Схема 3. Интеллектуальная сфера культуры.

Гуманитарная культура v Совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, культурологии, юриспруденции, этики, искусствоведения и других гуманитарных наук; v Систематизирующие ценности: гуманизм, познание смысла бытия, идеалы красоты, совершенства, любви, демократической свободы и т. п.
Социально-экономическая культура v Совокупный исторический объем знания социологии и экономики, политологии, финансов и кредитов, бизнеса и планирования, рынков и торговли, менеджмента, предпринимательства и коммерции, рекламы, корпоративной культуры и PR; v Систематизирующие ценности: институциональная экономика, социальное равенство, социальная этика, социокультурная рыночная экономика, государственно-корпоративная экономика.
Естественнонаучная культура v Совокупный исторический объем знания естественных наук о микро-, макро- и мегамирах, о взаимодействии бытия с природой, о законах ноогенеза – превращения биосферы в ноосферу; v Систематизирующие ценности: целостность теории, эксперимента и практики, классическая, неклассическая и эволюционно-синергетическая стратегии научного познания природы и бытия, конструктивно - теоретические модели естествознания.
Технологическая культура v Совокупный объем знания о ремеслах, машинах, приборах и аппаратах, о физических, химических, геологических, биологических и информационных технологиях, об эволюционно-технологической модернизации всех сфер экономики; v Систематизирующие ценности: материальный и информационный базис культуры и «комфортных» условий существования техногенной цивилизации, практический результат применения моделей естествознания.

В постиндустриальной цивилизации в условиях глобализации резко усилилась роль информационо-коммуникативной культуры, которая наряду с повышением роли языкознания, информатики и прикладной математики все в большей степени взаимодействует со всеми выше приведенными (см. схему 3) сегментами культуры, усиливая их роль не только в образовании, но и повседневном профессиональном учете социально-эколого-экономических факторов природопользования, как глобального преодоления не только экономических, но и экологических кризисов и катастроф. Соответствующее взаимодействие информационно-коммуникативной культуры с другими сегментами интеллектуальной сферы культуры приведено в схеме 4.

Схема 3. Интеллектуальная сфера культуры. - student2.ru Схема 4. Структура интеллектуальной сферы культуры.

Классический и даже неклассический идеалы рациональности опирались на доминирование с XVII в. и до почти конца XX в. физико-математического идеала научности в рамках фундаменталистской парадигмы физического знания. Параллельно развивался гуманитарный идеал научности, в центре внимания которого активная роль субъекта в познавательном процессе. Особую роль он приобрел в переходном процессе от индустриальной к постиндустриальной цивилизации.

Гуманитарно-художественная культура прежде всего в классическом и частично на основе принципа соответствия Н. Бора и в неклассическом идеале рациональности, в широком смысле отличается от естественнонаучной культуры, во-первых, субъективностью знания, во-вторых, образностью (нестрогостью) используемого языка, в-третьих, выделением (акцентированием) индивидуальных (субъективных) реальностей изучаемых явлений и объектов, в-четвертых, сложностью или даже невозможностью верификации или фальсификации.

Научный метод познания

Терминологическое определение науки буквально означает знание. Наука- исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование действительности. Итак, наука- это производство знаний и их предметно-практическое использование в производсвенно-практической деятельности человека.

Выделяют три основные ипостаси науки: отрасль культуры, способ познания мира, социальный институт.

Научный метод познания мира опирается на основные функции и модели науки. Под «функцией» будем понимать способ действия, проявление активности системы, общий тип решаемых задач.

Б.М. Кедров все функции науки выделил в три группы соответственно трем сторонам познавательной деятельности субъекта: эмпирической (от греч. emperia - опыт), теоретической (от греч. theoria - исследование) и предметно-практической. К эмпирической группе относятся следующие функции: собирательная (установление фактов, их накопление), описательная (изложение фактов), систематизаторская (первичная группировка опытного материала, приведение его в определенный порядок). Теоретическая группа включает в себя объяснительную функцию, функцию обобщения (с целью раскрытия законов науки и проникновения в сущность изучаемых явлений), функцию прогнозирования (разведывательную функцию) и др. Предметно-практическая группа функций отражает производственно-практическую деятельность человека.

Пренебрегая нелинейной взаимозависимостью функций науки, выделяют эмпирические и теоретические методы. В то же время сохраняется определенное своеобразие эмпирических и теоретических методов конкретных наук. Мы будем опираться на систематизацию официальных методов в обобщенной методологии науки.

Кроме того эмпирические и теоретические методы зачастую пересекаются, в частности, в индуктивном и гипотетико-дедуктивном методах познания. В.Г. Разумовский, обобщая высказывания таких выдающихся ученых, как А. Эйнштейн, М. Планк, М. Борн и др., представил гипотетико-дедуктивный метод в циклической взаимосвязи следующих процедур: обобщение фактов à выдвижение гипотезы и построение абстрактной модели à вывод теоретических следствий à экспериментальная проверка этих следствий.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования.

Пересечение эмпирических и теоретических методов научного познания привело к выделению универсальных общенаучных (общелогических) методов, а также особенных эмпирических и особенных теоретических методов. Мы дадим определения методов познания, исходя из основания всякой реальности – связи элементов (см. схему 5).

Наши рекомендации