Расчет размеров зубцовой зоны статора
Конфигурация пазов и зубцов определяется мощностью машины и типом обмотки. Расчет размеров зубцовой зоны проводят по допустимым индукциям в ярме и в зубцах статора (табл. 1.10).
Таблица 1.10
Допустимые значения индукции на различных участках магнитной цепи, Тл
Участки магнитной цепи | Обозначение | IP44 | ||||
2p | 10 и 12 | |||||
Ярмо статора | Ва | 1,4-1,6 | 1,15-1,35 | 1,1-1,2 | ||
Зубцы статора при постоянном сечении (всыпная обмотка) | Вz1 | 1,7-1,9 | 1,6-1,8 | |||
Зубцы статора в наиболее узком сечении: при полуоткрытых пазах при открытых пазах | Вz1max Вz1max | 1,75-1,95 1,6-1,8 | ||||
Ярмо ротора: короткозамкнутого фазного в двигателях с U=6000 В | Вj Вj Вj | £1,45 — — | £1,25 £1,25 £1,55 | £1,15 £1,05 £1,30 | 0,85 £0,75 £0,10 | |
Зубцы ротора при постоянном сечении (грушевидные пазы) | Bz2 | 1,75-1,85 | ||||
Зубцы ротора в наиболее узком сечении: короткозамкнутого фазного | Bz2 Bz2 | — — | 1,5-1,7 1,85-2,05 | 1,45-1,60 1,75-1,9 |
По выбранным значениям индукций определяется высота ярма статора, м,
(1.28)
Таблица 1.10(б)
Допустимые значения индукции на различных участках магнитной цепи, Тл
Участки магнитной цепи | Обозначение | IP23 | |||||
2p | |||||||
Ярмо статора | Ва | 1,45-1,6 | 1,2-1,4 | 1,1-1,3 | |||
Зубцы статора при постоянном сечении (всыпная обмотка) | Вz1 | 1,9-2,1 | 1,8-2,0 | 1,7-1,9 | |||
Зубцы статора в наиболее узком сечении: при полуоткрытых пазах при открытых пазах | Вz1max Вz1max | 1,9-2,1 | 1,8-2,0 | ||||
1,7-1,9 | |||||||
Ярмо ротора: короткозамкнутого фазного в двигателях с U=6000 В | Вj Вj Вj | £1,55 — — | £1,35 £1,35 £1,45 | £1,25 £1,15 £1,20 | £0,95 £0,85 £1,0 | ||
Зубцы ротора при постоянном сечении (грушевидные пазы) | Bz2 | 1,8-1,95 | |||||
Зубцы ротора в наиболее узком сечении: короткозамкнутого фазного | Bz2 Bz2 | — — | 1,6-1,8 2,0-2,2 | 1,55-1,70 1,9-2,05 |
Значение коэффициента заполнения сердечника сталью следует брать из табл. 1.11.
Таблица 1.11
Рекомендуемые марки холоднокатаной изотропной электротехнической стали, способы изолировки листов и коэффициент заполнения сталью магнитопроводов статора и ротора асинхронных двигателей
h, мм | U в | Марка стали | Статор | Короткозамкнутый ротор | Фазный ротор | |||||||||
Способ изолировки листов | kc | Способ изолировки листов | kc | Способ изолировки листов | kc | |||||||||
50-250 | £660 | Оксидирование | 0,97 | Оксидирование | 0,97 | — | — | |||||||
280-355 | £660 | Лакировка | 0,95 | Оксидная пленка | 0,97 | Лакировка | 0,95 | |||||||
400-500 | Лакировка | 0,95 | Лакировка | 0,95 | Лакировка | 0,95 | ||||||||
Таблица 1.12
Припуски на сборку при расчете заполнения пазов
h, мм | Припуски, мм, | |
по ширине паза | по высоте паза | |
Dbп | Dhп | |
50-132 | 0,1 | 0,1 |
160-250 | 0,2 | 0,2 |
280-355 | 0,3 | 0,3 |
400-560 | 0,4 | 0,3 |
Круглые обмоточные провода всыпной обмотки могут быть уложены в пазы произвольной конфигурации, поэтому размеры зубцовой зоны выбирают таким образом, чтобы зубцы статора параллельные грани (рис. 1.19). Такие зубцы имеют постоянное поперечное сечение, индукция в них также не меняется и магнитное напряжение зубцов с параллельными гранями оказывается меньше, чем магнитное напряжение трапецеидальных зубцов при том же среднем значении индукции в них.
Для всыпной обмотки могут быть выбраны пазы показанной на рис. 1.19,а—в конфигурации. В двигателях серии 4А выполняются только трапецеидальные пазы (рис. 1.19,а) с углом наклона граней клиновой части b=45° у двигателей с h£250 мм и b=30° у двигателей с h³280 мм при 2р=10 и 12.
Рис.1.19 К расчету размеров зубцовой зоны всыпной обмотки статора.
Сначала проводится предварительный выбор размеров, исходя из допустимой индукции в зубцах и ярме статора
(1.28)
и ha по (1.28).
Расчет зубцовой зоны рекомендуется проводить в следующей последовательности (расчетные формулы приведены только для пазов, показанных на рис. 1.19,а).
По допустимым индукциям в ярме и зубцах статора (см. табл. 1.10) из (1.28) и (1.39) определяются высота ярма ha и ширина зубца bz статора. Далее находятся размеры паза в штампе, м,
(1.40)
; (1.41)
(1.42)
Полученные размеры округляют до десятых долей миллиметра.
