Особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей
Достоверную оценку теплового режима двигателя дает приближенный метод теплового расчета, основанный на упрощенном представлении о характере тепловых связей между элементами электрической машины. В нем используются средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности и теплопроводности изоляции, характерные для определенной конструкции и технологии производства двигателей данного типа.
Для расчета нагрева асинхронных машин, спроектированных на базе серии 4А, могут быть взяты приведенные в [12] усредненные коэффициенты теплоотдачи с поверхности и теплопроводности изоляции в пазовой и лобовой частях обмоток.
Расчет нагрева проводят, используя значения потерь, полученных для номинального режима, но потери в изолированных обмотках статора и фазного ротора несколько увеличивают по сравнению с расчетными, предполагая, что обмотки могут быть нагреты до предельно допустимой для принятого класса изоляции температуры: при классе нагревостойкости изоляции В — до 120°С, при классе нагревостойкости изоляции F — до 140°С и при классе нагревостойкости изоляции Н — до 165°С. При этом коэффициент увеличения потерь kr по сравнению с полученными для расчетной температуры составит: для обмоток с изоляцией класса нагревостойкости В. kr=r120/r75=1,15, для обмоток с изоляцией класса нагревостойкости F kr=r140/r115=1,07 и для обмоток с изоляцией класса нагревостойкости Н kr=r165/r115=1,45.
Электрические потери в обмотке статора разделяются на потери в пазовой части и потери в лобовых частях катушек :
(1.298)
(1.299)
Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри машины, °С,
(1.300)
где a1 — коэффициент теплоотдачи с поверхности по рис. 1.56—1.58 в зависимости от исполнения машины;
Рис. 1.56 Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности a1 подогрева воздуха aВ для асинхронных двигателей исполнения IP44.
а - при h<160 мм; б - при h=160¸250 мм; в - при h³280 мм с продуваемым ротором.
K — коэффициент, учитывающий, что часть потерь в сердечнике статора и в пазовой части обмотки передается через станину непосредственно в окружающую среду (принимают по табл. 1.30).
Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора, °С,
(1.301)
где Пп1 — расчетный периметр поперечного сечения паза статора, равный для полузакрытых трапецеидальных пазов (см. рис. 1.19,а):
(1.302)
(hп, b1, b2 — размеры паза в штампе); для прямоугольных открытых и полуоткрытых пазов (см. рис. 1.17 и 1.18)
Пп1 = 2(hп + bп); (1.303)
bиз1 — односторонняя толщина изоляции в пазу; для всыпной обмотки bиз1 берется по соответствующим таблицам приложения III.
Для классов нагревостойкости В, F и Н: lэкв=0,16 Вт(м×°С);
— среднее значение коэффициента теплопроводности внутренней изоляции катушки всыпной обмотки из эмалированных проводников с учетом неплотности прилегания проводников друг к другу; значение — по рис. 1.59; для обмоток из прямоугольного провода в (1.301) принимают .
Рис. 1.57 Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности a1 подогрева воздуха aВ для асинхронных двигателей исполнения IP23.
а - при h=160¸250 мм; б - при h³280 мм.
Рис. 1.59 Средние значения коэффициентов теплопроводности внутренней изоляции катушек всыпной обмотки из эмалированного провода. | Рис. 1.58 Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности a1 подогрева воздуха aВ для асинхронных двигателей исполнения IP23 при U=6000 В. |
Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей, °С,
(1.305)
где Пл1 - периметр условной поверхности охлаждения лобовой части одной катушки; Пл1»Пп1;
bиз,л1 - односторонняя толщина изоляции лобовой части катушки по приложению 3. При отсутствии изоляции в лобовых частях bиз,л1=0;
- для всыпной обмотки по рис. 1.59. Для катушек из прямоугольного провода принимают
Превышение температуры наружной поверхности изоляции лобовых частей обмотки над температурой воздуха внутри машины, °С,
(1.306)
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри машины, °С,
(1.307)
Таблица 1.30
Средние значения коэффициента K для асинхронных двигателей серии 4А
Исполнение двигателей по способу защиты | Число полюсов двигателя 2p | |||||
IP44 | 0,22 | 0,20 | 0,19 | 0,18 | 0,17 | 0,16 |
IP23 | 0,84 | 0,80 | 0,78 | 0,76 | 0,74 | 0,72 |
Превышение температуры воздуха внутри машины над температурой окружающей среды определяется в предположении, что температура корпуса равна температуре воздуха внутри машины. При этом условии
(1.308)
где — сумма потерь, отводимых в воздух внутри двигателя, Вт;
aв — коэффициент подогрева воздуха, Вт/(м2×°С), учитывающий теплоотдающую способность поверхности корпуса и интенсивность перемешивания воздуха внутри машины (рис. 1.56—1.58);
Sкор — эквивалентная поверхность охлаждения корпуса, м2.
