Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта

Под нераздельными понимаются противооткатные устрой­ства, в которых преобразователи и аккумуляторы энергии конструктивно и функционально объединены.Основная особенность расчета таких ПОУ заключается в необходимости учета температурного изменения энергетичес­ких характеристик сжатого газа накатника вследствие постоянного контакта его с рабочей жидкостью. Другие осо­бенности обусловлены конкретной конструктивной схемой ПОУ.

Рассмотрим порядок проектирования нераздельного ПОУ на примере схемы, показанной на рисунке 2.1.Устройство содержит два цилиндра 1 и 7, соединенных патрубком 6. В цилиндре 1 расположен шток 2 с поршнем 3. Шток 2 закреплен в люльке 8, цилиндр 1 связан с откатны­ми частями. В цилиндре 7 размещены тормоза отката и нака­та, а также накатник. Тормоз отката составляют регулировоч­ное кольцо 11 и втулка 12, на наружной поверхности которой нанесен соответствующий профиль. Шток 13 с модератором 14 и втулка 12, на внутренней поверхности которой нанесены канавки переменной гаубицы, составляют тормоз наката. Часть цилиндра 7, ограниченная поршнем 9 и цилиндром 10, образует полость накатника, заполненную сжатым воздухом. Втулка 12 неподвижно крепится к поршню 9. Кольца 15, 17 и пружина 16 представляют клапанное устройство. Полости I, II, IV, V за­полнены рабочей жидкостью. Для предотвращения истечения воздуха и жидкости из полостей устройства в нем преду­смотрены уплотнения 18, 19, 20, 22.

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

Рисунок 2.1 – Нераздельное ПОУ

Работа устройства. При выстреле цилиндр 1 совместно с откатными частями перемещается в направлении отката. Жидкость из полости I через каналы 4, 5 и патрубок 6 по­падает в полость III цилиндра 7, а через регулирующий зазор между втулкой 12 и кольцом 11 — в полость IV. Под действием сил р3S1 и p4AH поршень 9 перемещается, сжимая воздух в полости VI. При этом часть жидкости через отвер­стия 21 в основании втулки 12, воздействуя на боковую по­верхность кольца 15, сдвигает его (на рисунке—влево), обес­печивая проход для заполнения полости V тормоза наката. Тормозящая сила p1AТ3АТ) образуется при создании давле­ния жидкости в

полостях I, III вследствие дросселирования ее через регулирующий зазор и приложена к переднему дну цилиндра, препятствуя откату. Равная ей по величине, но противоположно направленная сила, приложенная к поршню 3, стремится переместить орудие по основанию в сторону отката и развернуть относительно линии сошниковых опор (на ри­сунке не показано).

При накате под действием пружины 16 кольцо 15 пере­крывает канал 21, и жидкость из полостей IV, V дроссели­рует под действием усилия сжатого воздуха в полости VI, перемещающего поршень 9, в полость III через зазор между кольцом 11 и втулкой 12, а также через канавки переменно глубины на внутренней поверхности втулки 12. Попадая далее через патрубок 6, каналы 5 и 4 в полость I, она воздействует на переднее дно цилиндра 1, заставляя его пе­ремещаться совместно с откатными частями в исходное до выстрела положение. Характер силового воздействия на ору­дие тот же, что и при откате, но отличается меньшим дина­мизмом.

Достоинства указанной схемы определяются следующим:

- силовое взаимодействие между элементами в цилиндре 7 не влияет на устойчивость орудия при выстреле, что обуслов­лено замкнутостью этой системы. Поэтому на всем периоде отката — наката силовое воздействие в цилиндре 1 характе­ризуется знакопостоянством;

- сборка в цилиндре 7 может быть размещена практичес­ки в любом месте лафета, что снимает трудности компоновки орудия по части противооткатных устройств;

- длина хода поршня 9 с втулкой 12 управляема, и может быть больше, равна или меньше длины отката. Это также дает определенную свободу в выборе параметров конструкции и ее компоновки на орудии.

Основным недостатком конструкции является отсутствие ограничения движения откатных частей при накате в проме­жуточных положениях, что может привести к образованию вакуума в полости I и неуправляемому движению откатных частей вплоть до удара переднего дна цилиндра 1 в люль­ку 8. Предотвратить подобный эффект можно лишь правиль­ным расчетом характеристик движения жидкости и параметров ПОУ.

Математическая модель такого ПОУ основана на двух уравнениях: Бернулли и сплошности.

Так как по условию функционирования ПОУ р13, то

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.1) Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

Тогда из (2.1)

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.2)

Из уравнения сплошности

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

Получим

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.3)

Подставляя (2.3) в (2.2), получим

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.4)

где

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

Аналогичным образом можно получить зависимость для определения регулирующего зазора тормоза наката. Допол­ненные геометрическими соотношениями, эти зависимости представляют собой математическую модель противооткатного устройства. В качестве частных критериев следует использо­вать массово-габаритные и режимные параметры ПОУ.

Струйные тормоза

Гидравлической струей называется конечный поток жидко­сти, не ограниченный твердыми стенками. Гидро­струи бывают затопленными и незатопленными. Струя, выте­кающая в жидкость, однородную с жидкостью струи, назы­вается затопленной. Струя, вытекающая в атмосферу, назы­вается незатопленной. Функционирование струйного гидротор­моза основано на использовании кинетической энергии струи рабочей жидкости.

Рассмотрим схему простейшего гидротормоза (рисунок 2.2)

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

Рисунок 2.2 – Схема простейшего гидравлического тормоза

При перемещении цилиндра в направлении отката в рабочей полости образуется давление вследствие гидравлического сопротивления истечению жидкости через отверстие пло­щадью ах.

Обозначим:

d — диаметр штока;

D — внутренний диаметр цилиндра (наружный диаметр поршня).

Тогда на поршень будет действовать сила

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.5)

а на дно цилиндра

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.6)

где R – струи на дно цилиндра.

Определим величину R на основе самых общих сообра­жений. Уравнение сплошности потока имеет вид

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.7)

где все обозначения соответствуют общепринятым использованным выше.

Тогда из (2.7)

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.8)

Умножая правую часть уравнения (2.8) на плотность ρ, получим массу жидкости, истекшей за время dt из полости I:

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

Величина W2 много больше V, тогда как в рабочей по­лости скорость течения жидкости близка к нулю. Тогда можно записать зависимость для изменения количества движения

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

откуда

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.9)

где W2 определено зависимостью (2.8).

Как следует из (2.9), величина R является переменной и изменяется от нуля в начале отката до Rmax при V = Vmax и далее - до нуля в конце отката. Для орудия Д-44 Rmax = 90 кН, а для Д-30 Rmax =130 кН.

Таким образом, разница в усилиях на дно цилиндра и поршень определяется величиной

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.10)

Практически все современные гидротормоза образуют струйное течение жидкости из рабочих полостей во вновь образуемые при взаимном перемещении элементов тормоза. Следовательно, при постановке гидротормозов на орудие целесообразно в откат пускать цилиндры.

На практике цилиндр имеет два дна, поэтому струя, уда­ряясь о заднее дно, теряет приобретенный импульс. По мере отката полость между поршнем и задним дном запол­няется жидкостью, поэтому струя становится затопленной, ее энергия расходуется на перемешивание жидкости в образуе­мой полости.

Постепенно струя теряет форму. Таким образом, в реальных тормозах величина ΔФ будет меньше, чем это могло бы быть исходя из (2.10)

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.11)

где R1(x) — сила воздействия струи на заднее дно цилиндра;

х — путь отката.

При необходимости определения силы R1(х) можно воспользоваться зависимостями для основных характеристик затопленной струи — скорости на начальном участке и энергии на основном участке (рисунок 2.3).

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

Рисунок 2.3 – Осесиметричная свободная струя

На основании экспериментальных исследований проф. В.М. Коновалов предложил зависимость для определения осевой скорости струи на начальном участке:

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.12)

где W2 – скорость в начальном сечении;

dH – приведенный диаметр струи. В рассмотренном выше случае

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.13)

l – длина распространения потока;

т – опытная константа (т =2,9);

d – диаметр струи на расстоянии от начального сечения

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.14)

Кинетическая энергия струи для основного участка

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.15)

где Е0 – кинетическая энергия в начальном сечении.

Описанный выше эффект силового воздействия истекаю­щей струи может быть использован в различных конструк­циях гидротормозов. На рисунке 2.4 показана конструкция, ана­логичная выше рассмотренной.

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

Рисунок 2.4 – Струйный гидравлический тормоз

Отличие заключается лишь в изменении направления движения струи и использовании ее энергии непосредственно для торможения движения откатных частей.

Изменение количества движения до и после воздействия струи на отбойную тарель

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.16)

Очевидно, что величина силы R является функцией угла при прочих равных условиях. И при φ = 180° R получает наибольшее значение

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.17)

где Rc - реакция струи на дно корпуса люльки.

Расход жидкости можно устранить, если использовать конструкцию ПОУ, схема которой показана на рисунке 2.5.

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

Рисунок 2.5 – Противооткатное устройство

После передачи основной струей импульса движения поршню она рассекается дополнительными струями, что приво­дит к уменьшению скорости ее движения, а наряду с приве­денной компоновкой накатника, обеспечивающего демпфиро­вание силового воздействия скоростной струи на поршень накатника, снижает величину силового воздействия жидкости на заднее дно накатника и всю сборку (накатник—шток-поршень).

Вакуумные противооткатные устройства

Рассмотренные выше противооткатные устройства являются преобразователями энергии с довольно низким кпд ее пере­дачи в атмосферу. За счет значительной разницы времен отката и наката и в силу используемых

принципов преобра­зования энергии, значительная ее часть накапливается в ПОУ, что может вызвать ограничения на режим стрельбы артилле­рийского орудия и как следствие снижение эффективности его боевого применения. В этом плане более предпочтитель­ными могут быть вакуумные противооткатные устройства либо их комбинации с описанными выше.

Рассмотрим конст­руктивные схемы таких устройств.

На рисунке 2.6 показана схема комбинированного ПОУ.

От известных данная схема отличается наличием вакуум­ной камеры 1, в которой размещается охлаждающая жид­кость.

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru

Рисунок 2.6 – Комбинированное ПОУ

При перемещении штока с поршнем в откат жидкость из рабочей полости поступает через клапанный регулятор в полость накатника, перемещает плавающий поршень, сжимая воздух, который аккумулирует энергию, необходимую для возвращения откатных частей в исходное положение. Объем полости I резко возрастает, происходит разрежение располо­женного в этой полости воздуха и испарение охладителя. При этом температура смеси воздуха и паров охладителя резко снижается, на что расходуется часть энергии движущихся откатных частей. В связи с разной интенсивностью процессов отката и наката (t=(5...10)t0) происходит отвод тепла от нагревающихся при

сжатии воздуха и дросселировании жид­кости, снижается интенсивность накопления энергии противо­откатным устройством, расширяются боевые возможности орудия. В рассмотренной схеме требуемый закон изменения приведенной схемы сопротивления откату обеспечивается клапанным регулятором.

В первом приближении математическая модель может быть получена на основе допущения об изменении состояния воздуха в вакуумных полостях по закону политропы.

