Описание прибора и практическая часть работы.

Цель работы.

 
  Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

Изучение колебательных движений маятников. Измерение ускорения свободного падения.

Оборудование.

1. Универсальный маятник FPM-04

Темы для изучения.

В лабораторной работе рассмотрены основные понятия и законы, на которых основан принцип действия математического и оборотного маятников, получена рабочая формула для определения ускорения си­лы тяжести при помощи математического и оборотного маятников, проведено описание экспериментальной установки и порядка работы на ней.

Лабораторная работа предназначена для студентов, выполняющих общий физический практикум в лаборатории механики кафедры экспе­риментальной физики ТГУ.

Краткая теория.

 
  Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

Ускорение свободного падения относительно Земли в разных точках земного шара различно. Это обусловлено неинерциальностью системы отсчета, связанной с Землей, и изменением силы гравитационного вза­имодействия рассматриваемого тела с Землей в различных ее точках.

Поэтому измерение ускорения свободного падения в различных точках Земли с одной стороны дает указания о форме Земли, а с дру­гой стороны позволяет обнаруживать различные местные неоднороднос­ти в строении земного шара.

Одним из методов достаточно точного определения ускорения сво­бодного падения является исследование колебательного движения маят­ников.

В физике под маятником понимают твердое тело, совершающее под действием силы тяжести колебательное движение относительно непод­вижной оси. Различают математический и физический маятники.

Математическим маятником называют идеализированную систему, состоящую из невесомой и нерастяжимой нити, на которой подвешена масса, сосредоточенная в одной точке. Достаточно хорошим приближением к математическому маятнику служит небольшой тяжелый шарик, подвешенный на длинной тонкой нити (рис.1).

Физическим маятником называют твердое те­ло, закрепленное на горизонтальной оси, проходящей через точку О расположенную выше его центра тяжести С (рис. 2).

Рассмотрим динамику движения этих маятников.

При отклонении маятников на угол Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru из

положения равновесия возникает вращательный момент Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru относительно точки О. В дан­ном случае на тело действуют только моменты силы тяжести, так как момент силы реакции оси равен нулю. Известно, что сумма моментов сил тяжести равна моменту равнодействующей силы Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , при усло­вии, что она приложена к центру тяжести, В однородном поле центр тяже­сти совпадает с центром масс тела.

По определению момент силы Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru относительно точки O: Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , где Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru - радиус-вектор точки приложены силы относительно точки О.

Уравнением движения тела, закрепленного на неподвижной оси, явля­ется основное уравнение динамики вращательного движения, имеющее вид:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (1)

где ℐ - момент инерции тела относительно оси; Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru - угловое ускорение. .

Под вектором угла Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru понимается вектор, по модулю равный Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru и направленный вдоль оси вращения таким образом, чтобы с его начала


Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru   ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ ПРИ ПОМОЩИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ОБОРОТНОГО МАЯТНИКОВ  

поворот наблюдался происходящим по часовой стрелке.

По определению векторного произведения момент силы тяжести будет в данном случае направлен противоположно направлению Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru .

Для решения дифференциального уравнения (1) перейдем от век­торной формы к скалярной. Рассмотрим проекции векторов Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru и Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru на ось координат, совпадающую с осью вращения и направленную по Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

Составляющая момента силы Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru относительно точки О вдоль оси, проходящей через эту точку, называется моментом силы относительно оси.

Вектор Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru можно записать следующим образом:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , где Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru - единичный вектор, направленный вдоль Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , а Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , тогда угловое ускорение Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , так как направление вектора Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru не меняется со временем.

Таким образом, уравнение (1) в проекции на выбранную коорди­натную ось запишется:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (2)

Поскольку Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , где Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru .
Знак (-), как уже говорилось, учитывает то обстоятельство, что Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru направлен противоположно Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru . •

Если ограничиться случаем малых отклонений из положения рав­новесия, то можно считать Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru .

Уравнение (2) при этом переходит в уравнение:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (3)

 
  Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

или

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (4)

Поделив обе части уравнения (4) на ℐ, подучим уравнение, опи­сывающее гармонические колебания:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (5)

Общим решением уравнения (5) будет функция вида:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (6) (б)

где A и ∝ - произвольные постоянные, определяемые на началь­ных условий, a

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru - циклическая частота колебаний.

