Центральный угол полюсной дуги
(5.41)
Длина полюса
lm = lЯ - 0,002 = 0,059 - 0,002 = 0,057 м. (5.42)
Площадь сечения полюса при Bm = 1,5 Тл
(5.43)
Ширина полюса
(5.44)
Высота полюса
hm = 0,5×(Dj - Di - 2×hj) = 0,5×(0,112 - 0,078 - 2×0,0089) = 0,008 м. (5.45)
Высота наконечника
hHK = 0,3×hm = 0,3×0,008 = 0,0024 м. (5.46)
Длина наконечника
lHK = 0,5×(bi - bm) = 0,5×(0,04 - 0,027) = 0,0065 м. (5.47)
Диаметр вала якоря
DB = 0,3×DЯ = 0,3×0,077 = 0,023 м. (5.48)
Высота сердечника якоря
hЯ = 0,5×(DЯ - DВ - 2×hZ) = 0,5×(0,077 - 0,023 - 2×0,013) = 0,014 м. (5.49)
Магнитная индукция в сердечнике:
(5.50)
Магнитная индукция в полюсе:
(5.51)
Магнитная индукция в корпусе:
(5.52)
Магнитные индукции BЯ, BМ, Вj в расчетном режиме не выходят за рекомендуемые пределы 1,0 … 1,7 Тл [1, с. 76].
Длина средних магнитных линий в сердечнике
(5.53)
Длина средних магнитных линий в корпусе
(5.54)
Напряженности магнитного поля в сердечнике якоря, в полюсе и в корпусе определяют по характеристикам намагничивания (рисунок 9).
Для BЯ = 1,3 Тл HЯ = 1300 А/м.
Для Bm = 1,5 Тл Hm = 2250 А/м.
Для Bj = 1,3 Тл Hj = 1300 А/м.
МДС для сердечника
FЯ = LЯ×HЯ = 0,03×1300 = 39 А. (5.55)
МДС для корпуса
Fj = Lj×Hj = 0,09×1300 = 117 А. (5.56)
МДС для полюса
Fm = 2×hm×Hm = 2×0,008×2250 = 36 А. (5.57)
Воздушный зазор в стыке полюса с корпусом dСТК = 50×10-6 м. МДС для воздушного зазора в стыке полюса с корпусом
(5.58)
Суммарная МДС на два полюса в расчетном рабочем режиме
F = FZ+Fd+FЯ+Fm+Fj+FСТК = 1720+1086+39+36+117+119 = 3117 А. (5.59)
Аналогично рассчитываем МДС на два полюса и для других значений магнитной индукции Bd в пределах 0,1 .. 1,0 Тл по формулам (5.19) - (5.23), (5.29) - (5.33), (5.35), (5.50) - (5.52), (5.55) - (5.59). Результаты расчета заносим в таблицу и строим характеристику намагничивания стартерного электродвигателя в режиме холостого хода Bd = f(F).
Таблица 1 - Результаты расчета кривой намагничивания
Bd, Тл | ||||||||||
0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | |
B1, Тл | 0,158 | 0.316 | 0,474 | 0,632 | 0,789 | 0,947 | 1,105 | 1,263 | 1,421 | 1,579 |
B2min, Тл | 0,202 | 0,404 | 0,606 | 0,808 | 1,01 | 1,212 | 1,414 | 1,616 | 1,819 | 2,021 |
B2СР, Тл | 0,254 | 0,508 | 0,762 | 1,016 | 1,27 | 1,525 | 1,779 | 2,033 | 2,287 | 2,541 |
B2max, Тл | 0,34 | 0,68 | 1,02 | 1,36 | 1,7 | 2,04 | 2,381 | 2,721 | 3,061 | 3,401 |
B3, Тл | 0,314 | 0,628 | 0,942 | 1,256 | 1,57 | 1,884 | 2,198 | 2,512 | 2,826 | 3,14 |
BЯ, Тл | 0,147 | 0,293 | 0,44 | 0,586 | 0,733 | 0,88 | 1,026 | 1,173 | 1,32 | 1,466 |
Bm, Тл | 0,172 | 0,344 | 0,516 | 0,688 | 0,86 | 1,032 | 1,204 | 1,376 | 1,547 | 1,719 |
Bj, Тл | 0,149 | 0,297 | 0,446 | 0,595 | 0,743 | 0,892 | 1,041 | 1,189 | 1,338 | 1,487 |
H1, А/м | ||||||||||
