Семинар 6. Тема 6. Мир как система. Системный подход в современной науке.
Вопросы для самопроверки.
1. В чем специфика системного подхода или системного метода? Каковы его основные признаки? Чем он отличается от других методов научного исследования?
2. Какими признаками обладают пространство и время во Вселенной?
3. В чем суть гипотезы «тепловой смерти Вселенной»?
4. Что является предметом исследования кибернетики и синергетики? Каким характеристиками обязательно должен обладать объект изучения синергетики?
Литература к семинару.
1. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 6
2. Винер Н., Человек управляющий. СПб, Питер, 2011
3. Гриффитс Дж., Тик-так: Взгляд на время со стороны. Пер. с англ., СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2006
4. Концепции самоорганизации: становление образа нового образа научного мышления. М., Наука, 1994
5. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., Мир, 1990
6. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2007
7. Хокинг С. и др. Будущее пространства-времени, пер. с англ., СПб, Амфора, ТИД Амфора, 2009
Задание к семинару.
Проведите анализ современных интернет-публикаций по теме семинара и подготовьте интернет-реферат (краткое изложение в письменном виде результатов изучения проблемы, содержащее обзор соответствующих интернет-ресурсов).
Структура интернет-реферата:
Раздел 1. Формулировка темы, краткое обоснование ее выбора.
Раздел 2
1. Общий обзор результатов поиска (сколько было найдено сайтов, какого рода в основном представлена информация и т.п.).
2. Описание процедуры поиска в поисковых системах (какими поисковыми системами пользовались, ключевые слова, синтаксис запросов).
3. Результаты поиска (аннотация 1 сайта со ссылкой на соответствующий ресурс).
Структура анализа сайта
А) адрес сайта, его название, дата обращения
ü частота ссылок (релевантность)
ü автор (имеется ли)
ü тип ресурса: справочно-информационный, коммуникативный, исследовательский, образовательный, нормативный и т.п.
ü наличие и качество рекламы
Б) Главная идея сайта
ü сайт посвящен определенной тематике или представленная информация разноплановая и точная специализация сайта не определена
В) Анализ аргументации авторов найденных материалов
ü сопоставление с официальными источниками (если с таковыми знаком автор реферата)
ü сопоставление с иными имеющимися знаниями и другими источниками по теме (смотри список литературы).
Объем интернет-реферата не более 2 страниц А4. Реферат сдается в распечатанном виде в день семинара.
Семинар 7. Тема 7. Концепция эволюционизма.
Вопросы для самопроверки.
1. Почему создание эволюционной теории кардинально изменило образ науки?
2. В чем сходство и различие эволюционных теорий Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина?
3. Проанализируйте, каким образом, в дискуссиях по проблеме эволюции живого обсуждается соотношение необходимости и случайности в развитии природы.
Литература к семинару.
1. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991, гл. 1
2. Брызгалина Е.В. Концепции современного естествознания, 2013 год, гл. 7
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994
4. Крисаченко В.С. Философский анализ эволюционизма. Киев. 1990, С. 83-1О8
5. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., Высшая школа, 1988
Задание к семинару.
Найдите в открытых источниках информации материалы о судебном иске несовершеннолетней Марии Шрайбер и её отца Кирилла Шрайбера к министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга за нарушение прав человека путём «безальтернативного навязывания теории Дарвина» об эволюции видов в общеобразовательных школах (2006 год).
Приготовьтесь к обсуждению данного процесса на семинаре. Проанализируйте аргументы истцов и ответчиков, судебное решение.
Отчетность в 4 семестре – зачет
Зачет может быть проставлен по итогам работы в семестре: посещение лекций, качественное работа на семинарах.
Студенты, не получившие зачет по итогам работы в семестре, сдают зачет в форме компьютерного тестирования.
Разработчик программы:
Философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Заведующий кафедрой Философии образования
доцент Е.В.Брызгалина