Перечень навигационных записей, обязательных при ведении судового журнала
Координаты судна
1.1. В конце каждой вахты.
1.2. В начале поворота на новый курс.
1.3. При входе (выходе) в полосу ограниченной видимости.
1.4. При обсервации судна по радионавигационным системам, рельефу дна и астронавигационными способами.
1.5. В начале и конце дрейфа без хода.
1.6. При переходе с карты на карту.
1.7. При постановке на якорь.
1.8.При входе (выходе) в режимные зоны иностранных государств.
1.9.При переводе стрелок судовых часов.
1.10.При приеме на борт иностранных инспекторов и убытии их с борта.
1.11.При аварийных случаях.
1.12.При передаче командования судном.
1.13.При особых обстоятельствах.
Осадка судна носом и кормой
2.1. Ежесуточно на 24.00 ч.
2.2. Перед выходом из порта, приходом в порт.
2.3. Перед началом грузовых операций и по их окончании.
2.4. Перед приемкой балласта, замазученных вод, перед бункеровкой топливом и водой.
2.5. При определении маневренных элементов судна (скорость, поправка лага),
2.6. При подходе к мелководью,
2.7. При входе в док и после выхода из него.
2.8. При аварийных случаях, связанных с поступлением и откачкой воды из корпуса судна.
Глубина моря
3.1. При определении и опознании места судна по глубинам:
3.2. При постановке на якорь и на швартовы к причалу.
3.3. При определении скорости на мерной линии.
3.4. При подходе к берегу и плавании в стесненных условиях.
3.5. При постановке и выборке трала и других орудий лова.
Постановка на якорь
4.1. Название района, гавани, рейда.
4.2. Координаты, какой якорь отдан, глубина моря, характер грунта, количество вытравленного каната.
4.3. Ветер, море, видимость, наличие, величина и направление течения.
4.4. Время подъема и отдачи якорных канатов, время включения и выключения якорных огней, подъема и спуска черного шара. 4.5. Готовность главных двигателей.
Дистанции до ориентиров, снятых с карты
5.1. При повороте на новый курс по пеленгу и дистанции.
5.2. При прохождении траверзов навигационных ориентиров и мысов.
5.3. При переходе на другую карту по пеленгу и расстоянию.
Дальность видимости
6.1. В начале каждой вахты.
6.2. При ухудшении и улучшении видимости,
Плавание в узкости или районе интенсивного судоходства
7.1. Данные обсерваций, время, отсчет лага, ориентиры, измеренные навигационные параметры, их поправки, обсервованные координаты, невязка.
7.2. Факт нахождения капитана на мостике.
7.3. Сверка часов мостика и машинного отделения.
7.4. Исправность и согласование машинного телеграфа.
7.5. Изменение режима работы главного двигателя.
7.6. Готовность якорей к немедленной отдаче.
7.7. Герметизация корпуса судна.
7.8. Проверка исправности средств звуковой и световой сигнализации.
7.9. Включение и использование РЛС и эхолота на малых и отличительных глубинах.
7.10. Организация всех видов наблюдения за окружающей обстановкой.
Ведение прокладки на картах масштаба не мельче
1 : 5000.
7.12. Включение УКВ радиостанции.
Плавание при ограниченной видимости
8.1. Время и координаты судна на моменты ухудшения и улучшения видимости, данные обсерваций (см. п. 7.1).
8.2. Доклад капитану об ухудшении видимости.
8.3. Факт нахождения капитана на мостике и прибытие (убытие).
8.4. Фактическая видимость.
8.5. Предупреждение вахтенного механика о возможных реверсах.
8.6. Исправность и согласование машинного телеграфа.
8.7. Сверка часов мостика и машинного отделения.
8.8. Герметизация корпуса судна.
8.9. Включения РЛС, осмотр горизонта на дальних и ближних шкалах дальности, включение эхолота на малых и отличительных глубинах.
8.10. Вызов подвахтенного помощника капитана па мостик.
8.11. Время начала и окончания подачи звуковых туманных сигналов согласно МППСС—72.
8.12. Инструктаж и фамилии впередсмотрящих.
8.13. Назначенная капитаном «безопасная скорость».
8.14. Время включения и ясность горения ходовых огней.
Плавание во льдах
9.1. Уборка всех выдвижных устройств, трубки лага.
9.2. Герметизация корпуса судна.
9.3. Готовность к использованию водоотливных средств.
9.4. Готовность к использованию аварийно-спасательных средств.
9.5. Замеры воды в льялах через каждый час, проверка помещений форпика и ахтерпика.
9.6. Организация визуального и радиолокационного наблюдения.
9.7. Скорость хода судна во льдах
9.8. Общая характеристика ледовых условий.
9.9. Осадка судна, крен и дифферент.
9.10. Проверка исправности средств звуковой и световой сигнализации.
9.11. Проверка рулевого устройства, исправность и согласованность машинных телеграфов, средств связи с машинным и румпельным отделениями.
9.12. Предупреждение вахтенного механика о входе в лед и возможных реверсах.
10. Плавание в штормовых условиях
10.1. Время получения метеопрогнозов и штормовых предупреждений.
10.2. Оповещение экипажа о надвигающемся шторме.
10.3. Герметизация корпуса судна.
10.4. Данные обсерваций (см. п. 7.1)
10.5. Готовность к действию водоотливных средств.
10.6. Готовность к использованию аварийно-спасательного имущества.
10.7. Крепление палубного груза, а также судовых предметов.
10.8. Проверка остойчивости и непотопляемости судна.
10.9. Балластировка судна в соответствии с Информацией об остойчивости. 10.10. Контроль за водонепроницаемостью корпуса судна путем замера воды в льялах и пробных откачек ее.
11. Запись определения места судна (обсерваций)
Запись производится в следующих случаях:
11.1. Отход от берега для плавания в открытом море;
11.2. Подход к берегу и навигационным опасностям:
11.3. Вход в узкость или систему разделения движения;
11.4. Ухудшение и улучшение видимости;
11.5. Получение сигнала бедствия с другого судна.
11.6. Обнаружение опасных для плавания объектов, не обозначенных на навигационных картах, а также плавучих объектов, представляющих опасность для мореплавания.
11.7. Задержание судна иностранными военными кораблями
11.8. Обстрелы и облеты судна самолетами и вертолетами.
11.9. Обнаружение масляных и нефтяных пятен в море.
11.10. Вход (выход) в экономические зоны.
11.11. Вход (выход) в лед.
11.12. Все другие случаи, требующие знания точного места судна.