Семинар 6. Тема 6. Мир как система. Системный подход в современной науке.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем специфика системного подхода или системного метода? Каковы его основные признаки? Чем он отличается от других методов научного исследования?

2. Какими признаками обладают пространство и время во Вселенной?

3. В чем суть гипотезы «тепловой смерти Вселенной»?

4. Что является предметом исследования кибернетики и синергетики? Каким характеристиками обязательно должен обладать объект изучения синергетики?

Литература к семинару.

1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 6

2. Винер Н., Человек управляющий. СПб, Питер, 2011

3. Гриффитс Дж., Тик-так: Взгляд на время со стороны. Пер. с англ., СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2006

4. Концепции самоорганизации: становление образа нового образа научного мышления. М., Наука, 1994

5. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., Мир, 1990

6. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007

7. Хокинг С. и др. Будущее пространства-времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2009

Задание к семинару.

Проведите анализ современных интернет-публикаций по теме семинара и подготовьте интернет-реферат (краткое изложение в письменном виде результатов изучения проблемы, содержащее обзор соответствующих интернет-ресурсов).

Структура интернет-реферата:

Раздел 1. Формулировка темы, краткое обоснование ее выбора.

Раздел 2

1. Общий обзор результатов поиска (сколько было найдено сайтов, какого рода в основном представлена информация и т.п.).

2. Описание процедуры поиска в поисковых системах (какими поисковыми системами пользовались, ключевые слова, синтаксис запросов).

3. Результаты поиска (аннотация 1 сайта со ссылкой на соответствующий ресурс).

Структура анализа сайта

А) адрес сайта, его название, дата обращения

ü частота ссылок (релевантность)

ü автор (имеется ли)

ü тип ресурса: справочно-информационный, коммуникативный, исследовательский, образовательный, нормативный и т.п.

ü наличие и качество рекламы

Б) Главная идея сайта

ü сайт посвящен определенной тематике или представленная информация разноплановая и точная специализация сайта не определена

В) Анализ аргументации авторов найденных материалов

ü сопоставление с официальными источниками (если с таковыми знаком автор реферата)

ü сопоставление с иными имеющимися знаниями и другими источниками по теме (смотри список литературы).

Объем интернет-реферата не более 2 страниц А4. Реферат сдается в распечатанном виде в день семинара.

Семинар 7. Тема 7. Концепция эволюционизма.

Вопросы для самопроверки.

1. Почему создание эволюционной теории кардинально изменило образ науки?

2. В чем сходство и различие эволюционных теорий Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина?

3. Проанализируйте, каким образом, в дискуссиях по проблеме эволюции живого обсуждается соотношение необходимости и случайности в развитии природы.

Литература к семинару.

1. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991, гл. 1

2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 7

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994

4. Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. Киев. 1990, С. 83-1О8

5. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., Высшая школа, 1988

Задание к семинару.

Найдите в открытых источниках информации материалы о судебном иске несовершеннолетней Марии Шрайбер и её отца Кирилла Шрайбера к министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга за нарушение прав человека путём «безальтернативного навязывания теории Дарвина» об эволюции видов в общеобразовательных школах (2006 год).

Приготовьтесь к обсуждению данного процесса на семинаре. Проанализируйте аргументы истцов и ответчиков, судебное решение.

Отчетность в 4 семестре – зачет

Зачет может быть проставлен по итогам работы в семестре: посещение лекций, качественное работа на семинарах.

Студенты, не получившие зачет по итогам работы в семестре, сдают зачет в форме компьютерного тестирования.

Разработчик программы:

Философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Заведующий кафедрой Философии образования

доцент Е.В.Брызгалина

Наши рекомендации