Основные радионавигационные элементы (курсовые углы и пеленги).
Основными радионавигационными элементами при использовании радиокомпаса являются курсовой угол радиостанции, пеленг радиостанции, пеленг самолета.
Курсовым углом радиостанцииназывается угол, заключенный между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию. КУР отсчитывается по ходу часовой стрелки от 0 до 360° (рис. 7.1).
Курсовой угол радиостанции определяется с помощью радиокомпаса и отсчитывается по указателю курсовых углов. Зная величину КУР, можно указать направление на радиостанцию относительно продольной оси самолета. Так, например, если КУР = 0°, то радиостанция находится впереди самолета; если КУР = 180° – радиостанция позади самолета; если КУР = 90° – радиостанция справа под углом 90° к продольной оси самолета.
Зная курсовой угол радиостанции и имея показания магнитного компаса, можно решать следующие задачи:
– определять положение радиостанции по отношению к продольной оси самолета;
– определять момент пролета контрольного ориентира или ППМ;
– определять момент выхода самолета на ЛЗП;
– определять момент пролета радиостанции или ее траверза;
– определять пеленг радиостанции и пеленг самолета;
– осуществлять контроль за построением маневра при заходе на посадку в сложных метеоусловиях.
Рис. 7.1. Основные радионавигационные элементы
Пеленгом радиостанцииназывается угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и действительным направлением на радиостанцию. Пеленг радиостанции отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки до направления на радиостанцию от 0 до 360°. Пеленг называется магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана, и истинным, если отсчет ведется от истинного меридиана (см. рис. 7.1).
Пеленги радиостанции рассчитываются по следующим формулам:
МПР = МК + КУР; МПР = КК + ( ± Δк) + КУР;
ИПР = ИК + КУР; ИПР = МК + (± Δм) + КУР.
При КУР = 0° МПР = МК.
Пеленгом самолетаназывается угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и ортодромическим направлением на самолет. Пеленг самолета отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Пеленг самолета называется истинным, если отсчет ведется от истинного меридиана, и магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана (см. рис. 7.1).
Пеленги самолетов рассчитываются по следующим формулам:
МПС = МПР ± 180°; ИПС = ИК + КУР ± 180°;
МПС = МК + КУР ± 180°; ИПС = МК + (± Δм) + КУР ± 180°;
ИПС = МПС + (±Δм).
При КУР = 180° МПС = МК. Указанные формулы для расчета ИПС используются в том случае, когда разность между долготой радиостанции и долготой самолета менее 2°. Если эта разность составляет 2° и более, то при расчете ИПС необходимо учитывать поправку на угол схождения меридианов.
Ветер и его характеристики
Воздушные массы постоянно движутся относительно земной поверхности в горизонтальном и вертикальном направлениях. Горизонтальное движение воздушных масс называется ветром. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость и направление изменяются с течением времени, с переменой места и с изменением высоты.
Для обеспечения точного самолетовождения необходимо учитывать влияние ветра иа полет самолета. С увеличением высоты в большинстве случаев скорость ветра увеличивается, а направление изменяется. На больших высотах, на которых выполняются полеты самолетов с ГТД, скорость ветра может достигать 200–300 км/чи более. В полете ветер определяется штурманом или пилотом путем соответствующих промеров и расчетов. Различают два вида направления ветра: навигационное и метеорологическое.
Навигационным направлением ветраназывается угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и направлением в точку, куда дует ветер. НВ отсчитывается от северного направления магнитного меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360° (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Ветер навигационный и метеорологический
Метеорологическим направлением ветра (δ)называется угол, заключенный между северным направлением меридиана и направлением из точки, откуда дует ветер. Обычно на метеостанции отсчитывают метеорологическое направление ветра относительно северного направления истинного меридиана, т. е. угол δи.
В целях упрощения расчетов экипажам, производящим взлет и посадку, сообщается метеорологическое направление ветра у Земли, отсчитанное относительно магнитного меридиана, т. е. на метеостанции вводят поправку на магнитное склонение, если оно равно более 10°.
Направление ветра на высотах полета, отсчитанное от истинного меридиана, летный состав самостоятельно переводит в направление ветра, отсчитанное относительно магнитного меридиана. Метеорологическое направление ветра определяется по формуле
δ = δи – (±Δм).
Магнитное склонение (Δм) берется для района расположения метеостанции.
В штурманских расчетах используется навигационное направление ветра. Перевод метеорологического направления ветра в навигационное и обратно выполняется по следующим формулам:
НВ = δ ± 180°; δ = НВ ± 180°.
Знак «+» ставится, если δ или НВ меньше 180°, знак «–» – если δ или НВ больше 180°.
Скоростью ветра (U) называется скорость движения воздушных масс относительно земной поверхности. Скорость ветра измеряется в километрах в час или в метрах в секунду. Чтобы перейти от одних единиц измерения к другим, например, от метров в секунду к километрам в час, необходимо скорость ветра в метрах в секунду умножить на 3,6, т. е.:
U км/ч = U м/с × 3,6.
Перевод скорости ветра, выраженной в метрах в секунду, в скорость, выраженную в километрах в час, можно осуществлять подсчетом в уме по упрощенной формуле:
.
При штурманских расчетах для перехода от скорости ветра в метрах в секунду к скорости его в километрах в час и обратно пользуются НЛ-10М (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Ключи для перевода единиц измерения скорости ветра на НЛ-10М