Законы геометрической оптики.
1. Сформулировать принцип Ферма и законы геометрической оптики, получить один из законов (отражения или преломления) на основе принципа Ферма.
2. Раскрыть сущность явления полного внутреннего отражения.
3. Описать методику изучения законов отражения и преломления света в основной и средней школе.
4. Привести примеры решения качественных задач на построение изображений в тонких линзах.
Практическое задание. Под каким углом должен упасть луч на плоскую поверхность стеклянной пластинки, чтобы преломленный луч оказался перпендикулярным отраженному. Показатель преломления стекла принять равным 1,5.
Волновые свойства света.
1. Описать явление интерференции света, привести примеры способов получения интерференционной картины.
2. Записать математически и пояснить условия возникновения главных максимумов при прохождении света через дифракционную решетку.
3. Описать методику организации демонстрационного эксперимента на уроке по теме “Поляризация света” в средней школе.
4. Привести пример демонстрационного эксперимента по наблюдению интерференции света.
Практическое задание. На дифракционную решетку, содержащую 800 штрихов на 1 см, нормально падает монохроматическая световая волна. На экране, установленном параллельно плоскости решетки на расстоянии 80 см от нее, второй дифракционный максимум удален от центрального на расстояние 4,5 см. Определите длину волны падающего света.
Квантовые свойства излучения.
1. Перечислить и раскрыть физическое содержание явлений, в которых проявляются квантовые свойства электромагнитного излучения.
2. Сформулировать и объяснить законы внешнего фотоэффекта.
3. Описать методику изучения явления фотоэффекта в средней школе.
4. Привести примеры типовых физических задач по теме “Фотоэффект”.
Практическое задание. В опыте по фотоэффекту на пластину падает свет с длиной волны 420 нм. Фототок прекращается при задерживающей разности потенциалов 0,95 В. Определить работу выхода электронов с поверхности этой пластины.
Квантовые свойства микрочастиц.
1. Сформулировать гипотезу де Бройля и привести примеры экспериментов подтверждающих эту гипотезу.
2. Описать поведение микрочастицы в прямоугольной потенциальной яме бесконечной глубины и определить границы применимости классической механики.
3. Какие методические приемы можно использовать для развития познавательного интереса учащихся при изучении квантовых явлений.
4. Привести примеры заданий по теме волновые свойства микрочастиц в едином государственном экзамене (ЕГЭ) по физике.
Практическое задание. Вычислить длину волны де Бройля протона, кинетическая энергия которого составляет 1 эВ (масса покоя протона 1,67×10-27 кг).
Модель атома водорода Бора.
1. Сформулировать постулаты и раскрыть содержание теории Бора для атома водорода.
2. Раскрыть основные недостатки теории атома водорода Бора.
3. Описать методику изучения строения атома в основной школе.
4. Описать процесс организации урока проверки знаний (на примере урока по теме “Модель атома водорода в теории Бора”) в средней школе.
Практическое задание. При переходе электрона в атоме с одного стационарного состояния в другое испускается фотон. Определите длину волны излучения, учитывая то, что при этом атом теряет энергию 1,5 эВ.
Радиоактивные излучения.
1. Дать определение естественной радиоактивности и описать основные характеристики радиоактивных излучений и механизмы их возникновения.
2. Сформулировать и записать математически закон радиоактивного распада, дать его трактовку.
3. Описать вариант сценария внеклассного мероприятия при изучении темы естественной радиоактивности в средней школе.
4. Составить план-конспект урока изучения нового материала по теме “Закон радиоактивного распада”.
Практическое задание. Найти массовое и зарядовое число элемента, в который превратится уран после трех a- и двух b- превращений?
Модель идеального газа.
1. Сформулировать признаки идеального газа и вывести основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.
2. Сформулировать опытные газовые законы и обосновать уравнение Менделеева-Клапейрона на их основе.
3. Описать методику организации урока, направленного на развитие дедуктивного и индуктивного мышления учащихся при изучении газовых законов.
4. Привести примеры графических задач на газовые законы, входящих в материалы единого государственного экзамена по физике.
Практическое задание. Определить плотность смеси, состоящей из 56 г азота и 64 г кислорода, при температуре 27°С и давлении 105 Па. Молярные массы азота и кислорода равны соответственно 28×10-3 кг/моль и 32×10-3 кг/моль.
Распределение Максвелла.
1. Описать физический смысл функции плотности вероятности случайной величины.
2. Провести аналитический и графический анализ распределения Максвелла.
3. Определить цель, задачи и основное содержание урока на тему “Идеальный газ” в средней школе.
4. Описать этапы формирования понятия “Идеальный газ”.
Практическое задание. При медленном поднятии пузырька воздуха со дна водоема его радиус увеличился в 1,2 раза. Чему равна глубина водоема, если атмосферное давление составляет 100 кПа? Процесс считать изотермическим.