Поскольку период колебаний и циклическая частота связаны со­отношением Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru можем определить период рассматриваемых гармонических колебаний:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (7)

Из (7) получаем непосредственно выражение для ускорения сво­бодного падения

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (8)

Таким образом, зная период колебаний маятника и его момент инерции» можно определить ускорение свободного падения. Для математического маятника момент инерции Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru .

Следовательно, ускорение свободного падения при помощи коле­баний математического маятника можно определить по формуле:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (9)

Формула (9) является формулой для расчета ускорения свободного па­дения при колебаниях математичес­кого маятника.

Для физического маятника появляются трудности с определением момента инерции ℐ, который трудно вычислить с большой степенью точности. Поэтому для измерения g описанным способом использу­ются маятники особой конструкции, которые позволяют либо легко вы­числять момент инерция, либо исключить его из рассмотрения.

В данной работе используется так называемый оборотный маят­ник, конструкция которого позволяет исключить момент инерции на рассмотрения.

Получение рабочей формулы для определения g с помощью оборотного маятника.

Оборотный маятник (рис. 3) состоит из длинного цилиндрического стержня, на котором закрепляются две подвижные призмы A и B и два подвижных тяжелых диска E и D.

Колебания маятника осуществляют­ся поочередно вокруг осей, про­ходящих через


Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru   ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ ПРИ ПОМОЩИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ОБОРОТНОГО МАЯТНИКОВ  

ребра призм A и B. Обозначим расстояние от ребра призмы A до центра масс С через a; расстояние от ребра призмы В до центра масс С - через b ; расстояние между ребрами призм - l.

Пусть Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru и Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru периоды колебаний маятника относительно осей, проходящих соответственно через ребра призм A и В.

 
  Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

В соответствии с формулой (7) можно записать:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru ; Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , (10)

где Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru и Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru - моменты инерции маятника относительно осей, проходящих через соответствующие ребра призм.

Возведем каждое из выражений (10) в квадрат, домножим первое на a, второе - на b и вычтем друг из друга:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (11)

Моменты инерции Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru и Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru можно определить, воспользовав­шись теоремой Штейнера: момент инерции тела относительно оси, не проходящей через центр масс, равен сумме двух слагаемых: момента инерции относительно параллельной ей оси, проходящей через центр масс JЈ и произведе­ния кассы тела на квадрат расстояния между центром масс и рассмат­риваемой осью.

Таким образом:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru ; Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (12)

Подставив соотношения (12) в (11), получим:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (13)

Если подобрать положения дисков E и D таким образом, чтобы выполнялось соотношение Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , то формула (13) значительно упрощается и мы получим рабочую фор­мулу для определения ускорения си­лы тяжести при помощи оборотного маятника.

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru ,

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , (14)

где l - расстояние между ребрами призм в случае равенства пе­риодов колебаний относительно каждого из ребер Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

Правила безопасности.

Эксплуатация прибора допускается только при наличии заземления.

Выполнение работы.

Цель работы.

 
  Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

Изучение колебательных движений маятников. Измерение ускорения свободного падения.

Оборудование.

1. Универсальный маятник FPM-04

Темы для изучения.

В лабораторной работе рассмотрены основные понятия и законы, на которых основан принцип действия математического и оборотного маятников, получена рабочая формула для определения ускорения си­лы тяжести при помощи математического и оборотного маятников, проведено описание экспериментальной установки и порядка работы на ней.

Лабораторная работа предназначена для студентов, выполняющих общий физический практикум в лаборатории механики кафедры экспе­риментальной физики ТГУ.

Краткая теория.

 
  Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

Ускорение свободного падения относительно Земли в разных точках земного шара различно. Это обусловлено неинерциальностью системы отсчета, связанной с Землей, и изменением силы гравитационного вза­имодействия рассматриваемого тела с Землей в различных ее точках.

Поэтому измерение ускорения свободного падения в различных точках Земли с одной стороны дает указания о форме Земли, а с дру­гой стороны позволяет обнаруживать различные местные неоднороднос­ти в строении земного шара.

