Уточненное значение суммарного сопротивления обмотки якоря и возбуждения
RСТ = RЯ + RС = 0,00178 + 0,0013 = 0,00301 Ом.
Уточненное значение суммарного сопротивления цепи якоря
RЯS = RCT + Rб + RПР = 0,00301 + 0,007 + 0,002 = 0,012 Ом.
Рабочие характеристики
Сила тока в режиме торможения
(7.1)
Сила тока в режиме максимальной электромагнитной мощности
(7.2)
Максимальная электромагнитная мощность
(7.3)
Параметры, необходимые для построения рабочих характеристик, определяем для нескольких значений силы тока стартера. Ниже приведены результаты расчета для силы тока IЯm = 458 А.
Напряжение на выводах стартера
UCT = UH - RСТ×IЯ = 12 - 0,003×458 = 10,6 В. (7.4)
МДС возбуждения на два полюса
(7.5)
Линейная нагрузка якоря
(7.6)
МДС поперечной реакции якоря
Fq = ad×tПОЛ×А = 0,65×0,06×43546 = 1700 А.
Расчет Bd* проводим согласно рисунку 12 по данным расчета кривой намагничивания (рисунок 10).
![]() |
Рисунок 12- Расчет учета размагничивающего действия реакции якоря
FСР принимаем равным FВЗ = 2977 А.
Fmin = FCP - Fq = 2977 - 1700 = 1277 А.
Fmax = FCP + Fq = 2977 + 1700 = 4677 А.
Из рисунка 10 для FCP = 2977 А BCP = 0,86 Тл, для Fmin = 1277 А Bmin = 0,65 Тл, для Fmax = 4677 А Bmax = 0,97 Тл.
Магнитная индукция в воздушном зазоре с учетом размагничивающего действия реакции якоря
(7.7)
Магнитный поток
ЭДС в обмотке якоря
EЯ = UH - DUЩ - IЯ×RЯS = 12 - 1 - 458×0,012 = 5,5 В.
Частота вращения якоря в режиме максимальной электромагнитной мощности
(7.8)
Электромагнитная мощность
P = EЯ×IЯ = 5,5×458 = 2519 Вт. (7.9)
Потери мощности на трение в подшипниках
(7.10)
Окружная скорость коллектора
(7.11)
Потери на трение между щетками и коллектором
DPЩ = kТР×FЩ×NЩ×nКОЛ = 0,3×12×4×7,53 = 108,4 Вт, (7.12)
где kТР = 0,3 - коэффициент трения [2, с. 42];
FЩ = 12 Н - сила давления щетки на коллектор;
NЩ = 4 - число щеток.
Суммарные механические потери
DPМЕХ = DPПОД + DPЩ = 75,6 + 108,4 = 184 Вт. (7.13)
Частота перемагничивания стали
(7.14)
Диаметр якоря на 1/3 высоты трапецеидального участка зубца от основания
(7.15)
Зубцовый шаг по этому диаметру
(7.16)
Ширина зубца
(7.17)
Магнитная индукция в сечении зубца
(7.18)
Магнитная индукция в сердечнике якоря
(7.19)
Масса зубцового слоя
(7.20)
где gСТЛ = 7850 кг/м2.
Масса сердечника якоря
(7.21)
Соответствующие магнитные потери в зубцовом слое
(7.22)
где D = 1,2×10-3 м - толщина пластин пакета якоря.
Магнитные потери в сердечнике якоря
(7.23)
Суммарные магнитные потери
DPМАГ = DPZ + DPЯ = 85,7 + 39,3 = 125 Вт. (7.24)
Сумма механических и магнитных потерь
DPМ = DPМЕХ + DPМАГ = 184 + 125 = 309 Вт. (7.25)
Полезная мощность
P2 = P - DPМ = 2519 -309 = 2210 Вт (7.26)
Мощность, подводимая к стартеру
P1 = UСТ×IЯ = 10,6×458 = 4855 Вт. (7.27)
КПД стартерного электродвигателя
(7.28)
Электромагнитный момент
(7.29)
Полезный момент на валу
(7.30)
Для построения рабочих характеристик повторяем расчет по формулам (7.4) - (7.14), (7,18), (7.19), (7.22) - (7.28) для нескольких значений тока якоря IЯ. Полученные результаты сводим в таблицу 2 и строим рабочие характеристики стартерного электродвигателя.
Таблица 2 - Результаты расчета рабочих характеристик
IЯ, А | |||||||||
UСТ, В | 11,686 | 11,384 | 11,076 | 10,769 | 10,461 | 10,153 | 9,845 | 9,537 | 9,2 |
Bd, Тл | 0,24 | 0,47 | 0,62 | 0,69 | 0,745 | 0,8 | 0,835 | 0,86 | 0,885 |
Таблица 2 - Продолжение
IЯ, А | |||||||||
Ф, Вб×10-3 | 0,72 | 1,17 | 1,507 | 1,68 | 1,812 | 1,941 | 2,036 | 2,123 | 2,192 |
EЯ, В | 9,766 | 8,581 | 7,371 | 6,162 | 4,952 | 3,742 | 2,533 | 1,323 | |
nЯ, об/мин | 406,5 | ||||||||
P, Вт | |||||||||
DPm, Вт | |||||||||
P1, Вт | |||||||||
P2, Вт | |||||||||
h | 0,455 | 0,513 | 0,483 | 0,421 | 0,339 | 0,242 | 0,133 | ||
МЭМ, Н×м | 1,074 | 3,428 | 6,621 | 9,84 | 13,267 | 17,06 | 20,87 | 24,87 | 29,17 |
М2, Н×м | 2,07 | 5,1 | 8,3 | 11,786 | 15,682 | 19,663 | 23,87 |