Общая характеристика электромагнитной картины мира
Электромагнитная картина мира основана в целом не только на учении об электромагнетизме, но и достижениях в других областях естествознания, таких как открытие электрона, создание ядерной модели атома, создание периодической системы элементов Д.И. Менделеева и многие другие/ В электромагнитную концепцию вошли также некоторые идеи теории относительности и квантовой механики.
Основные черты электромагнитной картины мира можно кратко определить следующим образом:
- материя существует в двух видах - в виде вещества и в виде поля (известны гравитационное поле и электромагнитное). Эти виды материи строго разделены. Превращения поля в вещество, вещества в поле невозможны;
- электромагнитное взаимодействие определяет абсолютное большинство явлений Природы (кроме относящихся к тяготению) - соответственно электрических и магнитных, а также оптических, химических, тепловых и механических. Так, например, атомное ядро полагается состоящим из протонов и так называемых дублетов - нейтральных соединений из протона и электрона, что сводит все силы, действующие в веществе к электромагнитным;
- в качестве элементарных составных частей вещества выделяются электрон и протон. Стабильность этих частиц объясняет стабильность вещества и мироздания в целом. Квантом электромагнитного поля является фотон. Развивается идея корпускулярно-волнового дуализма, «увязывающая» волновые и корпускулярные (квантовые) свойства;
- преобладание однозначных причинно-следственных связей; вероятностные закономерности не признаются фундаментальными; они относятся только к коллективам частиц (например, молекул), а каждая из частиц в отдельности подчиняется законам механики Ньютона.
Электромагнитная картина мира представляла существенный шаг вперед в познании мира. Многие ее положения и детали вошли в современную естественнонаучную концепцию мироздания.
Литература к главе 2
1. Боровой А, А. и др. Законы электромагнетизма. — М.: Наука, 1970.
2. Бутиков Е. Н. Оптика. — М.: Наука, 1987.
З. Де Гроот С , Сатторп Л., Электродинамика. - М.: Наука, 1982.
4. Каганов М. И., Цукерник В. М. Природа магнетизма. - М.: Наука, 1982.
5. Калашников С. Г. Электричество. - М.: Наука, 1977.
6. Карцев В. Л. Приключения великих уравнений. - М.: Знание, 1986.
7. Ландсберг Г. С. Оптика. - М.: Наука, 1976.
8. Матвеев А. Н. Электродинамика и теория относительности. - М.: Высш.шк., 1964.
9. Татур Т. А. Основы теории электромагнитного поля. - М.: Высш.шк., 1989.
10. Тамм И. Е. Основы теории электричества. — М.: Наука, 1976.
11. Филонович С. Р. Судьба классического закона. - М.; Наука, 1990.
Вопросы и задания к главе 2
1. Познакомьтесь по рекомендованной литературе с основными открытиями в области электромагнетизма и оптики в XYII-XX вв., с биографиями и научными достижениями выдающихся ученых: А. Ампера, Г. Герца, X. Гюйгенса, Г. Лоренца, Дж. Максвелла, Г.Кирхгофа, Щ. Кулона, Г. Ома, М. Фарадея, О. Френеля, X. Эрстеда.
2. Повторите по учебникам для средней школы и другой литературе темы, посвященные электрическим и магнитным явлениям.
3. Письменно в рабочей тетради сформулируйте понятия электрический заряд, электромагнитное поле, напряженности электрического поля, магнитная индукция, сила и плотность тока, объемная плотность заряда.
4. Поясните, в чем сущность неразделимости магнитного и электрического полей. Справедливо ли в этой связи рассматривать отдельно электрическое поле?
5. Сформулируйте закон Кулона Рассчитайте силу кулоновского взаимодействия между протоном и электроном в атоме водорода. Сравните значение этой силы с силой гравитационного притяжения этих частиц. Как можно проверить закон Кулона на опыте, не измеряя заряды?
6. Подумайте, как с помощью магнитного поля можно разделить двигающиеся вместе положительно и отрицательно заряженные частицы.
7. Продумайте вслед за Фарадеем возможные эксперименты по обнаружению электромагнитной индукции. Попытайтесь воспроизвести один из опытов.
8. Обобщите закон электромагнитной индукции Фарадея; запишите ход ваших рассуждений.
9. Какой физический смысл имеет правило Ленца? Что будет, если в законе электромагнитной индукции заменить на «+»?
10. В чем проявляется асимметрия электрического и магнитного полей?
11. Приведите аргументы, доказывающие, что свет-это электромагнитные волны.
12. Получите формулы, связывающие характеристики электромагнитной волны - частоту v и длину волны λ, период Т, волновое число k.
13. Попытайтесь определить тип поляризации волн, несущих телевизионный сигнал, зная, что расположение вибраторов приемных телевизионных антенн связано с поляризацией электромагнитных волн, излучаемых передающими антеннами.
14. Попробуйте понять «замысел» Природы, определившей для зрения человека диапазон видимого света. Какую картину увидели бы мы в диапазоне, например, СВЧ? В рентгеновском диапазоне?
15. Почему естественные источники всегда излучают некогерентные световые волны?
16. Как должна выглядеть дифракционная решетка для радиоволн метрового диапазона?
17. В чем ограниченность электромагнитной картины мира?
18. Известно, что классическая электродинамика была создана как обобщение многочисленных явлений Природы, экспериментов и теоретических предпосылок. Попробуйте пойти обратным путем и исходя из общих законов электромагнетизма объяснить какое-нибудь конкретное электромагнитное явление (например, возникновение молнии, действие электрического тока на магнитную стрелку и др.)