Противодействующий момент и противо-ЭДС.
При работе машины в режиме генератора по замкнутой внешней цепи и витку обмотки якоря протекает ток, направление которого совпадает с направлением ЭДС (рис. 1.4,б), взаимодействие тока с магнитным полем полюсов создает момент М, направленный в рассматриваемом случае против часовой стрелки. Так как приложенный к витку вращающий момент приводного двигателя Мвр направлен по часовой стрелке, то возникающий при работе генератора момент называется противодействующим моментом Мnp. По существу возникновение Мпр - это реакция машины на воздействие внешнего момента Мвр, а физическая природа противодействующего момента та же, что и вращающего момента у двигателя. В установившемся режиме работы генератора между Мвр и Мпр устанавливается равновесие и Мвр=Мпр.
При работе машины в режиме двигателя проводники якоря пересекают магнитное поле и в них наводится ЭДС (рис. 1.5,б). Ее направление определяется по правилу правой руки. В рассматриваемом случае она направлена против тока и, следовательно, навстречу приложенному напряжению сети U и поэтому называется противо-ЭДС Enp. Физическая природа противо-ЭДС та же, что и ЭДС генератора. В установившемся режиме работы двигателя между Enp и U устанавливается равновесие и можно считать, что Enp ≈ U .
Таким образом, при работе машины постоянного тока в любом режиме во вращающихся проводниках наводится ЭДС Е и возникает момент М, но роль их в разных режимах различная.
Задача 1. Построение схемы обмотки якоря.
Исходные данные приведены в таблице 1, по которой свой вариант студент определяет по последней цифре своего индивидуального шифра: например, если шифр студента ЭМ-09-186, то вариант задания по таблице 1 будет 6.
Таблица 1 - Варианты исходных данных на составление схемы обмотки якоря__________________________________
|
Примечание к таблице 1: коэффициент кратности «т» указывает на количество простых обмоток в составе одной сложной.
Дано: (Вариант 5) Тип обмотки - Простая волновая, Число пазов Z=17, Число коллекторных пластин k=17, Число полюсов 2p=4, Кратность обмотки m=1.
Методические указания
1 Расчётные формулы, необходимые для составления обмотки, приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Расчётные формулы обмоток якоря
Тип обмотки | Первый частичный шаг | Результирующий шаг | Второй частичный шаг | Шаг по коллектору | Число параллельных ветвей |
Простая волновая |
Определяем первый частичный шаг:
Определяем результирующий шаг:
Определяем второй частичный шаг:
Определяем шаг по коллектору:
Число параллельных пар ветвей: