Изучение закона сохранения энергии

Цель:практическим путём сравнить две величины – уменьшение потенциальной энергии прикреплённого к пружине тела при его падении и увеличении потенциальной энергии растянутой пружины.

Оборудование:

Динамометр, жёсткость пружины которой равна 40 Н/м, измерительная линейка, набор грузиков, фиксатор, штатив с муфтой и лапкой.

Теория:

В замкнутой механической системе сумма механических видов энергии (потенциальной и кинетической энергии, включая энергию вращательного движения) остается неизменной.

  Wп+ Wк+ Wвр= Wполн=const

Здесь:
Wп — Потенциальная энергия тела, энергия положения (Джоуль),
Wк — Кинетическая энергия тела, энергия движения (Джоуль),
Wвр — Энергия вращения тела (Джоуль),

Ход работы:

1. Груз из набора прочно укрепите на крючке динамометра.

2. Поднимите грузик рукой, разгружая пружину, и установите фиксатор внизу у скобы.

3. Отпустите грузик. Падая, грузик растянет пружину. Снимите грузик и по положению фиксатора измерьте линейкой максимальное удлинение пружины.

4. Повторите опыт 3 раза.

5. Подсчитайте по формулам:

Е1 ср =mghср E2ср =kx2 /2

6. Результаты занесите в таблицу:

П/п m, кг h, м Е1 ср, Дж Х,м Е2ср, Дж
           
           
           

Записать вывод работы:

Отчёт о работе:

1. Провести расчёты по панну проведённой работы и сделать вывод.

2. Ответить на контрольные вопросы:

· понятие энергии,

· виды энергии,

· закон сохранения энергии,

· единица измерения энергии,

· использование энергии в вашей производственной деятельности на практике.

Литература:

· Г.Я.Мякишев, Физика учебник 10кл. 2010 г.

Закон сохранения импульса

Цель: Закрепить знания по теме «Законы сохранения в механике», сформировать умения и навыки нахождения физической величины, её вывода из формулы.

Теория:

Сила и импульс:

  Изучение закона сохранения энергии - student2.ru  

Закон сохранения импульса:

  Изучение закона сохранения энергии - student2.ru  

Механическая работа:

  A = Fs cos α  

Мощность:

  Изучение закона сохранения энергии - student2.ru  

Кинетическая энергия:

  Изучение закона сохранения энергии - student2.ru  

Теорема о кинетической энергии:

  A = Ek2 – Ek1.  

Потенциальная энергия:

  Изучение закона сохранения энергии - student2.ru  

Закон сохранения энергии в механических процессах:

  Ek1 + Ep1 = Ek2 + Ep2.    

Задача: Взрыв изнутри раскалывает кусок скалы на три части. Два куска летят под прямым углом друг к другу. Масса первого обломка 100 килограмм, его скорость - 12 м/с, масса второго - 250 килограмм, его скорость 8 м/с. Третий обломок отлетел со скоростью 10 м/с. Какова его масса?

Решение
Наша механическая система состоит из трех тел. Поскольку изменение импульса системы может происходить только под действием внешних сил, запишем:
Dm1v1+ Dm2v2+ Dm3v3= (F1+F2+F3)Dt. В этой задаче внешней силой является сила тяжести. Но, поскольку время разрыва очень мало, то импульс внешней силы посчитаем равным нулю. Таким образом, можно считать нашу систему замкнутой и применить к ней закон сохранения импульса. До разрыва тела, составляющие механическую систему, покоились, значит, суммарный импульс системы был равен нулю. По закону сохранения импульса имеем:
m1v1+m2v2+ m3v3=0.Для определения направления движения третьего куска выясним, как направлен его импульс (см. рисунок). Учитывая, что закон сохранения импульса имеет векторный характер, импульсы тел следует складывать как вектора.

Изучение закона сохранения энергии - student2.ru

m1v1=1200кг·м/сек.,
m2v2=2000кг·м/сек.,
m3v3=(1,44·106+ 4·106)0.5=2332,38 кг·м/сек., откуда m3=233,238 кг.

Ответ: 233,238 кг

Задания:

1.Два шара с одинаковыми массами mдвигались навстречу друг другу с одинаковыми скоростями v.После неупругого соударения оба шара остановились. Чему равно изменение суммы импульсов двух шаров после столкновения?

2. Два шара с одинаковыми массами mдвижутся перпендикулярно другдругу одинаковыми скоростями v. Чему равен их суммарный импульс после неупругого удара?

3. Два шара с одинаковыми массами 3 кгдвижутся во взаимно перпендикулярных направлениях со скоростями 3 м/с и 4 м/с. Чему равна величина полного импульса этой системы?

4. На тело массой 2 кг, движущегося со скоростью 1 м/с, начала действовать постоянная сила. Каким должен быть импульс этой силы, чтобы скорость тела возросла до 6м/с?

5. Мальчик везёт санки с постоянной скоростью. Сила трения санок о снег равна 30 Н. Мальчик совершил работу, равную 30 Дж. Определите пройденный путь.

6.При открывании двери пружину жёсткостью 50 кН/м растягивают на 10 см. Какую работу совершает пружина, открывая дверь?

7. Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с. Догоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0.2 м/с. Найдите скорость вагонов после их взаимодействия, если удар неупругий.

8. Пуля массой 10 г попадает в деревянный брусок, лежащий на гладкой поверхности, и застревает в нём. Скорость бруска после этого становится равной 8 м/с. Масса бруска в 49 раз больше массы пули. Определите скорость пули до попадания в брусок.

9. Спортсмен поднимает гирю массой 16 кг на высоту 2 м, затрачивая на это 0,8 с. Какую мощность при этом развивает спортсмен?

10.Тело массой 100г движется по окружности со скоростью 0,4 м/с. Определите модуль изменения импульса за половину периода.

Литература:

· Г.Я.Мякишев, Физика учебник 10 кл. 2010 г.

· А.П.Рымкевич. Сборник задач по физике 10-11 кл. 2010 г.

· С.А.Смирнов. Сборник задач по физике.2010 г

Наши рекомендации