Волгодонский инженерно-технический институт

Волгодонский инженерно-технический институт

ФАКУЛЬТЕТ____________________

КАФЕДРА ____________________

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ____________________

ОТЧЁТ

По лабораторным работам по общей химии

Студента________________________________________________

(группа, курс) (фамилия, имя, отчество)

Принял преподаватель______________________________________

(фамилия, имя, отчество)

______________________________________

(дата) (подпись)

Волгодонск 2015 г.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЯРНОЙ МАССЫ ЭКВИВАЛЕНТА (ЭКВИВАЛЕНТНОЙ МАССЫ) МЕТАЛЛА ПО ОБЪЁМУ ВЫТЕСНЕННОГО ВОДОРОДА

Ц е л ь р а б о т ы: Ознакомиться с методикой определения и расчёта молярной массы эквивалента металлов.

О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы: штатив, две бюретки на 50 см3, пробирка с газоотводной трубкой, термометр, барометр, аналитические весы и разновесы; навеска металла около 0,01 г; 2,5 М раствор НС1.

Методика выполнения работы

По объёму вытесненного водорода можно определить молярные массы эквивалентов активных металлов (магния, алюминия, цинка и т.д.), способных вытеснять водород из разбавленных кислот.

Прибор для определения молярной массы эквивалента металлов изображён на рис. 1.1. и состоит из:

Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru

1) двух бюреток на 50 см3, соединённых резиновой трубкой;

2) реакционной пробирки;

3) газоотводной трубки;

4) штатива.

Налить в пробирку 4-5 см3 2,5 М раствора хлористоводородной кислоты, 5 капель раствора Со(NO3)2 – катализатора. Навеску металла количественно перенести в пробирку c кислотой, которую плотно присоединить к прибору. Тотчас начинается выделение водорода и вода вытесняется из правой бюретки в левую. Пока идёт реакция, записать показания барометра и термометра; по табл. 1 определить давление насыщенных паров воды.Когда весь металл растворится, прекратится понижение уровня воды в бюретке. Окончательный точный отсчёт показаний бюретки производится после охлаждения пробирки до комнатной температуры (через 3-5мин.).

Результаты измерений записывают по форме:

Масса металла, m=..., г

Показания бюретки до проведения реакции V1=..., см3

Показания бюретки после реакции V2=..., см3

Объём выделившегося водорода VH2 =V2 – V1=..., см3

Температура окружающей среды t=..., ° С; Т=273 +t= ..., К

Атмосферное давление Р=..., Па

Давление насыщенных паров воды Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru = ..., Па

Парциальное давление водорода Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru = Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru - Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru = ..., Па

Объём выделившегося водорода приводят к нормальным условиям на основании уравнения состояния идеального газа, объединяющего законы Бойля-Мариотта и Гей-Люссака:

Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru

где P0 - нормальное давление, равное 101325 Па; Vo - объём газа при нормальных условиях, см3; То - 273 К; Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru - парциальное давление сухого водорода; Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru - объём газа в условиях опыта; Т - температура опыта по абсолютной шкале температур.

Таким образом, объём водорода, приведённый к нормальным условиям, определяется по уравнению:

Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru ;

По закону эквивалентов в случае, когда одно из реагирующих веществ находится в твёрдом состоянии, а второе - в газообразном, молярная масса эквивалента металла определяется по формуле:

Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru

где m - масса металла; МЭоп - молярная масса эквивалента металла; Vo -объём газа, приведённый к нормальным условиям; Vэ - молярный объём эквивалента газа.Молярный объём эквивалента водорода, составляющий Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru объёма его моля, занимает при нормальных условиях 11200 см3/моль.

Таблица 1.

Давление насыщенного водяного пара в равновесии с водой

Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru

Затем студенты вычисляют теоретическую величину молярной массы эквивалента металла и находят относительную ошибку определения:

Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru

В конце работы записываются выводы.

Общий вывод по работе:

     
     
     
     
  Работу выполнил Студент группы     Работу принял Преподаватель   Дата
         

Контрольные вопросы.

1. Что называется молярной массой эквивалента элемента? В каких единицах измеряется молярная масса эквивалента?

2.. Сформулируйте закон эквивалентов. Выразите его математически.

