Магнитное взаимодействие токов

Предисловие

Учебное пособие разработано для того, чтобы помочь студентам при подготовке к защите лабораторных работ, при выполнении домашних заданий после практических занятий и, наконец, для успешной сдачи зачета или экзамена по разделу «Электромагнетизм» в курсе общей физики. Теоретический материал изложен в сжатой, доступной форме, что позволяет быстро и качественно выполнить необходимую работу.

Учитывая, что «Электромагнетизм» не является первым разделом физики, необходимо знать предыдущий материал, который можно найти в учебных пособиях: «Основы механики», «Колебания и волны», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электричество и постоянный ток», которые имеются в наличии в лабораториях кафедры, в читальном зале библиотеки ДГТУ и на сайте: http: ntb. donstu.ru.

Пособие содержит пять больших разделов. Приведены формулы и обозначения физических величин. Основные понятия выделены курсивом, на них следует обратить внимание, так как вводится новый термин или рассматривается новое явление, не описанное ранее.

Изучение магнитных явлений чрезвычайно важно как с теоретической, так и с практической стороны. Современная электротехника весьма широко использует магнитные свойства вещества для получения электрической энергии, для ее превращения в различные другие виды энергии. В аппаратах проволочной и беспроволочной связи, в телевидении, автоматике и телемеханике используются материалы с определенными магнитными свойствами. Магнитные явления играют существенную роль также и в живой природе. Необычайная общность магнитных явлений, их огромная практическая значимость, естественно, приводят к тому, что учение о магнетизме является одним из важнейших разделов современной физики.

Магнитное поле в вакууме

Магнитное взаимодействие токов

В XIX в. экспериментальным путем были исследованы законы взаимодействия постоянных магнитов и проводников, по которым пропускался электрический ток. В 1820 г. практически одновременно с открытием действия тока на магнитные стрелки открыто и подробно изучено Ампером взаимодействие токов. В опытах Ампера было установлено, что сила взаимодействия, приходящаяся на единицу длины каждого из параллельных проводников, прямо пропорциональна силе тока в них Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и обратно пропорциональна расстоянию Магнитное взаимодействие токов - student2.ru между ними:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , (1.1)

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ; Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – магнитная постоянная.

Магнитное поле. Основные свойства.

Вектор магнитной индукции

Пространство вблизи магнита или проводника с током находится в особом состоянии, которое будем называть магнитным полем.

Были установлены два экспериментальных факта:

- движущиеся заряды создают магнитное поле;

- магнитное поле действует на движущиеся заряды и не действует на неподвижные заряды.

Этим магнитное поле существенно отличается от электростатического, которое действует как на неподвижные, так и на движущиеся заряды.

Как показывает опыт, магнитное поле имеет направленный характер и характеризуется векторной величиной Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . По аналогии с напряженностью электрического поля Магнитное взаимодействие токов - student2.ru логично было бы назвать Магнитное взаимодействие токов - student2.ru напряженностью магнитного поля. Однако по историческим причинам основную характеристику магнитного поля называют магнитной индукцией. Напряженностью магнитного поля называют вспомогательную величину Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , аналогичную вспомогательной характеристике электрического поля – вектору электрического смещения Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Подобно тому, как при исследовании электростатического поля использовали точечный пробный заряд, для исследования магнитного поля будем использовать пробный ток, циркулирующий в плоском замкнутом контуре очень малых размеров. Ориентация контура в пространстве характеризуется направлением нормали Магнитное взаимодействие токов - student2.ru к контуру, связанной с направлением силы тока правилом правого винта (рис. 1.1, а). Такую нормаль назовем положительной.

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru

Опыт показывает, что если поместить пробный контур в магнитное поле, то поле установит контур положительной нормалью в определенном направлении (рис. 1.1, б). Примем это направление за направление индукции магнитного поля в данной точке. Если контур повернуть так, чтобы направления нормали и поля не совпадали, возникает вращающий момент силы Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , стремящийся вернуть контур в равновесное положение. Модуль момента зависит от угла Магнитное взаимодействие токов - student2.ru между нормалью и направлением поля, достигая наибольшего значения Магнитное взаимодействие токов - student2.ru при Магнитное взаимодействие токов - student2.ru (при Магнитное взаимодействие токов - student2.ru момент равен нулю). Вращающий момент зависит как от свойств поля в данной точке, так и от свойств контура и определяется формулой:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ,

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – вектор магнитного момента контура с током.

Для плоского контура с током Магнитное взаимодействие токов - student2.ru :

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , (1.2)

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – площадь поверхности контура.

Таким образом, направление Магнитное взаимодействие токов - student2.ru совпадает с направлением положительной нормали Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . Единицей магнитного момента является ампер-квадратный метр Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

На пробные контуры, различающиеся значением Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , действуют в данной точке разные по модулю вращающие моменты. Однако отношение Магнитное взаимодействие токов - student2.ru оказывается при фиксированном Магнитное взаимодействие токов - student2.ru одним и тем же. Поэтому в качестве модуля магнитной индукции можно принять соотношение:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Итак, магнитная индукция в данной точке магнитного поля есть векторная величина, модуль которой определяется максимальным вращающим моментом, действующим на контур с магнитным моментом, равным единице, когда нормаль к рамке перпендикулярна направлению поля. Направление магнитной индукции совпадает с положением положительной нормали к контуру с током.

Единица измерения величины Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – тесла (Тл) и равна магнитной индукции однородного поля, в котором на плоский контур с током, имеющий магнитный момент Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , действует максимальный вращающий момент, равный Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Для магнитного поля, как и для электрического, справедлив принцип суперпозиции: магнитная индукция Магнитное взаимодействие токов - student2.ru поля, порождаемого несколькими движущимися зарядами (токами), равна сумме магнитных индукций Магнитное взаимодействие токов - student2.ru полей, порождаемых каждым зарядом (током) в отдельности:

Закон Био–Савара–Лапласа

Французские физики Ж. Био и Ф. Савар провели в 1820 г. исследование магнитных полей, создаваемых токами, текущими по тонким проводам различной формы. Лаплас проанализировал экспериментальные данные, полученные Био и Саваром, и установил зависимость, которая получила название закона Био–Савара–Лапласа.

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru Согласно этому закону, индукция магнитного поля любого тока может быть вычислена как векторная сумма (суперпозиция) индукций магнитных полей, создаваемых отдельными элементарными участками тока. Для магнитной индукции поля, создаваемого элементом тока длиной Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , Лаплас получил формулу:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , (1.3)

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – вектор, по модулю равный длине Магнитное взаимодействие токов - student2.ru элемента проводника и совпадающий по направлению с током (рис. 1.3); Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – радиус-вектор, проведенный от элемента Магнитное взаимодействие токов - student2.ru в ту точку, в которой определяется Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ; Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – модуль радиуса-вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Модуль выражения (1.3) определяется формулой:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , (1.4)

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – угол между векторами Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Магнитное поле прямого тока

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru Применим формулу (1.4) для вычисления магнитной индукции поля прямого тока, т.е. поля, создаваемого током, текущим по тонкому прямому отрезку провода (рис. 1.4). В произвольной точке Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , удаленной от оси проводника на расстояние Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , векторы Магнитное взаимодействие токов - student2.ru от всех элементов тока имеют одинаковое направление («на читателя»). Поэтому сложение векторов Магнитное взаимодействие токов - student2.ru можно заменить сложением их модулей. Из рис. 1.4 видно, что

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Подставив эти выражения в формулу (1.4), получим:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru

Угол Магнитное взаимодействие токов - student2.ru для всех элементов отрезка прямого тока изменяется в пределах от Магнитное взаимодействие токов - student2.ru до Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , поэтому

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Для случая прямого провода бесконечной длины Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и, согласно последнему выражению, магнитная индукция определяется формулой:

Закон Ампера

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru Действие магнитного поля на рамку с током – это пример воздействия магнитного поля на проводник с током. Ампер установил, что сила Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , с которой магнитное поле действует на элемент проводника Магнитное взаимодействие токов - student2.ru с током, находящегося в магнитном поле, равна:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , (1.5)

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – вектор по модулю равный Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и совпадающий по направлению с током; Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – вектор магнитной индукции.

