Эволюция научного метода и енкм.
ПРИНЦИПЫ СИММЕТРИИ.
План занятия:
1) Работа в микро-группах
2) Обсуждение проблемных вопросов
3) Письменный / устный контрольный опрос
Рейтинговая оценка:
ü до 8 баллов за обзор статьи и до 7 баллов за подготовку презентации к докладу (баллы текущего контроля)
ü до 3 баллов за участие в обсуждении (баллы текущего контроля)
ü до 10 баллов за письменную контрольную работу (баллы текущего контроля)
1. Обзор и обсуждение статей:
1. Щербаков Р. Мир симметрий и симметрия мира
2. Баюк Д. Не запятнанное будущее дневного светила
Методические указания:
1) Подготовка к семинару:
В подготовке обзора по одной статье и возможной презентации к ней могут принимать участие несколько студентов.
Обзор статьи предусматривает не зачитывание её текста, а ПОЛНОСТЬЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ материала с ПОЯСНЕНИЕМ всех указанных в задании к статье терминов, концепций и т.п.
Опорой при ответе может служить только САМОСТОЯТЕЛЬНО составленный КРАТКИЙ ПЛАН и СЛОВАРИК по статье. Использование копий и распечаток при ответе не допускается.
Допускается подготовка презентации к докладу. Баллы за презентацию начисляются только в случае соблюдения указанных требований к ней.
Докладчики также готовят два проблемных вопроса по теме доклада для аудитории.
Общие требования к подготовке презентаций:
Основная задача презентации – перевести Ваш доклад ввизуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст.
Название файладолжно совпадать с фамилией докладчика (одного из соавторов) и номером группы.
Не пишите текст доклада целиком на кадре. На слайдах размещают схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями, а уж подробно об этих объектах Вы расскажете в процессе доклада.
Материал на слайдах должен быть представлен в виде:
ü основных определений, положений, тезисов – не более 140 символов на одном слайде! Длинный тезис сокращайте до 2-3 (максимум 6) слов.
ü схем, таблиц, рисунков, фотографий – максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка / фотографии / схемы / таблицы с текстовыми комментариями (не более 140 символов на одном слайде!)
Не перегружайте слайд информацией, если уж так получилось, что все, что хотели не удается разместить на одном кадре – разделите на 2 и более кадров, но предложения и смысл должны быть законченным на каждом слайде.
Каждый слайд (кроме первого) должен иметь название.
Слайд №1 должен содержать следующую информацию:
- Название доклада.
- Фамилия, Имя, Отчество автора и соавторов, номер группы.
Последний слайд, используемый в докладе, должен содержать выводы (заключение) по проделанной работе.
Предпочтительное оформление презентации – применение цветовых схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне».
Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт. Рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт.
2) Работа на семинаре:
ü Студент (или группа студентов) выступает с подготовленным обзором и презентацией, комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы. После доклада студенты организуют дискуссию по анализируемым проблемам.
ü Время выступления – 7-10 мин.Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается.
ü Остальные студенты участвуют в дискуссии и должны быть готовы задавать вопросы или предложить собственные комментарии к чужим материалам.
2. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки(аудиторный и электронный курс лекций, учебная литература):
1) Наука, ее специфические черты и отличия от других сфер человеческой деятельности, свойства и функции. Критерии научности. Классификация наук. Псевдонаука, ее отличительные признаки.
2) Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук). Научная культура. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
3) Методы научного познания. Структурные элементы научного знания. Уровни познания.
4) Причины возникновения и закономерности развития наук. Тенденции развития естествознания. Приведите примеры дифференциации и интеграции наук.
5) Этапы становления ЕНКМ. Периодизация истории естествознания.
6) Типы центризма в эволюции человеческой цивилизации на Земле. Понятие научной революции. Крупнейшие революции в истории науки.
7) Крупнейшие достижения науки в XX—XXI веке. Этапы современной научно-технической революции (НТР). Научные открытия 2011 – 2012 гг.
8) Важные проблемы, стоящие перед современной наукой. Научно обоснованный прогноз открытий на ближайшие десять-пятнадцать лет.
9) Развитие научных исследовательских программ и картин мира: первоначальная идея и программа рационального объяснения мира; принцип причинности в первоначальной форме и его более позднее уточнение; основной тезис атомистической исследовательской программы, её основатели; основной тезис континуальной исследовательской программы, её основатели, смена научных картин.
10) Развитие представлений о материи: понятие материя, ее свойства; характеристика этапов эволюции представлений о материи; виды материи в современной научной картине мира.
11) Развитие представлений о движении: понятие движения материи, его формы (приведите примеры); основные представления о движении материи в учениях натурфилософов (Гераклит, Аристотель); идея движения материи в механической и электромагнитной картинах мира, в современной научной картине.
12) Развитие представлений о взаимодействии: понятие воздействия и взаимодействия (приведите примеры взаимодействий в природе); основные представления о взаимодействии в учениях натурфилософов; концепция взаимодействия в механической и электромагнитной картинах мира; близкодействие и дальнодействие; концепция взаимодействия в современной научной картине, фундаментальные взаимодействия (приведите примеры).
Методические указания:
ü В контрольном опросе участвуют все студенты. Каждому студенту будет предложен один из указанных выше вопросов, на который он должен представить РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ. В ряде случаев возможна тестовая проверка. Возможен устный опрос в режиме «вопрос – ответ».
ü При подготовке рекомендуется использовать материалы аудиторных лекций, электронного курса лекций, а также указанную ниже учебную и дополнительную литературу.
Рекомендуемые источники
Статьи
Баюк Д. Не запятнанное будущее дневного светила // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/cosmos/1243/
Булюбаш Б. Земная асимметрия из космического сепаратора // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1219/
Щербаков Р. Мир симметрий и симметрия мира // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4457/
Основная литература
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 2010. Рек.МО.
Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. Рек.МО.
Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания: [Электронный ресурс]. – М.: Юнити-Дана, 2011.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Кнорус, 2009. Рек.МО.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2009. Рек.МО.
Концепции современного естествознания./ Под ред. С.И.Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. Рек.МО.
Дополнительная литература
Гусейханов, М. К. Концепции современного есестествознания. – М.: Дашков и К, 2010.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 2000, 2008
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2000, 2006.
Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2007.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.
Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 1998.
Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Дрофа, 2004.
Интернет-источники
Элементы большой науки // Сайт о фундаментальной науке. – Режим доступа: http://elementy.ru/
Информационное агентство РИА Новости. Наука и технологии // Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.rian.ru/science/
Новости науки // Сайт научных новостей. – Режим доступа: http://novostinauki.ru/
Википедия // Свободная энциклопедия.– Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Тема 3