3. Какие факторы оказывают влияние на точность определения молярной массы эквивалента металла при взаимодействии его с кислотой?

Лабораторная работа №2

Выполнение работы.

Лабораторная работа №3

Химическое равновесие

 

Цель работы: ознакомиться с понятием скорости химических реакций; факторами, влияющими на её величину, а также влиянием изменения внешних факторов на состояние химического равновесия.

Оборудование и материалы: растворы иодата калия, сульфата натрия, серной кислоты, тиосульфата натрия, хлорида железа (III), роданида калия, сульфата меди, крахмала, карбонат кальция (мрамор); штатив с пробирками (8шт.); секундомер; термометр; нагревательный прибор.

Выполнение работы

Лабораторная работа №4

Гидролиз солей

     
  Цель работы: изучить условия протекания процесса гидролиза солей и влияние факторов,обусловливающих смещение ионного равновесия при гидролизе. Оборудование и материалы:иономер, штатив с пробирками, растворы солей, кислот, щелочей, индикаторы, кристаллические соли, спиртовая горелка, пипетка. Выполнение работы. Опыт №1. Смещение ионного равновесия в растворах вследствие гидролиза В разные пробирки внести небольшое количество следующих соединений: НСl; NaOH; NаСl; Nа2СО3; ZnСl2; Pb(СН3СОО)2. Во все пробирки прилить одинаковое количество воды. Осторожным встряхиванием добиться полного растворения каждой соли. Полосками универсальной индикаторной бумажки измерить рН каждого раствора. Для сравнения такой бумажкой измерим рН дистиллированной воды. Данные опыта свести в таблицу
Формула соединения Сила электролитов образующих данную соль Цвет индика- торной бумаги рН раствора Реакция среды
  основание кислота      
Na2CO3          
NaCl          
ZnCl2          
Pb(CH3COO)2          

Составить сокращенные ионные уравнения гидролиза солей и объяснить изменение окраски индикаторной бумаги в растворах солей в сравнении с окраской ее в дистиллированной воде.

Общий вывод

 
 
  Работу выполнил Студент группы     Работу принял Преподаватель   Дата

Лабораторная работа №5

Выполнение работы.

Методика выполнения

Опыт №1. Получение и свойства предельных углеводородов на примере метана.

Поместить в пробирку тщательно измельчённую смесь, состоящую из ацетата натрия и гидроксида натрия в массовом соотношении 1:2. Пробирку закрыть пробкой с отводной трубкой и нагреть. Происходит образование метана и карбоната натрия. Пропустив полученный метан через водные растворы KMnO4, сделать выводы относительно свойств предельных углеводородов. Написать уравнение реакции получения метана.

Опыт №2. Окисление спиртов.

В пробирку налить 2 см3 разбавленного раствора К2Сг2O7, 1 см3 2 М

H2 SO4 и 1 см этанола. Смесь осторожно нагреть. Как изменяется цвет раствора? Обратить внимание на характерный запах ацетальдегида (запах прелых яблок). Реакция протекает по уравнению:

ЗСН3СН2OН+К2Сг2О7+4Н2SO4=ЗСН3СНО+К2SO4+Сг2(SO4)3+7Н2O

Опыт №3. Реакция на альдегиды (реакция серебряного зеркала).

В чистую пробирку налить 2 см3 аммиачного раствора оксида серебра [Ag(NH3)2OH и прибавить 3-4 капли раствора формальдегида. Пробирку подогреть на кипящей водяной бане. При этом её стенки покрываются блестящим налётом металлического серебра.

Реакция идёт по уравнению:

HCHO+2[Ag(NH3)2]OH=HCOOH+2Ag Волгодонский инженерно-технический институт - student2.ru +H2O+4NH3

Работу выполнил студент группы     Работу принял преподаватель Дата

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлены значительные различия в свойствах предельных и непредельных углеводородов?

2. По какому признаку и на какие классы делятся органические соединения?

4. Какие функциональные группы и сколько должны содержать органические вещества, чтобы их можно было использовать для получения полимеров?

Волгодонский инженерно-технический институт

ФАКУЛЬТЕТ____________________

КАФЕДРА ____________________

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ____________________

ОТЧЁТ

Наши рекомендации