Приготовление растворов с заданной концентрацией.

Оборудование: стакан (150-200 мл), мерный цилиндр, стеклянная палочка, аналитические весы.

Реактивы: вода, сахар, хлорид натрия.

Вам предстоит выполнить один из вариантов задания таблицы:

Вариант Растворенное вещество Масса раствора №1, г Массовая доля растворенного вещества, %
в растворе №1 в растворе №2 в растворе №3
Хлорид натрия
Хлорид натрия
Хлорид натрия
Сахар
Сахар
Сахар

Опыт 1. Приготовление раствора №1.

Рассчитайте массу вещества и воды, необходимые для приготовления раствора №1. С помощью весов отмерьте необходимое количество твердого вещества и перенесите его в стакан. Рассчитайте объем воды, необходимый для приготовления раствора (плотность воды 1 г/мл). Мерным цилиндром отмерьте вычисленный объем воды и прилейте его к веществу в стакане. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества

в воде.

Опыт 2. Приготовление раствора №2.

Рассчитайте объем воды, который необходимо добавить к раствору №1 для приготовления раствора №2. Мерным цилиндром отмерьте вычисленный объем воды и прилейте его к раствору №1. Определите массу полученного раствора №2.

Опыт 3. Приготовление раствора №3.

Рассчитайте массу вещества, которую необходимо добавить к раствору №2 для приготовления раствора №3. С помощью весов отмерьте необходимое количество твердого вещества и добавьте его к раствору №2. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде. Определите массу полученного раствора №3.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

Реакции ионного обмена.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, метилоранж, фенолфталеин, мел, растворы соляной и азотной кислот, гидроксидов натрия и калия, растворы карбоната натрия, хлорида кальция, хлорида железа (3).

Опыт 1. Реакций с образованием газа.

Подействуйте соляной кислотой на раствор карбоната натрия и на кусочек мела. Опишите результаты опытов. Составьте уравнения реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме.

Опыт 2. Реакции с образованием осадков.

Смешайте растворы хлорида кальция и карбоната натрия, хлорида железа (3) и гидроксида натрия. Опишите результаты опытов. Составьте уравнения реакций в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме.

Опыт 3. Реакций с образованием слабых электролитов.

Проделайте в присутствии индикаторов реакции между:

а) соляной кислотой и гидроксидом калия;

б) азотной кислотой и гидроксидом натрия;

Опишите результаты опытов. Составьте уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

Изучение свойств кислот и щелочей.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, зажим, водяная баня, медная спираль, цинк, кнопки, оксид меди, растворы серной и соляной кислот, гидроксидов натрия и калия, метилоранж, фенолфталеин, растворы хлорида бария, карбоната натрия, хлорида железа (3), сульфата меди.

Часть I. Изучение свойств кислот.

Опыт 1. Взаимодействие кислот с металлами.

Подействуйте раствором кислоты на кусочки железа, цинка, и меди. Опишите результаты опытов, составьте уравнения возможных реакций.

Опыт 2. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Подействуйте раствором кислоты на оксид меди, если реакция идет медленно смесь немного нагрейте. Опишите результаты опыта, составьте уравнение реакции.

Опыт 3. Взаимодействие кислот с основаниями.

В присутствии метилоранжа проведите реакцию между кислотой и щелочью. Опишите результаты опыта, составьте уравнение реакции.

Опыт 4. Взаимодействие кислот с солями.

Подействуйте раствором серной кислоты на растворы хлорида бария и карбоната натрия. Составьте уравнения реакций.

Часть 2. Изучение свойств щелочей.

Опыт 1. Взаимодействие щелочей с кислотами.

В присутствии фенолфталеина подействуйте на раствор щелочи раствором кислоты. Опишите результаты опыта, составьте уравнения реакции.

Опыт 2. Взаимодействие щелочей с солями.

Подействуйте раствором щелочи на растворы сульфата меди и хлорида железа (3). Опишите результаты опытов, составьте уравнения реакций.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Гидролиз солей.

Гидролиз - обменное взаимодействие солей с водой. Гидролизу подвергаются соли, содержащие ионы слабого электролита. В гидролизе участвует только ион слабого электролита. Гидролиз идет в сторону образования слабого электролита и останавливается обычно на первой стадии. Полному гидролизу подвергаются соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, фенолфталеин, метилоранж, растворы сульфита, сульфида и силиката натрия, растворы хлоридов цинка, алюминия и железа (3), растворы карбоната натрия и сульфата хрома (3).

Опыт 1. Гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой.

В три пробирки налейте растворы сульфита, сульфида и силиката натрия. Добавьте 2-3 капли фенолфталеина, опишите наблюдения. Составьте уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной форме, укажите реакцию среды.

Опыт 2 . Гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой.

В три пробирки налейте растворы хлоридов алюминия, цинка и железа (3). Добавьте 2-3 капли раствора метилоранжа, опишите наблюдения. Составьте уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной форме, укажите реакцию среды.

Опыт 3. Гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой.

В две пробирки налейте растворы:

а) хлорида алюминия и карбоната натрия;

б) сульфата хрома (3) и карбоната натрия.

Опишите результаты опытов, составьте уравнения реакций.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.

Наши рекомендации