Расчет обмотки, пазов и зубцов якоря. определение магнитного потока и длины сердечника якоря
Сечение проводников обмотки якоря:
где - ток параллельной ветви обмотки якоря;
- плотность тока по обмоткам.
Найдем ток параллельной ветви обмотки якоря:
где - часовой ток нагрузки.
А.
Найдем плотность тока по обмоткам:
где - тепловой фактор, оценивающий нагревание обмотки якоря для изоляции класса F.
А/мм2.
Сечение проводников обмотки якоря:
мм2.
Выбираем проводник 2,44x9,3 с сечение .
Заполнение паза якоря:
Ширина:
Медь: 2,44x6=14,64
Витковая изоляция один слой стеклослюдинитовой лентой в полуперекрышу:
0,09x2 x6 =1,08 мм;
Корпусная изоляция четыре слоя микаленты в полуперекрышу:
0,05x4x2x2=0,8 мм;
Покровная изоляция один слой из стеклоленты полуперекрышу:
0,1x1x2=0,2 мм;
Зазор на укладку 0,25 мм;
Ширина паза в свету ;
Пропуск на штамповку 0,15 мм;
Ширина паза в штампе .
Высота:
Медь: 9,3x4= 37,2 мм;
Витковая изоляция один слой стеклослюдинитовой лентой в полуперекрышу:
0,09x2 x4 =0,72 мм;
Корпусная изоляция четыре слоя микаленты в полуперекрышу:
0,05x4x2x4=1,6 мм;
Покровная изоляция один слой из стеклоленты полуперекрышу с учетом двух пакетов: 0,1x1x2=0,2 мм;
Прокладки из электрокартона: 0,5x3=1,5 мм;
Клин 6 мм;
Высота паза в свету ;
Пропуск на штамповку 0,1 мм;
Высота паза в штампе .
Отношение лежит в рекомендованных пределах [1, стр. 77].
Активный слой якоря машин нагружен электрически – токами в проводниках обмотки, заложенных в пазах, и магнитно – потоками, замыкающимися через зубцы.
Зубцовый шаг по поверхности якоря:
где – число пазов якоря.
Ширина головки зубца по поверхности якоря, по низу и расчетная:
где – ширина паза якоря.
Найдем ширину головки зубца по поверхности якоря:
Зубцовый шаг по дну пазов:
где – высота паза якоря.
Найдем ширину головки зубца по низу:
Найдем зубцовый шаг в расчетном сечении:
мм.
Ширина зуба расчетная:
Вследствие того, что воздушный зазор между поверхностью сердечника якоря и наконечником главного полюса увеличивается по мере приближения к краям последнего, индукция в зазоре машины распределена равномерно. Опыт тягового электромашиностроения установил рациональные значения коэффициента полюсного перекрытия , которым задаются при проектировании машин. Согласно [1, с. 17] для машин без компенсационной обмоткой .
На рисунке 3.1 представлен эскиз паза якоря.
Длина сердечника якоря двигателя:
где –индукция в зубцах шихтованного пакета якоря [1, с. 81];
- коэффициент заполнения пакета сталью [1, с. 82].
Рисунок 3.1. Паз якоря.
Паз состоит из: 1 – проводник; 2 – витковая изоляция; 3 – корпусная изоляция; 4 – покровная изоляция; 5 – миканитовая прокладка.
Максимальная длина шихтованного пакета якоря двигателей с опорно-осевой подвеской при двусторонней передаче, согласно [1, с. 72] находится в пределах 400 440 мм.
Для создания необходимого крутящего момента на валу двигателя принимаем равным
Параметры обмотки якоря:
Примем шаг по коллекторным делениям для простой петлевой обмотки ;
Первый шаг по реальным пазам принимаем ;
Второй шаг по реальным пазам
Первый частичный шаг по элементарным пазам (в коллекторных
делениях) ;
Второй частичный шаг по элементарным пазам (в коллекторных делениях) .
Установим передний и задний вылеты обмоток якоря:
где - вылет косой части с передней стороны;
- вылет косой части с задней стороны;
- прямолинейный участок катушки при выходе из паза;
- прямолинейный участок концов проводников при прямом подходе к петушкам коллектора;
- прямолинейный участок у головок катушек;
- размер головки катушки.
,
где = 5 мм - внутренний радиус изгиба головки;
мм - высота головки катушки.
Вылет косой части с передней стороны и с задней равны:
где - шаг по зубцам, определенный по месту наиболее тесного
расположения катушек обмотки:
- угол, под которым расположены наклонные части катушек:
где - толщина катушки в пазовой части;
- наименьший возможный зазор между соседними катушками.
Передний и задний вылеты обмоток равны:
Суммарная длина лобовых вылетов обмотки якоря равна:
Так как верхняя и нижняя стороны катушек располагаются на разных диаметрах, то определяя их длины, зубцовый шаг и угол наклона будем измерять на диаметре, проходящем через середину паза:
Найдем длину лобовой части полувитка:
где - длина участка катушки в головке;
-наклонная часть переднего лобового соединения:
-наклонная часть заднего лобового соединения:
Длина лобовой катушки полувитка равна:
Средняя длина одного проводника (полувитка) обмотки якоря равна:
Сопротивление обмотки якоря при 20°С [1, с. 85]:
где – удельное сопротивление обмотки меди при 20° С.
Масса меди обмотки якоря, согласно равна [1, с. 85]:
Шаг уравнительных соединений:
Сечение уравнителя равно: