Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Понятие биосферы до Вернадского и переосмысление им этого понятия. Влияние на Вернадского учения Докучаева о почве. Почему Вернадский назвал свои выводы эмпирическими обобщениями и что это такое?
Основные выводы Вернадского: принцип целостности, гармонии, растекания жизни, постоянства химического аппарата биосферы, равенства количества живого вещества и свободного кислорода, биосферы как трансформатора и т.д.
Понятие живого вещества как части биосферы. Взгляды Вернадского на происхождение жизни на Земле. Влияние Вернадского на создание концепции ноосферы. Собственная интерпретация Вернадским этой концепции.
Значение учения о биосфере для развития экологических исследований и решения проблемы взаимоотношений человека со средой его обитания.
Основные положения общей теории эволюции и концепции коэволюции.
Определение общей теории эволюции и обстоятельства ее появления. Почему она так называется?
Понятие вида как основной единицы биологической классификации. Вид и индивид. Онтогенез и филогенез.
Понятия адаптации, естественного и искусственного отбора, борьбы за существования, приспособления как основные в теории эволюции.
Что такое мутации и как они приводят к эволюции видов?
Возражения против теории эволюции Дарвина и их частичное снятие генетикой.
Концепция коэволюции и ее суть. Что внесли экологические исследования в ее создание?
Как происходит эволюция видов в соответствии с концепцией коэволюции?
Соотношение между общей теорией эволюции и концепцией коэволюции.
Концепция устойчивого развития и концепция ноосферы как варианты применения коэволюции к отношениям человека и природы.
Гея-гипотеза и ее связь с концепцией коэволюции.
Развитие нервной системы и основные выводы этологии.
Понятие раздражимости, нейрона, синапса. Развитие нервной системы в живых телах.
Рефлекс и рефлекторная дуга. Отличие условных рефлексов от безусловных. Значение русской школы рефлексологии и учения И.П. Павлова.
Центральная нервная система. Механизм передачи нервного возбуждения от органов чувств через центральную нервную систему к исполнительным органам.
Предмет этологии и ее соотношение с рефлексологией и бихевиоризмом.
Инстинкт и его отличие от рефлекса. Основные инстинкты и их соотношение друг с другом.
Отличие научения от инстинкта. Виды научения и их отличия друг от друга. Запечатление.
Общественные формы поведения животных: личная и безличная семья, кастовая и некастовая иерархическая группа, анонимная стая.
Основные понятия и результаты социобиологии.
Предмет социобиологии, время и обстоятельства появления этой науки. Результаты, стимулировавшие становление социобиологии.
Генетическая предопределенность чувств и интеллекта. Изучение генов общественных животных.
Генетическое обоснование общественной жизни. Споры о генах эгоизма и альтруизма. Генетическое обоснование самопожертвования.
Понятия индивидуального, родственного и группового отбора.
Обоснованность перенесения результатов социобиологии на человека. Соотношение биологического и социального в животных и человеке. Существует ли естественный отбор в человеческом обществе? Понятие социального наследования.
Социобиологическое и социокультурное.
Происхождение и эволюция человека; его отличия от животных.
Отличия человека от животных: изготовление орудий, использование огня, прямохождение, захоронение трупов, понятийное мышление, речь.
Стадии развития человека и их характеристика: человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, человек разумный. Постепенное увеличение и усложнение мозга, создание материальной и духовной культуры, преобразование среды.
Условия происхождения человека: роль природной среды и мутаций.
Взаимоотношения первобытного человека с природой: Маугли и охотник.
Стадии хозяйственной эволюции человека: охотничье-собирательное хозяйство (дикость), неолитическая революция, земледельческо-скотоводческое хозяйство (варварство), появление первых цивилизаций.
Каменный, бронзовый, медный, железный века как стадии развития материальной культуры.