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru Силу (1.5) называют силой Ампера, ее модуль вычисляется по формуле:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , (1.6)

Направление силы Ампера перпендикулярно направлению тока (направлению Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ) и направлению индукции Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и подчиняется правилу буравчика. Можно также пользоваться правилом левой руки (рис. 1.6): если ладонь левой руки расположить так, чтобы в нее входил вектор Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , а четыре вытянутых пальца расположить по направлению тока в проводнике, то отогнутый большой палец покажет направление силы Ампера.

Сила Лоренца

Сила, действующая на электрический заряд, движущийся в магнитном поле Магнитное взаимодействие токов - student2.ru со скоростью Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , называется силой Лоренца:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru или Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , (1.10)

Из выражения (1.10) вытекает, что заряд, движущийся вдоль линий магнитного поля, не испытывает действия силы Лоренца.

Направление силы Лоренца так же, как и силы Ампера, определяется по правилу левой руки. Сила Лоренца всегда перпендикулярна скорости движения заряженной частицы. Поэтому она изменяет только направление этой скорости, не изменяя ее модуля. Следовательно, сила Лоренца работы не совершает.

Постоянное магнитное поле не совершает работы над движущейся в нем заряженной частицей и кинетическая энергия этой частицы при движении в магнитном поле не изменяется.

Если имеются одновременно электрическое и магнитное поля, сила, действующая на заряженную частицу

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru (1.11)

Это выражение называется формулой Лоренца. Оно справедливо как для постоянных, так и для переменных электрических и магнитных полей.

Магнитный поток

Рассмотрим плоскую площадку Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , находящуюся в однородном магнитном поле с индукцией Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . Магнитным потоком или потоком вектора магнитной индукции сквозь площадку Магнитное взаимодействие токов - student2.ru называют величину

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ,

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – угол между направлением нормали Магнитное взаимодействие токов - student2.ru к площадке и направлением индукции Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ; Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – проекция вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru на нормаль Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Магнитный поток – скалярная знакопеременная величина. Если угол Магнитное взаимодействие токов - student2.ru острый, то поток положительный, если угол Магнитное взаимодействие токов - student2.ru тупой, то поток отрицательный, при Магнитное взаимодействие токов - student2.ru поток равен нулю.

Поскольку Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – число линий магнитной индукции, проходящих через единицу поверхности рассматриваемой площадки, то магнитный поток Магнитное взаимодействие токов - student2.ru равен полному числу линий магнитной индукции, проходящих через данную поверхность.

Если магнитное поле неоднородно, а рассматриваемая поверхность не плоская, то эту поверхность можно разбить на бесконечно малые элементы Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . Каждый элемент поверхности можно рассматривать как плоскую площадку, а любое поле на протяжении этого элемента – как однородное. Поэтому магнитный поток через элемент поверхности

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ,

а полный поток через всю поверхность

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

В единицах СИ поток измеряется в веберах (Вб).

1.11. Работа, совершаемая при перемещении проводника
с током в магнитном поле

I
Магнитное взаимодействие токов - student2.ru Рассмотрим контур с током, образованный неподвижными проводами и скользящей по ним подвижной перемычкой длиной Магнитное взаимодействие токов - student2.ru (рис. 1.9). Пусть этот контур находится во внешнем однородном магнитном поле, перпендикулярном плоскости контура. На проводник с током в магнитном поле действует сила, определяемая законом Ампера (см. подп. 1.5).

Сила Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , действующая на перемычку

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru

При перемещении из положения 1 в положение 2 на расстояние Магнитное взаимодействие токов - student2.ru перемычка под действием силы Магнитное взаимодействие токов - student2.ru совершит работу Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – заштрихованная площадь, Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – поток вектора магнитной индукции, пронизывающий эту площадь.

