Линней описал свыше 10 тыс. видов растений и свыше 4 тыс. видов животных. При этом он ясно осознавал, что его классификация носит искусственный характер, т.к. она строилась на близости, сходстве только некоторых морфологических признаков органических форм. Выделение какого-то одностороннего признака (систематика Линнея строилась на основании одного только органа – цветка: явнобрачные – с цветком, тычинками и пестиками, тайнобрачные – бесцветковые) часто приводило к насильственному разделению очень близких, родственных форм в разные классы. К. Линней считал, что искусственная система служит только до тех пор, пока не найдена естественная. Первая учит только распознавать растения, вторая научит нас познать природу самого растения. Естественный метод есть последняя цель ботаники. Историческая заслуга Линнея в том, что через создание искусственной системы он подвел биологию к необходимости рассмотрения богатого эмпирического материала с позиций общих теоретических принципов.

Начиная с середины XVIII века широкое распространение получают идеи трансформизма, приверженцами которого были Р. Гук, Ж. Бюффон, Д. Дидро. В основе трансформизма лежат идеи о изменяемости видов оргаизмов под действием изменений окружающей среды, допущении изменчивости видов в ограниченных пределах.

Переход от трансформизма к эволюционизму в биологии происходит на рубеже XVIII–XIX веков. Он связан с такими направлениями, как ламаркизм, катастрофим и униформизм.

Основоположником ламаркизма и его главным творцом явился французский ботаник Жан Батист Ламарк. В основу ламаркизма положены следующие два принципа: 1) принцип градации (стремление к совершенству); 2) принцип прямого приспособления к условиям внешней среды.

Ламарк приводит, например, следующий пример изменчивости. Птица, которую влечет к воде потребность найти добычу, необходимую ей для поддержания жизни, растопыривает пальцы ног, когда хочет грести и двигаться по поверхности воды. Благодаря этим непрерывно повторяющимся движениям пальцев кожа, соединяющая пальцы у их оснований, приобретает привычку растягиваться. Так, с течением времени образовались те широкие перепонки между пальцами ног, которые мы видим теперь у уток, гусей и т.д.

Ламарк впервые выделил два самых общих направления эволюции: восходящее развитие от простейших форм жизни ко все более сложным и совершенным и формирование у организмов приспособлений в зависимости от изменений внешней среды (развитие "по вертикали" и "по горизонтали").

Основателем теории катастрофизма явился Жорж Кювье (1769–1832). В основе катастрофизма лежат следующие принципы: 1) принцип коренных качественных изменений органического мира в результате катастроф; 2) принцип прогрессивного восхождения органических форм после очередной катастрофы.

В работе «Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара Кювье писал: «Жизнь не раз потрясала на нашей земле страшными событиями. Бесчисленные живые существа становились жертвой катастроф: одни, обитатели суши, были поглощены потопами, другие, населявшие недра вод, оказывались на суше вместе с внезапно приподнятым дном моря, сами их расы навеки исчезали, оставив на свете лишь немногие остатки, едва различимые для натуралистов».

В основе катастрофизма – допущение существования скачков, прерывов постепенности в развитии между катастрофами.

На иных позициях стоит теория униформизма (Ч. Лайель, М.В. Ломоносов), которая опирается на: 1) однообразие действующих факторов и законов природы, неизменности их; 2) отсутствие скачков в истории Земли; 3) суммирование незначительных отклонений в развитии за большие промежутки времени; 4) отрицание прогресса в развитии. Согласно теории униформизма развитие сводится к цикличности, отвергается идея необратимости, развитея представляется происходящим случайным, бессвязным образом.

Теории катастрофизма и униформизма во многом были ориентированы на проблемы геологии, трансформизм ориентировался на факты развития органического мира.

Наши рекомендации