Одним из методов достаточно точного определения ускорения сво­бодного падения является исследование колебательного движения маят­ников.

В физике под маятником понимают твердое тело, совершающее под действием силы тяжести колебательное движение относительно непод­вижной оси. Различают математический и физический маятники.

Математическим маятником называют идеализированную систему, состоящую из невесомой и нерастяжимой нити, на которой подвешена масса, сосредоточенная в одной точке. Достаточно хорошим приближением к математическому маятнику служит небольшой тяжелый шарик, подвешенный на длинной тонкой нити (рис.1).

Физическим маятником называют твердое те­ло, закрепленное на горизонтальной оси, проходящей через точку О расположенную выше его центра тяжести С (рис. 2).

Рассмотрим динамику движения этих маятников.

При отклонении маятников на угол Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru из

положения равновесия возникает вращательный момент Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru относительно точки О. В дан­ном случае на тело действуют только моменты силы тяжести, так как момент силы реакции оси равен нулю. Известно, что сумма моментов сил тяжести равна моменту равнодействующей силы Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , при усло­вии, что она приложена к центру тяжести, В однородном поле центр тяже­сти совпадает с центром масс тела.

По определению момент силы Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru относительно точки O: Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , где Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru - радиус-вектор точки приложены силы относительно точки О.

Уравнением движения тела, закрепленного на неподвижной оси, явля­ется основное уравнение динамики вращательного движения, имеющее вид:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (1)

где ℐ - момент инерции тела относительно оси; Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru - угловое ускорение. .

Под вектором угла Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru понимается вектор, по модулю равный Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru и направленный вдоль оси вращения таким образом, чтобы с его начала


Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru   ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ ПРИ ПОМОЩИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ОБОРОТНОГО МАЯТНИКОВ  

поворот наблюдался происходящим по часовой стрелке.

По определению векторного произведения момент силы тяжести будет в данном случае направлен противоположно направлению Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru .

Для решения дифференциального уравнения (1) перейдем от век­торной формы к скалярной. Рассмотрим проекции векторов Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru и Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru на ось координат, совпадающую с осью вращения и направленную по Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

Составляющая момента силы Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru относительно точки О вдоль оси, проходящей через эту точку, называется моментом силы относительно оси.

Вектор Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru можно записать следующим образом:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , где Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru - единичный вектор, направленный вдоль Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , а Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , тогда угловое ускорение Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , так как направление вектора Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru не меняется со временем.

Таким образом, уравнение (1) в проекции на выбранную коорди­натную ось запишется:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (2)

Поскольку Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , где Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru .
Знак (-), как уже говорилось, учитывает то обстоятельство, что Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru направлен противоположно Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru . •

Если ограничиться случаем малых отклонений из положения рав­новесия, то можно считать Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru .

Уравнение (2) при этом переходит в уравнение:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (3)

 
  Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

или

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (4)

Поделив обе части уравнения (4) на ℐ, подучим уравнение, опи­сывающее гармонические колебания:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (5)

Общим решением уравнения (5) будет функция вида:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (6) (б)

где A и ∝ - произвольные постоянные, определяемые на началь­ных условий, a

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru - циклическая частота колебаний.

Поскольку период колебаний и циклическая частота связаны со­отношением Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru можем определить период рассматриваемых гармонических колебаний:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (7)

Из (7) получаем непосредственно выражение для ускорения сво­бодного падения

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (8)

Таким образом, зная период колебаний маятника и его момент инерции» можно определить ускорение свободного падения. Для математического маятника момент инерции Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru .

Следовательно, ускорение свободного падения при помощи коле­баний математического маятника можно определить по формуле:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (9)

Формула (9) является формулой для расчета ускорения свободного па­дения при колебаниях математичес­кого маятника.

Для физического маятника появляются трудности с определением момента инерции ℐ, который трудно вычислить с большой степенью точности. Поэтому для измерения g описанным способом использу­ются маятники особой конструкции, которые позволяют либо легко вы­числять момент инерция, либо исключить его из рассмотрения.

В данной работе используется так называемый оборотный маят­ник, конструкция которого позволяет исключить момент инерции на рассмотрения.

