Особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей

Достоверную оценку теплового режима двигателя дает приближенный метод теплового расчета, основанный на упрощенном представлении о характере тепловых связей между элементами электрической машины. В нем используются средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности и теплопроводности изоляции, характерные для определенной конструкции и технологии производства двигателей данного типа.

Для расчета нагрева асинхронных машин, спроектированных на базе серии 4А, могут быть взяты приведенные в [12] усредненные коэффициенты теплоотдачи с поверхности и теплопроводности изоляции в пазовой и лобовой частях обмоток.

Расчет нагрева проводят, используя значения потерь, полученных для номинального режима, но потери в изолированных обмотках статора и фазного ротора несколько увеличивают по сравнению с расчетными, предполагая, что обмотки могут быть нагреты до предельно допустимой для принятого класса изоляции температуры: при классе нагревостойкости изоляции В — до 120°С, при классе нагревостойкости изоляции F — до 140°С и при классе нагревостойкости изоляции Н — до 165°С. При этом коэффициент увеличения потерь kr по сравнению с полученными для расчетной температуры составит: для обмоток с изоляцией класса нагревостойкости В. kr=r120/r75=1,15, для обмоток с изоляцией класса нагревостойкости F kr=r140/r115=1,07 и для обмоток с изоляцией класса нагревостойкости Н kr=r165/r115=1,45.

Электрические потери в обмотке статора разделяются на потери в пазовой части особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru и потери в лобовых частях катушек особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru :

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.298)

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.299)

Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри машины, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.300)

где a1 — коэффициент теплоотдачи с поверхности по рис. 1.56—1.58 в зависимости от исполнения машины;

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru

Рис. 1.56 Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности a1 подогрева воздуха aВ для асинхронных двигателей исполнения IP44.

а - при h<160 мм; б - при h=160¸250 мм; в - при h³280 мм с продуваемым ротором.

K — коэффициент, учитывающий, что часть потерь в сердечнике статора и в пазовой части обмотки передается через станину непосредственно в окружающую среду (принимают по табл. 1.30).

Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.301)

где Пп1 — расчетный периметр поперечного сечения паза статора, равный для полузакрытых трапецеидальных пазов (см. рис. 1.19,а):

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.302)

(hп, b1, b2 — размеры паза в штампе); для прямоугольных открытых и полуоткрытых пазов (см. рис. 1.17 и 1.18)

Пп1 = 2(hп + bп); (1.303)

bиз1 — односторонняя толщина изоляции в пазу; для всыпной обмотки bиз1 берется по соответствующим таблицам приложения III.

Для классов нагревостойкости В, F и Н: lэкв=0,16 Вт(м×°С);

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru — среднее значение коэффициента теплопроводности внутренней изоляции катушки всыпной обмотки из эмалированных проводников с учетом неплотности прилегания проводников друг к другу; значение особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru — по рис. 1.59; для обмоток из прямоугольного провода в (1.301) принимают особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru .

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru

Рис. 1.57 Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности a1 подогрева воздуха aВ для асинхронных двигателей исполнения IP23.

а - при h=160¸250 мм; б - при h³280 мм.

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru

Рис. 1.59 Средние значения коэффициентов теплопроводности особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru внутренней изоляции катушек всыпной обмотки из эмалированного провода.   Рис. 1.58 Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности a1 подогрева воздуха aВ для асинхронных двигателей исполнения IP23 при U=6000 В.  

Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.305)

где Пл1 - периметр условной поверхности охлаждения лобовой части одной катушки; Пл1»Пп1;

bиз,л1 - односторонняя толщина изоляции лобовой части катушки по приложению 3. При отсутствии изоляции в лобовых частях bиз,л1=0;

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru - для всыпной обмотки по рис. 1.59. Для катушек из прямоугольного провода принимают особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru

Превышение температуры наружной поверхности изоляции лобовых частей обмотки над температурой воздуха внутри машины, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.306)

Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри машины, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.307)

Таблица 1.30

Средние значения коэффициента K для асинхронных двигателей серии 4А

Исполнение двигателей по способу защиты Число полюсов двигателя 2p
IP44 0,22 0,20 0,19 0,18 0,17 0,16
IP23 0,84 0,80 0,78 0,76 0,74 0,72


Превышение температуры воздуха внутри машины над температурой окружающей среды определяется в предположении, что температура корпуса равна температуре воздуха внутри машины. При этом условии

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.308)

где особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru — сумма потерь, отводимых в воздух внутри двигателя, Вт;

aв — коэффициент подогрева воздуха, Вт/(м2×°С), учитывающий теплоотдающую способность поверхности корпуса и интенсивность перемешивания воздуха внутри машины (рис. 1.56—1.58);

Sкор — эквивалентная поверхность охлаждения корпуса, м2.

