В период ее классического этапа
Классический этап развития науки охватывает период с 17 в. по 20-е годы 20 в., когда появилась естественнонаучная картина мира на основе квантово-релятивистских представлений, на основе идей эволюции и др.
Классический этап развития естествознания можно условно разбить на два периода: 1) до начала 19 в., 2) 19 в. – начало 20 столетия.
В период первого этапа рассмотрение природы основывалось на предположении о ее неизменности, статичности, неразвивающегося как единое целое. Широкое развитие получают идеи детерминизма – концепции, признающей объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Идея детерминизма наиболее четко была выражена французским астрономом, математиком, физиком Пьером Симоном Лапласом (1749–1827): «если бы было известно положение всех частей и элементов мира и силы, действующие на них, если бы нашелся ум, объединивший эти данные в одной формуле, не осталось бы ничего не понятного в природе, было бы открыто не только прошлое, но и будущее». «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, если бы вдобавок он оказался бы достаточно обширным, чтобы подчинить все данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной наравне с движениями легчайших атомов; не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее предстало бы перед его взором».
Наряду с принципом детерминизма широкое распространение получают идеи дальнодействия и абсолютности пространства и времени. Под дальнодействием понимается представление, согласно которому действие тел друг на друга передается мгновенно через пустоту на любое расстояние без каких-либо посредствующих звеньев. Абсолютность пространства и времени понимается как независимость их друг от друга и от движения материальных тел. Идея абсолютности пространства и времени, высказанная И. Ньютоном, просуществовала практически до начала 20 века, когда А. Эйнштейном (1879–1955) была создана теория относительности.
В области биологии важнейшее значение приобретают методы анализа, систематизации и классификации эмпирического материала накопленного натуралистами. Большое значение здесь для дальнейшего анализа и исследования происхождения и эволюции живых систем имели: система классификации Карла Линнея (1707–1778), классификация животных Жоржа Бюффона (1707–1788). Без подобных исследований было бы невозможно перейти к: 1) изучению живых структур на клеточном и молекулярном уровне; 2) обобщению и систематизации знаний об отдельных видах и родах растений и животных, осуществить классификацию не на искусственном уровне, а на основе происхождения и развития живых организмов; 3) сформировать целостный взгляд на многообразный, но в то же время единый мир живых существ. Такие первые попытки были предприняты французским естествоиспытателем Жан Батистом Ламарком (1744–1829) и французским зоологом Этьеном Жоффруа Сент-Илером (1772–1844).
Параллельно идет накопление большого эмпирического материала в области химии. Здесь следует отметить идеи английского химика и физика Роберта Бойля (1627–1691) о некоторых неизменных носителях (позднее их назвали элементами) свойств простых тел и химических соединений, открытие французским химиком Антуаном Лавуазье (1743–1794) закона сохранения массы.
Поворотным пунктом в истории естествознания к современному этапу развития можно считать 19 век. Хотя здесь в основном развитие происходило в рамках классической науки 18 века, уровень знания поднимается до таких высот, которые подготовили почву для новейшей революции в науке в первые три десятилетия 20 столетия.
Прежде всего, следует отметить три величайших открытия второй трети 19 века:
1) создание клеточной теории Якобом Маттиасом Шлейденом (1804–1881);
2) открытие Юлиусом Робертом Майером и Джемсом Прескоттом Джоулем (1818–1889) закона сохранения и превращения энергии;
3) создание Чарлзом Робертом Дарвином (1809–1882) эволюционного учения.
В этот период были заложены основы теории химического строения органических соединений, химической термодинамики, электромагнитной теории, периодической системы элементов, научной физиологии и др.
Наряду с величайшими открытиями широкое распространение получает сеть институтов, академий, быстрое развитие получают прикладные науки, наука входит в тесный контакт с техникой.
Теперь одной из центральных проблем становится синтез знания, поиск путей единства наук, дробление крупных разделов науки на более мелкие, образование новых самостоятельных дисциплин.