H2min, А/м | ||||||||||
H2CP, А/м |
Таблица 1 - Продолжение
Bd, Тл | ||||||||||
H3, А/м | ||||||||||
H2, А/м | ||||||||||
HЯ, А/м | ||||||||||
Hm, А/м | ||||||||||
Hj, А/м | ||||||||||
F1, A | 0,84 | 1,23 | 1,56 | 1,98 | 2,7 | 3,48 | 4,5 | 6,72 | 10,2 | 18,6 |
F2, A | 2,923 | 4,507 | 7,04 | 11,87 | 27,28 | 78,93 | 284,9 | |||
F3, A | 0,84 | 1,4 | 2,32 | 4,4 | ||||||
Fz, A | 4,6 | 7,14 | 10,92 | 18,25 | 126,4 | |||||
Fd, A | 124,4 | 248,8 | 373,2 | 497,6 | 746,4 | 995,2 | ||||
FЯ, A | 4,05 | 7,5 | 9,3 | 15,9 | 19,5 | 39,6 | ||||
Fm, A | 2,4 | 3,52 | 4,384 | 5,92 | 8,32 | 10,4 | 24,8 | 44,8 | ||
Fj, A | 12,15 | 22,5 | 27,9 | 47,7 | 58,5 | 118,8 | ||||
FСТК, A | 13,7 | 27,36 | 41,05 | 54,73 | 68,41 | 82,1 | 95,78 | 109,5 | 123,1 | 136,8 |
F, A | 161,3 | 310,8 | 459,6 | 613,7 | 788,7 |
По результатам расчета строим характеристику намагничивания в режиме холостого хода Bd = f(F).
Рисунок 10- Характеристика намагничивания
Расчет параметров обмотки возбуждения
С учетом размагничивающего действия реакции якоря МДС возбуждения должна превышать МДС расчетного рабочего режима
FВЗ = 1,2×F = 1,2×3117 = 3740 А. (6.1)
Выбираем схему стартерного электродвигателя с последовательным возбуждением и попарно параллельным соединением катушек (аС = 2), приведенную на рисунке 11.
Рисунок 11- Схема соединения катушек возбуждения
Для электродвигателя с последовательным возбуждением число витков в катушке может быть дробным, но обязательно кратным 0,5. Число витков в катушке
(6.2)
где аС = 2 - число попарно параллельно соединенных катушек.
Сопротивление обмотки возбуждения
RC = RCT - RЯ = 0,003 - 0,00178 = 0,00122 Ом. (6.3)
Сопротивление катушки
(6.4)
где zC = 4 - число катушек.
(6.5)
Максимально возможная ширина катушки
(6.6)
Средняя длина витка катушки
LK = 2×lm + 2×bm + p×b*K = 2×0,057 + 2×0,027 + p×0,015 = 0,215 м. (6.7)
Площадь сечения провода
(6.8)
Высота катушки
hK = hm - hHK = 0,008 - 0,0024 = 0,0056 м. (6.9)
Витки катушек изолированы электроизоляционным картоном толщиной DИЗ = 0,4×10-3 м. Снаружи катушки изолированы хлопчатобумажной лентой толщиной 0,25 мм и шириной 15 мм, пропитанной лаком. После пропитки и сушки толщина внешней изоляции катушки составляет DВН = 10-3 м [2, с. 49].
Ширина провода
bC = hK - DВН = 0,0056 - 0,001 = 0,0046 м. (6.10)
По рассчитанному значению площади сечения выбираем провод шириной bC = 0,0108 м, толщиной аC = 0,00181 м и площадью сечения SC = 19,3×10=6 м2 [4, с. 562].
Действительная ширина катушки
bK = ac×v + DИЗ×(v-1) + 2×DВН = 0,00181×6,5 + 0,4×10-3×5,5 + 2×10-3 = 0,015 м. (6.11)
Уточненное значение сопротивления катушки
(6.12)
Уточненное значение сопротивления обмотки
(6.13)
Плотность тока в обмотке возбуждения
(6.14)
меньше допустимого ([1], с. 76) значения 30×106 А/м2.