Для двигателей со степенью защиты IР23
(1.309)
где
(1.310)
åР — сумма всех потерь в двигателе при номинальном режиме и расчетной температуре;
(1.311)
Для двигателей со степенью защиты IР44 при расчете не учитывают также мощность, потребляемую наружным вентилятором, которая составляет примерно 0,9 суммы полных механических потерь:
(1.312)
где åР’ — по (1.310).
При расчете Sкор учитывают поверхность ребер станины:
(1.313)
где Пр — условный периметр поперечного сечения ребер станины; значение Пр может быть взято приближенно по кривой рис. 1.60.
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды, °С,
(1.314)
Из-за приближенного характера расчета DJ1 должно быть по крайней мере на 10% меньше, чем допускаемое превышение температуры для принятого класса изоляции.
Рис. 1.60 Средние значения периметра поперечного сечения ребер асинхронных двигателей серии 4А. | Рис. 1.61 Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности фазных роторов асинхронных двигателей с UН=6000 В исполнения IP23. |
Превышение температуры обмотки фазного ротора определяется аналогично в следующей последовательности.
Превышение температуры магнитопровода ротора над температурой воздуха внутри машины, °С,
(1.315)
где a2 - коэффициент теплоотдачи с поверхности — по рис. 1.61—1.62;
— электрические потери в пазовой части обмотки ротора:
(1.316)
Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки ротора, °С,
(1.317)
где Пп2 — периметр паза ротора. Для прямоугольных пазов
(1.318)
Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри машины, °С,
(1.319)
где — электрические потери в лобовых частях обмотки, Вт:
(1.320)
Перепад температуры в изоляции лобовых частей обмотки ротора, °С,
(1.321)
где Пл2 — периметр поперечного сечения условной поверхности охлаждения лобовой части одной катушки: Пл2=Пп2;
bиз,л2 — односторонняя толщина изоляции лобовых частей.
Среднее превышение температуры обмотки ротора над температурой воздуха внутри двигателя, °С,
(1.322)
Среднее превышение температуры обмотки ротора над окружающей средой, °С,
(1.323)
Вентиляционный расчет асинхронных двигателей, так же как и тепловой на первоначальном этапе проектирования, может быть выполнен приближенным методом [12]. Метод заключается в сопоставлении расхода воздуха, необходимого для охлаждения двигателя и расхода, который может быть получен при данной конструкции и размерах двигателя.
Рис. 1.62 Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности фазных роторов асинхронных двигателей с UН£6000 В.
а - исполнения IP44 с продуваемым ротором; б - исполнения IP23.
Для двигателей, спроектированных на базе серии 4А со степенью защиты IР23, требуемый для охлаждения расход воздуха, м3/с,
(1.324)
где — по (1.312);
— превышение температуры выходящего из двигателя воздуха над температурой входящего; приближенно =2DJв, где DJв — по (1.308).
Расход воздуха, который может быть получен при данных размерах двигателя, оценивается по эмпирической формуле
(1.325)
где nк и bк — число и ширина радиальных вентиляционных каналов, м;
n — частота вращения двигателя, об/мин;
m — коэффициент (m=2,6 для двигателя с 2р=2; m=3-15 для двигателя с 2p³4).
Формула (1.325) приближенно учитывает суммарное действие всех нагнетательных элементов в двигателе: лопаток на замыкающих кольцах литой клетки, вылетов стержней при сварных клетках короткозамкнутых роторов, лобовых частей фазных роторов, вентиляционных распорок в радиальных каналах и др.
Для двигателей со степенью защиты IР44 требуемый для охлаждения расход воздуха, м3/с,
(1.326)
где km — коэффициент, учитывающий изменение условий охлаждения по длине поверхности корпуса, обдуваемого наружным вентилятором:
(1.327)
Коэффициент m=2,6 для двигателей с 2р=2 при h£132 мм и m=3,3 при h³160 мм; m=1,8 для двигателей с 2р³4 при h£132 мм и m=2,5 при h³160 мм.
Расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором при конструктивном исполнении и размерах, принятых в двигателях серии 4А, может быть приближенно определен по следующей формуле:
(1.328)
Расход воздуха должен быть больше требуемого для охлаждения машины Qв.