Изучение закона сохранения энергии
Цель:практическим путём сравнить две величины – уменьшение потенциальной энергии прикреплённого к пружине тела при его падении и увеличении потенциальной энергии растянутой пружины.
Оборудование:
Динамометр, жёсткость пружины которой равна 40 Н/м, измерительная линейка, набор грузиков, фиксатор, штатив с муфтой и лапкой.
Теория:
В замкнутой механической системе сумма механических видов энергии (потенциальной и кинетической энергии, включая энергию вращательного движения) остается неизменной.
Wп+ Wк+ Wвр= Wполн=const |
Здесь:
Wп — Потенциальная энергия тела, энергия положения (Джоуль),
Wк — Кинетическая энергия тела, энергия движения (Джоуль),
Wвр — Энергия вращения тела (Джоуль),
Ход работы:
1. Груз из набора прочно укрепите на крючке динамометра.
2. Поднимите грузик рукой, разгружая пружину, и установите фиксатор внизу у скобы.
3. Отпустите грузик. Падая, грузик растянет пружину. Снимите грузик и по положению фиксатора измерьте линейкой максимальное удлинение пружины.
4. Повторите опыт 3 раза.
5. Подсчитайте по формулам:
Е1 ср =mghср E2ср =kx2 /2
6. Результаты занесите в таблицу:
П/п | m, кг | h, м | Е1 ср, Дж | Х,м | Е2ср, Дж |
Записать вывод работы:
Отчёт о работе:
1. Провести расчёты по панну проведённой работы и сделать вывод.
2. Ответить на контрольные вопросы:
· понятие энергии,
· виды энергии,
· закон сохранения энергии,
· единица измерения энергии,
· использование энергии в вашей производственной деятельности на практике.
Литература:
· Г.Я.Мякишев, Физика учебник 10кл. 2010 г.
Закон сохранения импульса
Цель: Закрепить знания по теме «Законы сохранения в механике», сформировать умения и навыки нахождения физической величины, её вывода из формулы.
Теория:
Сила и импульс:
Закон сохранения импульса:
Механическая работа:
A = Fs cos α |
Мощность:
Кинетическая энергия:
Теорема о кинетической энергии:
A = Ek2 – Ek1. |
Потенциальная энергия:
Закон сохранения энергии в механических процессах:
Ek1 + Ep1 = Ek2 + Ep2. |
Задача: Взрыв изнутри раскалывает кусок скалы на три части. Два куска летят под прямым углом друг к другу. Масса первого обломка 100 килограмм, его скорость - 12 м/с, масса второго - 250 килограмм, его скорость 8 м/с. Третий обломок отлетел со скоростью 10 м/с. Какова его масса?
Решение
Наша механическая система состоит из трех тел. Поскольку изменение импульса системы может происходить только под действием внешних сил, запишем:
Dm1v1+ Dm2v2+ Dm3v3= (F1+F2+F3)Dt. В этой задаче внешней силой является сила тяжести. Но, поскольку время разрыва очень мало, то импульс внешней силы посчитаем равным нулю. Таким образом, можно считать нашу систему замкнутой и применить к ней закон сохранения импульса. До разрыва тела, составляющие механическую систему, покоились, значит, суммарный импульс системы был равен нулю. По закону сохранения импульса имеем:
m1v1+m2v2+ m3v3=0.Для определения направления движения третьего куска выясним, как направлен его импульс (см. рисунок). Учитывая, что закон сохранения импульса имеет векторный характер, импульсы тел следует складывать как вектора.
m1v1=1200кг·м/сек.,
m2v2=2000кг·м/сек.,
m3v3=(1,44·106+ 4·106)0.5=2332,38 кг·м/сек., откуда m3=233,238 кг.
Ответ: 233,238 кг
Задания:
1.Два шара с одинаковыми массами mдвигались навстречу друг другу с одинаковыми скоростями v.После неупругого соударения оба шара остановились. Чему равно изменение суммы импульсов двух шаров после столкновения?
2. Два шара с одинаковыми массами mдвижутся перпендикулярно другдругу одинаковыми скоростями v. Чему равен их суммарный импульс после неупругого удара?
3. Два шара с одинаковыми массами 3 кгдвижутся во взаимно перпендикулярных направлениях со скоростями 3 м/с и 4 м/с. Чему равна величина полного импульса этой системы?
4. На тело массой 2 кг, движущегося со скоростью 1 м/с, начала действовать постоянная сила. Каким должен быть импульс этой силы, чтобы скорость тела возросла до 6м/с?
5. Мальчик везёт санки с постоянной скоростью. Сила трения санок о снег равна 30 Н. Мальчик совершил работу, равную 30 Дж. Определите пройденный путь.
6.При открывании двери пружину жёсткостью 50 кН/м растягивают на 10 см. Какую работу совершает пружина, открывая дверь?
7. Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с. Догоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0.2 м/с. Найдите скорость вагонов после их взаимодействия, если удар неупругий.
8. Пуля массой 10 г попадает в деревянный брусок, лежащий на гладкой поверхности, и застревает в нём. Скорость бруска после этого становится равной 8 м/с. Масса бруска в 49 раз больше массы пули. Определите скорость пули до попадания в брусок.
9. Спортсмен поднимает гирю массой 16 кг на высоту 2 м, затрачивая на это 0,8 с. Какую мощность при этом развивает спортсмен?
10.Тело массой 100г движется по окружности со скоростью 0,4 м/с. Определите модуль изменения импульса за половину периода.
Литература:
· Г.Я.Мякишев, Физика учебник 10 кл. 2010 г.
· А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике 10-11 кл. 2010 г.
· С.А.Смирнов. Сборник задач по физике.2010 г