Высоту шлица паза hш в двигателях с h£132 мм принимают hш=0,5 мм, в двигателях с h³160 мм увеличивают до hш=1 мм.
Ширина шлица паза bш для двигателей при различных h и 2р приведены в табл. 1.13.
В клиновой части паза располагаются пазовые крышки (в машинах с h£160 мм) или пазовые клинья (в более крупных машинах). Поэтому при расчете площади поперечного сечения паза эти участки не учитывают.
Площадь поперечного сечения паза в штампе, м2
(1.44)
где
h1 = hп – (hш + hк); (1.45)
высота клиновой части паза
(1.46)
Для расчета коэффициента заполнения паза необходимо определить площадь паза в свету и учесть площадь сечения паза, занимаемую корпусной изоляцией Sиз и прокладками в пазу Sпр. Размеры паза в свету определяются с учетом припусков на щихтовку и сборку сердечников Dbп и Dhп:
(1.47)
где Dbп и Dhп – см. табл. 1.12.
Площадь корпусной изоляции, м2,
Sиз = bиз(2hп + b1 + b2), (1.48)
где bиз — односторонняя толщина изоляций в пазу, м.
Площадь прокладок в пазу, м2:
для двигателей с h=180¸250 мм
Snp = 0,4b1 + 0,9b2; (1.49)
для двигателей с h³280 мм
Snp = 0,6(b1 + b2). (1.50)
При однослойной обмотке Sпр = О.
Площадь поперечного сечения паза, остающаяся для размещения проводников обмотки,
(1.51)
Контролем правильности размещения обмотки в пазах является значение коэффициента заполнения паза
,
который должен находиться в пределах 0,70-0,75.
Таблица 1.13
Средние значения ширины шлица полузакрытых пазов статора bш, мм
h, мм | Число полюсов 2p | ||||
6-8 | |||||
50-63 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | — | — |
2,0 | 2,0 | 2,0 | — | — | |
80, 90 | 3,0 | 3,0 | 2,7 | — | — |
100, 112 | 3,5 | 3,5 | 3,0 | — | — |
4,0 | 3,5 | 3,5 | — | — | |
160-250 | 4,0 | 3,7 | 3,7 | — | — |
280-315 | — | — | — | 4,0 | 4,0 |
Таблица 1.14
Расчетные размеры зубцов статоров при трапецеидальных или грушевидных пазах в машинах со всыпной обмоткой (рис. 1.19)
Размер | Рис. 1.19,а | Рис. 1.19,б | Рис. 1.19,в |
Если полученное значение ниже указанных пределов, то площадь паза следует уменьшить за счет увеличения ha или bz или обоих размеров одновременно в зависимости от принятого при их расчете значения допустимой индукции. Индукция в зубцах и ярме статора при этом уменьшится. Уменьшение индукции ниже пределов, указанных в табл. 1.10, показывает, что главные размеры двигателя завышены и активная сталь недоиспользована. В этом случае следует уменьшить длину сердечника или перейти на ближайшую меньшую высоту оси вращения.
Если полученное значение kз выше указанных пределов и его не удается уменьшить до допустимых пределов даже при размерах ha и bz, рассчитанных по наибольшим допустимым значениям Ва и Вz, или перейдя на большее сечение элементарного провода при уменьшении nэл, то следует увеличить длину магнитопровода или просчитать другой вариант двигателя, изменив главные размеры.
Ширина зубца и расчетная высота паза определяются по формулам табл. 1.14. Обычно при всыпной обмотке . В некоторых случаях возможно некоторое расхождение значений и ,поэтому рекомендуется рассчитать оба значения и и при небольшом расхождении результатов взять среднюю расчетную ширину зубца: . При больших расхождениях следует изменить соотношения размеров пазов.
ВЫБОР ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА
Воздушный зазор d во многом определяет энергетические показатели асинхронного двигателя. Чем меньше воздушный зазор, тем меньше его магнитное сопротивление и магнитное напряжение. Поэтому уменьшение зазора приводит к соответственному уменьшению МДС магнитной цепи и намагничивающего тока двигателя, благодаря чему возрастает его cosj и уменьшаются потери в меди обмотки статора. Но уменьшение d приводит к увеличению поверхностных и пульсационных потерь. Поэтому КПД двигателей с очень малыми зазорами часто даже становится меньше.
Для двигателей мощностью менее 20 кВт воздушный зазор, м:
при 2р = 2
d » (0,3 + 1,5D)×10-3; (1.52)
при 2р³4
d » (0,25 + D)×10-3. (1.53)
Для двигателей средней и большой мощности
(1.54)
Зависимость воздушного зазора от внутреннего диаметра статора у двигателей серии 4А приведена на рис. 1.21.
Поверхностные и пульсационные потери в двигателях зависят не только от амплитуд, но и от частоты пульсаций индукции в воздушном зазоре. Для уменьшения этого вида потерь d в быстроходных двигателях выполняют большим.
Рис. 1.21 К выбору воздушного зазора в асинронных двигателях.
Воздушный зазор, полученный по эмпирическим формулам или из графиков, следует округлять до 0,05 мм при d<0,5 мм и до 0,1 мм при d>0,5 мм. Например: 0,35; 0,4; 0,45; 0,5; 0,6 мм и т. д.
Далее необходимо провести механический расчет вала проектируемого двигателя. Прогиб вала не должен быть больше 10% воздушного зазора.