Естествознание в системе науки и культуры.

План занятия:

1) Работа в микро-группах

2) Обсуждение проблемных вопросов

Рейтинговая оценка:

ü до 6 баллов за участие в обсуждении (баллы текущего контроля)

1. Работа в микрогруппах – анализ статей:

1) Тегмарк М. Научное понятие

2) Докинз Р. Двойной слепой метод

3) Гершенфелд Н. Истина — это модель

4) Келли К. Отрицательный результат

5) Хархордин О. Познание через провокацию

6) Хайтун С. Науки без ошибок не бывает

2. Представление группами статей и обсуждение проблемных вопросов (групповая дискуссия в «проблемной зоне»):

1) Почему стоит менять свои взгляды, нужны ли ученым лоббисты и что такое научный образ жизни?

2) Что полезного можно узнать о жизни, если воспользоваться самой заурядной научной процедурой?

3) Почему не стоит увлекаться правдоискательством в науке?

4) Почему нужно стремиться к неудачам и что в них есть полезного?

5) Почему привычный для нас мир, представление о котором породила научная революция Нового времени, разрушается прямо на глазах?

6) Как связаны наука, социальные и политические факторы? Что представляют собой естественно-гуманитарные науки? В чем проявляются социальные функции естествознания?

7) Насколько важна способность находить слабые места в проверенных временем старых идеях?

3. Вопросы для самостоятельной подготовки(аудиторный и электронный курс лекций, учебная литература):

1) Научное познание:

Научное познание. Триадность научной картины мира. Наука, ее специфические черты и отличия от других сфер человеческой деятельности. Свойства научного знания. Основные функции науки. Научная истина. Принципы верификации и фальсификации. Псевдонаука как имитация научной деятельности, ее отличительные признаки. Фундаментальная и прикладная наука.

2) Научный метод:

Научный метод. Методы научного познания: наблюдение; эксперимент; измерение; моделирование; индукция; дедукция; анализ; синтез; абстрагирование.

3) Структурные элементы научного знания:

Научный факт, понятие, постулат, закон, гипотеза, теория, концепция, парадигма, научная картина мира. Требования к научным гипотезам. Научная теория. Область применимости теории. Принцип соответствия.

4) Уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое познание.

5) Естествознание в системе науки и культуры:

Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук). Фундаментальные естественные науки. Критерий естественнонаучной истины. Дифференциация и интеграция наук. Математика как язык естествознания. Социальные функции естествознания. Научная культура. Гуманитарные науки и гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической. Путь к единой культуре.

Рекомендуемые источники

Статьи

Гершенфелд Н. Истина — это модель // Сайт журнала Esquire. – Режим доступа: http://esquire.ru/ideas/neil-gershenfeld

Докинз Р. Двойной слепой метод // Сайт журнала Esquire. – Режим доступа: http://esquire.ru/ideas/richard-dawkins

Келли К. Отрицательный результат // Сайт журнала Esquire. – Режим доступа: http://esquire.ru/ideas/kevin-kelly

Тегмарк М. Научное понятие // Сайт журнала Esquire. – Режим доступа: http://esquire.ru/ideas/max-tegmark

Хархордин О. Познание через провокацию // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1343/

Хайтун С. Науки без ошибок не бывает // Портал ВОКРУГ СВЕТА. – Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/1088/

Основная литература

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 2010. Рек.МО.

Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. Рек.МО.

Рыбалов Л.Б. Концепции современного естествознания: [Электронный ресурс]. – М.: Юнити-Дана, 2011.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Кнорус, 2009. Рек.МО.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2009. Рек.МО.

Концепции современного естествознания./ Под ред. С.И.Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. Рек.МО.

Дополнительная литература

Гусейханов, М. К. Концепции современного есестествознания. – М.: Дашков и К, 2010.

Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 2000, 2008

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2000, 2006.

Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М.: Логос, 2007.

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997.

Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 1998.

Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Дрофа, 2004.

Интернет-источники

Элементы большой науки // Сайт о фундаментальной науке. – Режим доступа: http://elementy.ru/

Информационное агентство РИА Новости. Наука и технологии // Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.rian.ru/science/

Новости науки // Сайт научных новостей. – Режим доступа: http://novostinauki.ru/

Википедия // Свободная энциклопедия.– Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

Естествознание в системе науки и культуры. - student2.ru

Тема 2

Наши рекомендации