Тема «Последовательное соединение проводников»
Елочная гирлянда спаяна из лампочек для карманного фонаря. При включении этой гирлянды в сеть на каждую из лампочек приходится напряжение три вольта. Почему же опасно, выкрутив одну из лампочек, сунуть в патрон палец?
10 класс. Тема «Мощность электрического тока»
Вследствие испарения и распыления материала с поверхности нити накала лампы нить с течением времени становится тоньше. Как это влияет на мощность, потребляемую лампой?
10 класс. Тема «Закон Ома для участка цепи»
1. Почему при коротком замыкании напряжение на клеммах источника близко к нулю, ведь ток в цепи имеет наибольшее значение?
2. При включении в сеть нагревательных приборов (утюга, плитки) горящие лампы внезапно уменьшают свою яркость. Особенно заметно уменьшается яркость в первый момент; затем она несколько возрастает, но все равно остается меньше, чем до включения прибора. Объясните явление.
Тема «Электрический ток в газах»
В отличие от проводов осветительной сети провода линии высокого напряжения не покрыты изолирующей оболочкой. Почему?
10 класс. Тема «Самостоятельный и несамостоятельный разряд»
Проходит ли электрический ток через тела птиц, сидящих на голых проводах высоковольтной линии передачи электрической энергии?
Тема «Разность потенциалов»
Почему говорят, что молния может находить зарытые под землей клады?
10 класс. Тема «Закон сохранения энергия»
Цирковой гимнаст стоит на конце гибкой доски, положенной на опору. Второй гимнаст прыгает на другой, поднятый конец доски. Почему прыжок второго гимнаста позволяет первому высоко прыгнуть?
10 класс. Тема «Закон сохранения импульса»
В книге Э Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» есть такое место: «Обе пушки грянули в один и тот же миг. Случилось то, чего я ожидал: в намеченной мною точке два ядра - наше и неприятельское - столкнулись с ужасающей силой, и неприятельское ядро полетело назад к испанцам… Наше ядро тоже не доставило им удовольствия…» Возможно ли описанное здесь явление?
Тема «Изопроцессы»
Почему баллоны со сжатым газом взрывоопасны, а труба с водой под большим давлением взрывобезопасна?
10 класс. Тема «Работа в термодинамике»
Почему проколотый мячик не отскакивает при ударе им о пол?
Тема «Первый закон термодинамики»
Почему при холостых выстрелах ствол пушки нагревается сильнее, чем при стрельбе снарядами?
10 класс. Тема «Абсолютная и относительная влажность»
1. Когда зимой скорее сохнет белье: в морозную погоду или в оттепель? Почему?
2. Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих?
11 класс. Тема «Электромагнитная индукция»
Как с помощью магнита и катушки (без источника напряжения) получить в катушке ток?
11 класс. Тема «Электромагнитные волны»
1. Почему при приеме радиопередач на любых частотах с приближением грозы появляются помехи?
2. Почему при связи на коротких волнах получаются зоны молчания?
3.Почему замирает или совсем прекращается радиоприем в автомобилях при приезде их под мостом или в тоннеле?
11 класс. Тема «Преломление света»
1. Почему, сидя у горящего костра, мы видим предметы, расположенные по другую сторону костра, колеблющимися?
2. Любой водоем, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче, чем в действительности. Почему?
11 класс. Тема «Ультрафиолетовое излучение»
Почему высоко в горах легко получить ожоги солнечными лучами?
Тема «Трансформатор»
Почему трансформатор выходит из строя, когда в нем замыкаются накоротко хотя бы два соседних витка?
Тема «Интерференция света»
1. Чем объясняется расцветка крыльев стрекоз, жуков и прочих насекомых?
2. Почему меняется окраска крыльев насекомого, если его рассматривать под разными углами?
Тема «Отражение света»
1. Иногда классная доска отсвечивает. Почему это происходит? При каких условиях явление будет наблюдаться?
2. Лопасти винта самолета со стороны, обращенной к кабине летчика, окрашивают в черный цвет. Почему?
11 класс. Тема «Полное отражение света»
Шарик густо покрыт сажей и опущен в воду. Почему при освещении шарик кажется блестящим?
Тема «Рассеяние света»
Почему днем не видно звезд?
11 класс. Тема «Линза»
Почему в тонкостенном стакане с водой ложечка кажется увеличенной?
11 класс. Тема «Глаз»
1.В рассказе В. Одоевского «Городок в табакерке» есть такое место: « Тут Миша заметил, что над ними был свод… Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий, еще меньше; четвертый, еще меньше и так все другие своды, чем дальше, тем меньше…» Почему одинаковые по размерам своды казались мальчику неодинаковыми?
2. Ночью при свете молнии движущиеся тела кажутся остановившимися. Почему?