Выбор главных размеров и расчет обмотки статора
Расчет асинхронных машин начинают с определения главных размеров: внутреннего диаметра статора D и расчетной длины воздушного зазора ld. Размеры D и ld связаны с мощностью, угловой скоростью и электромагнитными нагрузками выражением машинной постоянной:
. (1.1)
Расчет проводят, задаваясь на основании имеющихся рекомендаций значениями электромагнитных нагрузок (A и Bd), коэффициентов (ad, kB и kоб), и приближенно определяют расчетную мощность Р’. Остаются два неизвестных (D и ld), однозначное определение которых без дополнительных условий невозможно. Таким условием является отношение l=ld/D.
У большинства выполненных асинхронных двигателей общего назначения отношение l изменяется в достаточно узких пределах, характерных для заданного исполнения и числа полюсов машины. Это позволит однозначно определить главные размеры, исходя из (1.1).
Выбор главных размеров проводят в следующей последовательности.
Высоту оси вращения предварительно определяют по рис. 1.7, а или б для заданных P2 и 2р в зависимости от исполнения двигателя.
Затем из ряда высот осей вращения (табл. 1.6) берут ближайшее меньшее стандартное значение h.
Наружный диаметр статора Dа берут из второй строки табл. 1.6 в зависимости от выбранной высоты оси вращения.
Приведенные в таблице наружные диаметры статоров для каждой из h нормализированы и соответствуют данным серии асинхронных машин 4А. При выбранном значении h изменение Dа в меньшую сторону нецелесообразно, так как при этом возрастут электромагнитные нагрузки. Увеличение Dа при той же h требует тщательной конструкторской и технологической проработки, доказывающей возможность такого изменения.
Внутренний диаметр статора D определяется по приближенному выражению:
. (1.2)
Коэффициент КD (табл. 1.7) характеризует отношения внутренних и наружных диаметров сердечников статоров асинхронных двигателей серии 4А при различных числах полюсов.
Далее находят полюсное деление t, м,
t=pD/2p. (1.3)
и расчетную мощность Р’, Вт,
, (1.4)
где Р2 — мощность на валу двигателя, Вт;
kE — отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, которое может быть приближенно определено по рис. 1.8.
Предварительные значения h и cosj, если они не указаны в задании на проектирование, могут быть взяты по кривым рис. 1.9 и 1.10, построенным по данным двигателей серии 4А.
Предварительный выбор электромагнитных нагрузок А, А/м, и Вd,Тл, должен быть проведен особо тщательно, так как они определяют не только расчетную длину сердечника, но и в значительной степени характеристики машины.
Рекомендации по выбору А и Bd, представлены в виде кривых на рис. 1.11—1.13.
Коэффициент полюсного перекрытия ad и коэффициент формы поля kB в асинхронных машинах определяются степенью уплощения кривой поля в зазоре, возникающей при насыщении зубцов статора и ротора. Значения коэффициентов предварительно принимают равными:
ad = 2/p»0,64; kB = p/2 = 1,11.
Рис. 1.7 Высота оси вращения h двигателей серии 4А различной мощности и частоты вращения.
а - со степенью защиты IP44; б - с IP23.
Рис. 1.8 Значения коэффициента KE.
Рис. 1.9 Примерные значения КПД и cosj асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP44.
а - двигателей мощностью до 30 кВт;
б - двигателей мощностью до 400 кВт.
Рис. 1.10 Примерные значения КПД и cosj асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP23.
Таблица 1.6
Высоты оси вращения электрических машин (по ГОСТ 13267-73) и соответствующие им наружные диаметры статоров асинхронных двигателей серии 4А
h, мм | ||||||||
Da, м | 0,089 | 0,1 | 0,116 | 0,131 | 0,149 | 0,168 | 0,191 | 0,225 |
h, мм | ||||||||
Da, м | 0,272 | 0,313 | 0,349 | 0,392 | 0,437 | 0,530 | 0,590 | 0,660 |
Таблица 1.7
Отношение КD=D/Dа в двигателях серии 4А при различных числах полюсов
2p | 8-12 | |||
KD | 0,52-0,57 | 0,64-0,68 | 0,70-0,72 | 0,74-0,77 |
Таблица 1.8
Расчетная ширина радиальных каналов при bk=10 мм
d, мм | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,5 | 3,0 |
, мм | 7,3 | 7,1 | 7,0 | 6,9 | 6,8 | 6,7 | 6,2 | 5,7 |
Таблица 1.9
Зубцовое деление статора при прямоугольных пазах t1, м
Полюсное деление t, м | Напряжение, В | ||
до 660 | |||
<0,15 | 0,016-0,020 | 0,022-0,025 | 0,024-0,030 |
0,15-0,4 | 0,017-0,022 | 0,024-0,027 | 0,026-0,034 |
>0,4 | 0,020-0,028 | 0,026-0,032 | 0,028-0,038 |
Рис. 1.11 Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP44.
а - при высоте оси вращения h£132 мм; б - при h=160¸250 мм; в - при h³280 мм с продуваемым ротором.
Предварительное значение обмоточного коэффициента kоб1 для однослойных обмоток kоб1=0,95¸0,96, для двухслойных и одно-двухслойных обмоток при 2р=2 kоб1=0,90¸0,91 и при большей полюсности kоб1=0,91¸0,92.
Рис. 1.12 Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP23.
а - при высоте оси вращения h=160¸250 мм; б - при h³280 мм.
Рис. 1.13 Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей высокого напряжения со степенью защиты IP23 при U=6000 В.
Рис. 1.14 Отношение l=ld/t у двигателей серии 4А.
а - со степенью защиты IP44; б - с IP23.
Синхронная угловая скорость вала двигателя W, рад/с, рассчитывается по формуле
или , (1.5)
где n1 — синхронная частота вращения, об/мин;
f1 — частота питания, Гц.
Из (1.1) с учетом значения ad расчетная длина воздушного зазора, м,
. (1.6)
Отношение l = ld/t должно находиться в пределах, показанных на рис. 1.14 для принятого исполнения машины. Если l оказывается чрезмерно большим, то следует повторить расчет для ближайшей из стандартного ряда большей высоты оси вращения h. Если l слишком мало, то расчет повторяют для следующей в стандартном ряду меньшей высоты h.
Для расчета магнитной цепи помимо ld необходимо определить полную конструктивную длину и длину стали сердечников статора (l1 и lст1) и ротора (12 и lст2). В асинхронных двигателях, длина сердечников которых не превышает 250—300 мм, радиальных вентиляционных каналов не делают. Сердечники шихтуются в один пакет. Для такой конструкции
l1 = lст1 = ld... (1.7)
В более длинных машинах сердечники подразделяют на отдельные пакеты длиной 40—60 мм. Крайние пакеты могут быть более длинными. В двигателях с литой короткозамкнутой обмоткой ротора число пакетов из-за сложности заливки уменьшают и пакеты выполняют более длинными.
Стандартная ширина радиального воздушного канала между пакетами Ьк=10 мм. Число пакетов nпак и их длина lпак связаны с расчетной длиной следующим соотношением:
целое число. (1.8)
При этом число радиальных каналов nк=nпак—1.
Длина стали сердечника статора в таких машинах
lст1 = lпакnпак. (1.9)
или при пакетах разной длины
lст1 = ålпак. (1.10)
Конструктивная длина сердечника статора
l1 = lст1 + bкnк. (1.11)
Окончательное значение ld для мащин с d<1,5 мм
1d » 1ст1 . (1.12)
В машинах с d³1,5 мм при расчете ld учитывают искривление магнитных силовых линий потока в воздушном зазоре над радиальными вентиляционными каналами:
ld » l1 - nк , (1.13)
где — расчетная ширина радиальных каналов, зависящая от соотношения d и bк. Значение при bк=10 мм определяется по табл. 1.8 либо из выражения
= g’d, (1.14)
где
.
Конструктивную длину сердечника ротора в машинах с h<250 мм берут равной длине сердечника статора, т. е. l2=l1. В двигателях больших габаритов ротор выполняют длиннее статора за счет увеличения длины его крайних пакетов на 5 мм и в крупных машинах высокого напряжения — на 10 мм. Длина стали сердечника ротора
lст2 = ålпак2 = l2 - nкbк... (1.15)
Следующий этап расчета включает определение числа пазов статора Z1 и числа витков в фазе обмотки статора W1.
Вначале выбирают предварительно зубцовое деление t1 в зависимости от типа обмотки, номинального напряжения и полюсного деления машины.
Рис. 1.15 Зубцовое деление статора асинхронных двигателей со всыпной обмоткой.
Значения t1 асинхронных двигателей серии 4А со всыпной обмоткой показаны на рис. 1-15, на котором зона 1 для двигателей с высотой оси вращения h£90 мм; зона 2 - для машин (90<h£250 мм); зона 3 - для многополюсных двигателей с h³280 мм, выполняемых со всыпной обмоткой.
Далее рекомендуется рассмотреть диапазон возможных значений t1 в пределах указанных значений зубцовых делений t1min—t1max. Тогда возможные числа пазов статора, соответствующие выбранному диапазону t1,
(1.16)
Окончательное число пазов статора Z1 следует выбирать в полученных пределах с учетом условий, налагаемых требованиями симметрии обмотки, и желательного для проектируемой машины значения числа пазов на полюс и фазу q. Число пазов статора в любой обмотке асинхронных машин должно быть кратно числу фаз, а число q=Z1/2pm в большинстве асинхронных машин должно быть целым. Окончательное значение t1=pD/2pmq не должно выходить за указанные выше пределы более чем на 10% и в любом случае для двигателей с h³56 мм не должно быть менее 6—7 мм.