Получение рабочей формулы для определения g с помощью оборотного маятника.

Оборотный маятник (рис. 3) состоит из длинного цилиндрического стержня, на котором закрепляются две подвижные призмы A и B и два подвижных тяжелых диска E и D.

Колебания маятника осуществляют­ся поочередно вокруг осей, про­ходящих через


Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru   ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ ПРИ ПОМОЩИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ОБОРОТНОГО МАЯТНИКОВ  

ребра призм A и B. Обозначим расстояние от ребра призмы A до центра масс С через a; расстояние от ребра призмы В до центра масс С - через b ; расстояние между ребрами призм - l.

Пусть Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru и Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru периоды колебаний маятника относительно осей, проходящих соответственно через ребра призм A и В.

 
  Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

В соответствии с формулой (7) можно записать:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru ; Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , (10)

где Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru и Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru - моменты инерции маятника относительно осей, проходящих через соответствующие ребра призм.

Возведем каждое из выражений (10) в квадрат, домножим первое на a, второе - на b и вычтем друг из друга:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (11)

Моменты инерции Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru и Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru можно определить, воспользовав­шись теоремой Штейнера: момент инерции тела относительно оси, не проходящей через центр масс, равен сумме двух слагаемых: момента инерции относительно параллельной ей оси, проходящей через центр масс JЈ и произведе­ния кассы тела на квадрат расстояния между центром масс и рассмат­риваемой осью.

Таким образом:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru ; Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (12)

Подставив соотношения (12) в (11), получим:

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru (13)

Если подобрать положения дисков E и D таким образом, чтобы выполнялось соотношение Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , то формула (13) значительно упрощается и мы получим рабочую фор­мулу для определения ускорения си­лы тяжести при помощи оборотного маятника.

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru ,

Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru , (14)

где l - расстояние между ребрами призм в случае равенства пе­риодов колебаний относительно каждого из ребер Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru

Описание прибора и практическая часть работы.

Общий вид универсального маятника FPM-04 представлен на рис. 4. Основание (1) оснащено регулируемыми ножками (2), которые позволя­ют произвести выравнивание прибора.

В основании закреплена колонка (3), на которой фиксируются верхний кронштейн (4) и нижний кронштейн (5) с фотоэлектрическим датчиком (6). После отвинчивания воротка (11)

верхний кронштейн мож­но поворачивать вокруг колонки. Закрепление воротка (11) фиксирует кронштейн в любом произвольно избранном положении. С одной сторо­ны кронштейна (4) находится математический маятник (7), с другой на вмонтированных вкладышах - оборотный маятник (8).

Длину математического маятника можно регулировать при помощи воротка (9), а ее величину можно определить при помощи шкалы на колонке (3).

Оборотный маятник выполнен в виде стального стержня, на кото­ром фиксируются два повернутые друг к другу лезвиями ножа и два тяжелых диска. На стержне через 10 мм выполнены кольцевые нарезки, служащие для точного определения длины оборотного маятника (расстояния между лезвиями ножей). Ножи и диски можно перемещать таким образом, что их размер вдоль стержня является кратным 10 мм, а фиксирующие воротки размещены так, чтобы при помощи кольцевых на­резок можно было их наглухо блокировать.

Нижний кронштейн вместе с фотоэлектрическим датчиком можно перемещать вдоль колонки и фиксировать в произвольно избранном по­ложении.

Фотоэлектрический датчик соединен с привинченным к основанию миллисекундомером FPM-I4 (10). На рис. 5


Описание прибора и практическая часть работы. - student2.ru   ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ ПРИ ПОМОЩИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ОБОРОТНОГО МАЯТНИКОВ  

изображена лицевая панель миллисекундомера. На табло (12) в процессе работы высвечивается число периодов, а на табло (13) - полное время. В нижней части па­нели расположены клавиши; "сеть" (14); "сброс" (15) и "стоп"(16).

Прибор готов к работе непосредственно после включения в сеть и не нуждается в прогреве.

Правила безопасности.

Эксплуатация прибора допускается только при наличии заземления.

Выполнение работы.

Наши рекомендации