Для двигателей со степенью защиты IР23

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.309)

где

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.310)

åР — сумма всех потерь в двигателе при номинальном режиме и расчетной температуре;

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.311)

Для двигателей со степенью защиты IР44 при расчете особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru не учитывают также мощность, потребляемую наружным вентилятором, которая составляет примерно 0,9 суммы полных механических потерь:

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.312)

где åР — по (1.310).

При расчете Sкор учитывают поверхность ребер станины:

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.313)

где Пр — условный периметр поперечного сечения ребер станины; значение Пр может быть взято приближенно по кривой рис. 1.60.

Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.314)

Из-за приближенного характера расчета DJ1 должно быть по крайней мере на 10% меньше, чем допускаемое превышение температуры для принятого класса изоляции.

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru

Рис. 1.60 Средние значения периметра поперечного сечения ребер асинхронных двигателей серии 4А.   Рис. 1.61 Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности фазных роторов асинхронных двигателей с UН=6000 В исполнения IP23.

Превышение температуры обмотки фазного ротора определяется аналогично в следующей последовательности.

Превышение температуры магнитопровода ротора над температурой воздуха внутри машины, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.315)

где a2 - коэффициент теплоотдачи с поверхности — по рис. 1.61—1.62;

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru — электрические потери в пазовой части обмотки ротора:

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.316)

Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки ротора, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.317)

где Пп2 — периметр паза ротора. Для прямоугольных пазов

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.318)

Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри машины, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.319)

где особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru — электрические потери в лобовых частях обмотки, Вт:

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.320)

Перепад температуры в изоляции лобовых частей обмотки ротора, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.321)

где Пл2 — периметр поперечного сечения условной поверхности охлаждения лобовой части одной катушки: Пл2п2;

bиз,л2 — односторонняя толщина изоляции лобовых частей.

Среднее превышение температуры обмотки ротора над температурой воздуха внутри двигателя, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.322)

Среднее превышение температуры обмотки ротора над окружающей средой, °С,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.323)

Вентиляционный расчет асинхронных двигателей, так же как и тепловой на первоначальном этапе проектирования, может быть выполнен приближенным методом [12]. Метод заключается в сопоставлении расхода воздуха, необходимого для охлаждения двигателя и расхода, который может быть получен при данной конструкции и размерах двигателя.

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru

Рис. 1.62 Средние значения коэффициентов теплоотдачи с поверхности фазных роторов асинхронных двигателей с UН£6000 В.

а - исполнения IP44 с продуваемым ротором; б - исполнения IP23.

Для двигателей, спроектированных на базе серии 4А со степенью защиты IР23, требуемый для охлаждения расход воздуха, м3/с,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.324)

где особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru — по (1.312);

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru — превышение температуры выходящего из двигателя воздуха над температурой входящего; приближенно особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru =2DJв, где DJв — по (1.308).

Расход воздуха, который может быть получен при данных размерах двигателя, оценивается по эмпирической формуле

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.325)

где nк и bк — число и ширина радиальных вентиляционных каналов, м;

n — частота вращения двигателя, об/мин;

m — коэффициент (m=2,6 для двигателя с 2р=2; m=3-15 для двигателя с 2p³4).

Формула (1.325) приближенно учитывает суммарное действие всех нагнетательных элементов в двигателе: лопаток на замыкающих кольцах литой клетки, вылетов стержней при сварных клетках короткозамкнутых роторов, лобовых частей фазных роторов, вентиляционных распорок в радиальных каналах и др.

Для двигателей со степенью защиты IР44 требуемый для охлаждения расход воздуха, м3/с,

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.326)

где km — коэффициент, учитывающий изменение условий охлаждения по длине поверхности корпуса, обдуваемого наружным вентилятором:

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.327)

Коэффициент m=2,6 для двигателей с 2р=2 при h£132 мм и m=3,3 при h³160 мм; m=1,8 для двигателей с 2р³4 при h£132 мм и m=2,5 при h³160 мм.

Расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором при конструктивном исполнении и размерах, принятых в двигателях серии 4А, может быть приближенно определен по следующей формуле:

особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru (1.328)

Расход воздуха особенности теплового и вентиляционного расчета асинхронных двигателей - student2.ru должен быть больше требуемого для охлаждения машины Qв.

Наши рекомендации