Банк вопросов, качественных задач

Банк вопросов, качественных задач,

Экспериментальных заданий

Для создания проблемных ситуаций на уроках.

7 класс. Тема «Диффузия».

1. Почему в комнате ощущается запах розы?

2. При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека?

Тема «Архимедова сила».

1.Почему в воде легче поднимать тяжелые предметы

(например, человека)?

2.Ходить по берегу, усеянному галькой, босыми ногами

больно. А в воде, погрузившись глубже пояса, ходить по

мелким камням не больно. Почему?

Тема «Сила трения».

1. Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу,

поверхность которого более гладкая, на коньках

кататься невозможно?

2. Что легче: плыть или бежать по дну по пояс в воде? Почему?

3. Как объяснить накаливание метеоритов, влетающих в атмосферу Земли?

4. Можно ли наблюдать «падающие звезды» на Луне?

7 класс. Тема «Плавание судов».

Кто решит известный спор,

Почему плывет линкор,

Но потонет гвоздик малый,

Хоть он из того же металла?

7 класс. Тема «Плотность вещества».

Позвонили «ноль-один»:

«Загорелся керосин»…

Чтоб горенье прекратить,

Стали сверху воду лить.

Так ли надо поступить?

7 класс. Тема «Давление твердых тел».

Мне ответ серьезный дайте,

Кто сейчас сказать готов,

Почему следы в асфальте

Лишь от женских каблуков?

Отвечайте же скорее:

Что, девчата тяжелее?

7 классТема «Атмосферное давление»

Проблемная ситуация создается путем демонстрации эксперимента.

Демонстрируется опыт «Волшебный стакан»: стакан, закрытый бумагой, из которого не выливается вода при перевертывании его вверх дном.

7 класс. Тема «Закон Паскаля»

Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление?

7 класс. Тема «Давление твердого тела»

Зачем бабушка надевает наперсток на палец при шитье иглой?

7 класс. Тема «Инерция»

1. Проблемная ситуация создается путем демонстрации эксперимента.

На стакан помещают почтовую открытку, а на открытку - монету. При резком ударе по открытке щелчком открытка отлетает, а монета падает в стакан?

2. Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?

7 класс. Тема «Плотность вещества»

Проблемная ситуация создается путем демонстрации эксперимента.

Демонстрируется опыт: Носовой платок смоченный водой отжать. Зажать его в лапке штатива, облить спиртом (ацетоном, растворителем) и поджечь.

Тема «Сила упругости»

Почему стальной шарик хорошо отскакивает от камня и плохо отскакивает от асфальта?

7 класс. Тема «Взаимодействие молекул вещества»

1. Почему из осколков разбитого стакана невозможно собрать целый стакан, а хорошо отшлифованные мерительные плитки плотно прилипают друг к другу?

2. Почему когда чертят мелком по классной доске, то частички его остаются на ней?

Тема «Сила тяжести»

1. Можно ли подать с земли тело, приложив к нему силу, равную силе тяжести?

2. Почему человек может бежать по очень тонкому льду и не может стоять на нем, не проваливаясь?

Тема «Вес тела. Невесомость»

Как могли бы герои романа Жюля Верна «Путешествие на Луну», находящиеся в закрытом снаряде, обнаружить, что их корабль покинул пределы земной атмосферы и движется в пространстве?

Тема «Взаимодействие тел»

Почему трудно прыгнуть на берег с лодки, а такой же прыжок с теплохода легко осуществить?

8 класс. Тема «Теплопроводность».

Смотри, бревно грызет пила,

Остра, зубаста и светла.

Потрогай, тепел срез бревна,

А вот пила - как жжет она!

Так почему - скажи точней -

Пила намного горячей?

8 класс. Тема «Влажность».

1. То мороз, то снег с водой, а в тазу белье горой.

Высохнет когда быстрей - в день морозный иль сырой?

2. Почему запотевают фрукты, вынутые из холодильника?

8 класс. Тема «Теплопроводность».

Тема «Количество теплоты»

Почему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом?

8 класс. Тема «Внутренняя энергия»

Почему вскакивают искры при ударе кремня о сталь?

Почему от вращающегося точильного камня летят искры, если прижать к нему кусок стали?

Тема «Удельная теплота парообразования»

Почему сырые спички не загораются?

Тема «Конденсация»

1. Почему роса бывает обильнее после жаркого дня?

2. Осенью после восхода солнца туман над рекой держится сравнительно долго. Почему?

3. Почему ветер препятствует образованию росы?

8 класс. Тема «Преломление света»

Почему участки ткани, смоченные водой, кажутся нам более темными, чем сухие участки?

8 класс. Тема «Отражение света»

1. Для чего при съемках внутри зданий фотографы применяют белые экраны?

2. Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем (острогой) в рыбу, плавающую невдалеке?

8 класс. Тема «Электромагнитные явления»

Проблемная ситуация создается путем демонстрации эксперимента:

два гвоздя, притянувшиеся к магниту, расходятся противоположными свободными концами. Почему?

8 класс. Тема «Испарение»

1. Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему?

2. При выходе из реки после купания мы ощущаем холод. Почему?

3. В каком случае хлеб быстрее делается черствым: когда он хранится в закрытом шкафу или просто на столе?

4. Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели?

5. Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем тот хлеб остывший. Почему?

6. В рассказе А. Серафимовича «Лесная жизнь» есть такое место: «Среди темноты стояла та же тишина, но почудилось легкое, почти неуловимое дуновение проснувшегося среди ночи ветерка. Торопливо и обрадовано мальчик послюнил палец и, подняв, стал медленно поворачивать. С той стороны, откуда неуловимо тянул ветерок, в пальце почувствовалось ощущение холода. Быстро схватив шест, стал гнать плот по направлению ветерка». Какое физическое явление использовано мальчиком для определения направления ветерка?

8 класс. Тема «Плавление и отвердевание»

1. Почему зимой при длительных остановках выливают воду из радиатора автомобиля?

2. Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки? Ответ объясните.

8 класс. Тема «Теплопроводность»

1.В каком чайнике вода скорее нагревается: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь? (Чайники одинаковые).

2. Почему вы обжигаете губы, когда пьете чай из металлической кружки, и не обжигаете, когда пьете чай из фарфоровой кружки? (Температура чая одинаковая).

Тема «Закон Джоуля – Ленца»

По закону Джоуля - Ленца количество теплоты, выделяемой током, пропорционально времени прохождения тока по проводнику. Почему же провода, по которым целый вечер идет ток, не накаливаются?

9 класс. Тема «Третий закон Ньютона».

Герой книги Э. Распе барон Мюнхгаузен рассказывает: «Схватив себя за косичку, я изо всех сил дернул вверх и без большого труда вытащил из болота и себя, и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами».

?Можно ли таким способом поднять себя?

Что это: истина или выдумка барона?

9 класс. Тема «Звуковые волны»

Почему звук комара при полете слышен, а мухи - нет?

9 класс. Тема «Прямолинейное равномерное движение».

1. Пользуясь обоими графиками, характеризующими движение пешехода, описать это движение.

Банк вопросов, качественных задач - student2.ru Банк вопросов, качественных задач - student2.ru

2.На рисунке представлены графики пути трех тел. а) Как движется каждое тело (равномерно, неравномерно)? б) Что означает точка пересечения графика с осью абсцисс, с осью ординат? в) Как истолковать точки пересечения графиков? г) Какое из тел имеет набольшую скорость?

Банк вопросов, качественных задач - student2.ru

9 класс. Тема «Отражение звука»

Почему в пустом зрительном зале звук громче и «раскатистей», чем в зале, заполненном публикой?

Тема «Система отсчета»

Почему говорят, Солнце восходит и заходит? Что в данном случае является телом отсчета?

9 класс. Тема «Резонанс»

1. В ведре несут воду. После того как сделано около десятка шагов, вода начинает расплескиваться. Почему?

2. Если положить на воду в ведре деревянный кружок, то вода при ходьбе не расплескивается. Почему?

3. Для чего все вибрирующие установки высотных зданий в Москве (электродвигатели, дизельные установки и др.) ставят на специальные резиновые или металлические амортизаторы?

9 класс. Тема «Ускорение»

На рисунке даны графики ускорений трех движущихся тел. Как движутся тела?

Банк вопросов, качественных задач - student2.ru

9 класс. Тема «Прямолинейное равноускоренное движение»

Как движутся поезда 1, 2, 3, графики движения которых даны на рисунке.

Банк вопросов, качественных задач - student2.ru

9 класс. Тема «Источники звука»

Если провести влажным пальцем по стеклу, то получается звук. Почему?

Тема «Звуковой резонанс»

1. Когда прислушиваются к отдаленному шуму, то невольно раскрывают рот. Почему?

2. Если чашку, стакан или раковину морского моллюска приблизить к уху, то слышен звук, который напоминает отдаленный шум моря. Чем объяснить происхождение этого звука?

9 класс. Тема «Искусственные спутники Земли»

1. Что удерживает искусственный спутник Земли на орбите?

2. По какой траектории полетит пуля, выпущенная из спутника вперед? Назад? В сторону?

3. Если автомобиль въезжает на гору при неизменной мощности двигателя, то он уменьшает скорость движения. Почему?