Тогда работа по изменению состояния воздуха определя­ется следующими зависимостями:

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.18)

Где V, p, ρ1, T – соответственно объём, давление, плотность и температура воздуха в вакуумной камере;

п – показатель политропы;

k – количество вакуумных камер;

R0 – удельная газовая постоянная;

Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru Разработка и обоснование компоновочной схемы проекта - student2.ru (2.19)

Сложность реализации зависимостей заключается в необходимости экспериментального определения значения по­казателя политропы п как для отката, так и для наката. Поэтому более правильным был бы подход к проектирова­нию вакуумных ПОУ на основе более общих законов состоя­ния газа. Однако этот вопрос выходит далеко за рамки настоящей работы.

Заключение

Вопрос создания противооткатных устройств и их эксплуатации является многоплановым, конструктивных решений может быть бесчисленное множество.

Процесс проектирования противооткатных устройств со­стоит из ряда последовательно решаемых взаимообусловлен­ных задач и включает этапы, общие для проектирования лю­бого технического устройства. Объединенные вместе, эти этапы представляют алгоритм обобщенного проектирования, реализация которого в значительной мере способствует вы­полнению технического задания.

1. Формирование полного перечня требований, предъяв­ляемых к разрабатываемому устройству с учетом его места в общей структуре орудия; выделение тех требований, которые в основном определяют специфику его функционирования.

Для ПОУ — это набор функциональных, общетехнических и конструктивных требований. Сюда могут добавляться спе­цифичные требования, характерные лишь для данного проек­та. Например, для струйного тормоза может быть обусловле­но требование минимального расхода жидкости.

2. Формирование полного перечня физических законов, использование которых обеспечивает реализацию определяю­щих требований к устройству, обоснование достаточного ми­нимума этих законов и структуры их использования.

Для ПОУ, как правило, представляющих собой механи­ческие системы, таковыми являются общие законы механи­ки — сохранения энергии, импульса, массы.

3. Обоснование технического решения устройства, обеспе­чивающего реализацию необходимых физических законов (процессов), их взаимообусловленность и выполнение комп­лекса определяющих требований.

Для ПОУ (как и для любого устройства) — это либо вы­бор имеющейся, либо изобретение новой конструкции. Сле­дует иметь в виду, что требуемую конструкцию легче придумать (изобрести), чем приспосабливать под новые тре­бования старые конструкции.

Сказанные этапы составляют наиболее трудную в плане формализации часть обобщенного алгоритма — творческую часть.

4. Выбор метода формализации процессов функциониро­вания устройства и формирование на его основе математи­ческой модели.

Для ПОУ, например, для гидравлических тормозов — это аналити­ческие зависимости, описывающие течение жидкости в кана­лах с учетом ее кинематических и физических параметров, геометрических параметров тормоза.

5. Формализация определяющих требований в виде сово­купности частных критериев качества и выбор формы записи обобщенного (интегрального) критерия качества проекта.

Для ПОУ — это, например, минимум массы, объема, максимум (минимум) энергоемкости и т. д. Смысл формали­зации заключается в переводе качественных критериев (требований) в количественные показатели (критерии).

6. Выбор формы реализации математической модели и ее реализация:

- по виду решения (аналитическое, численное диффе­ренцирование, интегрирование, разложение в ряды, по ко­нечным разностям, по

фундаментальным функциям и т. д.);

- по степени автоматизации вычислений.

В конкретных решениях используется, как правило, ком­бинация способов решения и степеней автоматизации, а также их дублирование с целью контроля достоверности получаемых результатов.

7. Выбор формы представления и представление резуль­татов работы.

8. Оценка результатов работы.
Последовательность реализации этапов в принципе может меняться, каждый из этапов может неоднократно повторяться.

Исходя из выше сказанного, можно определить следующие пути совершенствования противооткатных устройств:

- разработка и применение комбинированных нераздельных ПОУ;

- проектирование устройств для стабилизации гидравлического сопротивления потоку жид­кости в канавочных (веретенных) гидротормозах при изменении температуры жидкости;

- применение дополнительных регулирующих устройств в клапанных тормозах отката (наката) и использование пневмобуферов наката, встроенных в цилиндры ПОУ;

- проектирование орудий с выкатом


Наши рекомендации