Число эффективных проводников в пазу uп должно быть целым, а в двухслойной обмотке желательно, чтобы оно было кратным двум. Применение двухслойных обмоток с нечетным uп допускается лишь в исключительных случаях. Поэтому полученные в расчете числа uп приходится округлять до ближайшего целого или четного числа. Вначале определяют предварительное число эффективных проводников в пазу при условии, что параллельные ветви в обмотке отсутствуют (а=1):
, (1.17)
где A — принятое ранее значение линейной нагрузки. А/м;
I1н — номинальный ток обмотки статора, А:
(1.18)
(h и cosj заданы или выбраны в вначале расчета).
Затем находят такое число параллельных ветвей обмотки a, при котором число эффективных проводников в пазу либо будет полностью удовлетворять отмеченным условиям, либо потребует лишь незначительного изменения:
. (1.19)
Число а при этом, естественно, может быть взято только из ряда возможных чисел параллельных ветвей для обмотки данного типа и заданного числа полюсов.
Полученное из (1.19) число uп округляют до ближайшего целого или четного в зависимости от типа обмотки.
Окончательное число витков в фазе обмотки
W1 = UnZ1/2am. (1.20)
Окончательное значение линейной нагрузки, А/м,
A = 2I1нW1m/pD. (1.21)
Оно должно лишь незначительно отличаться от принятого ранее.
Схему обмотки статора выбирают в зависимости от мощности машины. Машины мощностью до 12—15 кВт в большинстве случаев имеют однослойную концентрическую обмотку. В машинах большей мощности всыпные обмотки выполняются двухслойными, а при механизированной укладке применяют однодвухслойные или двухслойные концентрические обмотки, которые могут быть уложены в пазы без подъема шага. Все обмотки из прямоугольного провода выполняются только двухслойными. Обмоточный коэффициент koб=kрkу рассчитывается в зависимости от принятого укорочения шага обмотки b и числа q. Для первой гармоники . Значения kу находят по .Для однослойных обмоток kу всегда равен единице, кроме обмоток с несплошной фазной зоной.
Расчетное укорочение двухслойных обмоток, выполненных с одной большой катушкой в катушечной группе, зависит от числа q и равно:
.
Обмоточный коэффициент двухслойной концентрической обмотки равен kоб обычной двухслойной обмотки, на базе которой построена концентрическая.
В двухслойных обмотках асинхронных двигателей шаг выполняют в большинстве случаев с укорочением, близким b=0,8.
После расчета kоб1 уточняют значение потока Ф, Вб,
(1.22)
и определяют индукцию в воздушном зазоре Bd, Тл,
. (1.23)
Если полученное значение Bd выходит за пределы рекомендуемой области (см. рис. 1.11—1.13) более чем на 5%, следует принять другое значение числа uп и повторить раcчет.
Сечение эффективных проводников, м2, определяют, исходя из тока одной параллельной ветви и допустимой плотности тока в обмотке:
qэф1 = I1н/аJ1. (1.24)
С точки зрения повышения использования активных материалов плотность тока J1 должна быть выбрана как можно большей, но при этом возрастают потери в меди обмотки. Увеличение потерь сказывается, во-первых, на повышении температуры обмотки и, во-вторых, на КПД двигателя.
Нагрев пазовой части обмотки зависит от произведения линейной нагрузки на плотность тока (AJ)-Поэтому выбор допустимой плотности тока производят с учетом линейной нагрузки двигателя:
J = (AJ)/A. (1.25)
Значения AJ для асинхронных двигателей различного исполнения и мощности приведены на рис. 1.16.
Рис. 1.16 Средние значения произведения (AJ) асинхронных двигателей.
а - со степенью защиты IP44, h£132 мм; б - то же при h=160¸250 мм; в - то же при h=280¸355 мм (при продувном роторе); г - со степенью защиты IP23; при h=160¸250 мм; д - то же при h=280¸355 мм; е - то же при U=6000 В.
В обмотках, предназначенных для механизированной укладки, диаметр изолированного провода обычно берут не более 1,4 мм, а при ручной укладке (двигатели с h>l60 мм) — не более 1,7 мм.
Если расчетное сечение эффективного проводника в машинах со всыпной обмоткой выше значений, соответствующих указанным диаметрам, то эффективный проводник разделяется на несколько элементарных. Для этого по табл. П.28 подбирается сечение qэл и число элементарных проводников nэл, составляющих один эффективный, таким образом, чтобы диаметр dэл элементарных проводников не выходил за указанные пределы, а их суммарная площадь сечения была близка к расчетному сечению эффективного проводника:
qэлnэл = qэф. (1.26)
В современных машинах стремятся уменьшить число элементарных проводников в одном эффективном до 5—6, а в обмотке, предназначенной для механизированной укладки, до 2—3, для чего увеличивают число параллельных ветвей. В двухполюсных двигателях nэл увеличивают, поскольку число параллельных ветвей в них не может быть более двух.
После окончательного выбора qэл, nэл и а следует уточнить плотность тока в обмотке, которая может несколько измениться по сравнению с предварительно принятой при подборе сечений элементарных проводников:
(1.27)
Корректировка, которая может потребоваться в ходе последующего расчета, как правило, не вносит существенных изменений в полученные данные.