9 класс. Тема «Мощность»

Если автомобиль въезжает на гору при неизменной мощности двигателя, то он уменьшает скорость движения. Почему?

9 класс. Тема «Второй закон Ньютона»

В рассказах Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена» есть такое место: «Я стал рядом с огромнейшей пушкой … и когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед … Мимо меня пролетело встречное ядро… Я пересел на него и, как ни в чем не бывало, помчался обратно». Почему такое путешествие на ядре невозможно?

10 класс. Тема «Влажность воздуха»

1.Почему в прорезиненной одежде трудно переносится жара?

2. Почему запотевают очки, когда человек с мороза входит в комнату?

10 класс. Тема «Проводники в электрическом поле»

На шелковой нити висит станиолевая гильза. Необходимо определить, заражена ли эта гильза, а если заряжена, то каков знак заряда.

10 класс. Тема «Диэлектрики в электрическом поле»

Отклонится ли стрелочка электрометра, если между его стержнем и заряженной палочкой поместить стеклянную пластину так, чтобы она не касалась ни стержня, ни палочки? Если, оставив пластину, убрать палочку? Если, оставив палочку, убрать пластину? Проверьте на опыте.

10 класс. Тема «Сопротивление проводника»

Во сколько раз изменится сопротивление проводника (без изоляции), если его свернуть пополам и скрутить?

10 класс. Тема «Работа и мощность тока»

Почему спирали электронагревательных приборов делают из материала с большим удельным сопротивлением?

Тема «Конденсатор»

В распоряжении радиолюбителя имеются два конденсатора одинаковой емкости. Как нужно соединить эти конденсаторы, чтобы получилась удвоенная емкость? емкость, уменьшенная в два раза?

10 класс. Тема «Энергия электрического поля»

Возможно ли увеличить энергию заряженного школьного раздвижного конденсатора, не изменяя его заряда?

Тема «Разность потенциалов»

Почему говорят, что молния может находить зарытые под землей клады?

10 класс. Тема «Закон сохранения энергия»

Цирковой гимнаст стоит на конце гибкой доски, положенной на опору. Второй гимнаст прыгает на другой, поднятый конец доски. Почему прыжок второго гимнаста позволяет первому высоко прыгнуть?

10 класс. Тема «Закон сохранения импульса»

В книге Э Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» есть такое место: «Обе пушки грянули в один и тот же миг. Случилось то, чего я ожидал: в намеченной мною точке два ядра - наше и неприятельское - столкнулись с ужасающей силой, и неприятельское ядро полетело назад к испанцам… Наше ядро тоже не доставило им удовольствия…» Возможно ли описанное здесь явление?

Тема «Изопроцессы»

Почему баллоны со сжатым газом взрывоопасны, а труба с водой под большим давлением взрывобезопасна?

10 класс. Тема «Работа в термодинамике»

Почему проколотый мячик не отскакивает при ударе им о пол?

Тема «Трансформатор»

Почему трансформатор выходит из строя, когда в нем замыкаются накоротко хотя бы два соседних витка?

Тема «Интерференция света»

1. Чем объясняется расцветка крыльев стрекоз, жуков и прочих насекомых?

2. Почему меняется окраска крыльев насекомого, если его рассматривать под разными углами?

Тема «Отражение света»

1. Иногда классная доска отсвечивает. Почему это происходит? При каких условиях явление будет наблюдаться?

2. Лопасти винта самолета со стороны, обращенной к кабине летчика, окрашивают в черный цвет. Почему?

11 класс. Тема «Полное отражение света»

Шарик густо покрыт сажей и опущен в воду. Почему при освещении шарик кажется блестящим?

Тема «Рассеяние света»

Почему днем не видно звезд?

11 класс. Тема «Линза»

Почему в тонкостенном стакане с водой ложечка кажется увеличенной?

11 класс. Тема «Глаз»

1.В рассказе В. Одоевского «Городок в табакерке» есть такое место: « Тут Миша заметил, что над ними был свод… Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий, еще меньше; четвертый, еще меньше и так все другие своды, чем дальше, тем меньше…» Почему одинаковые по размерам своды казались мальчику неодинаковыми?

2. Ночью при свете молнии движущиеся тела кажутся остановившимися. Почему?

Тема «Самоиндукция»

В какой момент искрит рубильник: при замыкании или размыкании? Если параллельно рубильнику включить конденсатор, то искрение прекращается. Объясните явление.

11 класс. Тема «Математический маятник»

1. Как изменится период колебаний маятника, если его перенести из воздуха в воду или в вязкое масло?

2. Как изменится период колебаний маятника с железным шариком, если под ним поместить электромагнит?

Банк вопросов, качественных задач,

Экспериментальных заданий

Наши рекомендации