В итоге получим:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ,

т.е. работа по перемещению проводника с током в магнитном поле равна произведению силы тока на магнитный поток, пересеченный движущимся проводником. Полученная формула справедлива и для произвольного направления вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Магнитное поле прямого тока

Пусть постоянный ток Магнитное взаимодействие токов - student2.ru течет вдоль бесконечно длинного прямого провода, имеющего круглое сечение радиусом Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . Найти индукцию Магнитное взаимодействие токов - student2.ru поля снаружи и внутри провода.

Линии вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru имеют вид окружностей с центром на оси провода. Причем модуль вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru должен быть одинаков во всех точках на расстоянии Магнитное взаимодействие токов - student2.ru от оси провода. Поэтому по теореме о циркуляции вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru для круглого контура Магнитное взаимодействие токов - student2.ru (рис. 1.11, а) Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , следовательно, вне провода

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , ( Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ). (1.13)

Решение этой задачи с помощью закона Био–Савара–Лапласа оказывается гораздо более сложным.

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru

Из соображений симметрии следует, что линии вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru внутри провода являются тоже окружностями. По теореме о циркуляции вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru для круглого контура Магнитное взаимодействие токов - student2.ru (рис. 1.11, а) Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – ток, охватываемый данным контуром. Отсюда находим, что внутри провода

Зависимость Магнитное взаимодействие токов - student2.ru показана на рис. 1.11, б.

Если провод имеет вид трубки, то снаружи индукция Магнитное взаимодействие токов - student2.ru определяется формулой (1.13), а внутри – магнитное поле отсутствует. Это также легко показать с помощью теоремы о циркуляции вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Магнитное поле соленоида

l
Магнитное взаимодействие токов - student2.ru Пусть ток Магнитное взаимодействие токов - student2.ru течет по проводнику, намотанному по винтовой линии на поверхность цилиндра. Такой обтекаемый током цилиндр называют соленоидом. Пусть на единицу длины соленоида приходится Магнитное взаимодействие токов - student2.ru витков проводника. Если шаг винтовой линии достаточно мал, то каждый виток соленоида можно приближенно заменить замкнутым витком. Будем также полагать, что сечение проводника настолько мало, что ток в соленоиде можно считать текущим по его поверхности.

Экспериментальное изучение магнитного поля соленоида показывает, что внутри соленоида поле является однородным, вне соленоида – неоднородным и очень слабым.

Чем соленоид длиннее, тем меньше магнитная индукция вне его. Поэтому приближенно можно считать, что поле бесконечно длинного соленоида сосредоточено целиком внутри него, а полем вне соленоида можно пренебречь.

Для нахождения магнитной индукции выберем замкнутый прямоугольный контур (рис. 1.12). Циркуляция вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru по данному контуру равна Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , и контур охватывает ток Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – число витков на единицу длины соленоида. Согласно теореме о циркуляции (1.12) Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , откуда следует, что внутри длинного соленоида

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ,

т.е. поле внутри длинного соленоида однородно.

Магнитное поле тороида

Тороид представляет собой провод, навитый на каркас, имеющий форму тора (рис. 1.13).

Как показывает опыт, магнитное поле сосредоточено внутри тороида, вне его поле отсутствует.

Линии магнитной индукции в данном случае представляют собой окружности, центры которых расположены по оси тороида. В качестве контура выберем одну такую окружность радиусом Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . Если контур расположен внутри тороида, он охватывает ток Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – число витков тороида, Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – ток в проводе. По теореме о циркуляции (1.12) Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , следовательно, магнитная индукция внутри тороида Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru Учитывая, что Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – число витков на единицу длины тороида, Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – внешний радиус тора, получаем:

Магнитное поле в веществе

Магнитомеханические явления

До сих пор мы рассматривали магнитное поле в вакууме. Если проводники с током находятся не в вакууме, а в другой среде, то магнитное поле изменяется.

Различные вещества в магнитном поле намагничиваются, т.е. сами становятся источником магнитного поля. Результирующее магнитное поле в среде является векторной суммой полей, создаваемых проводниками с током и намагниченной средой, и поэтому не равно полю в вакууме. Вещества, способные намагничиваться, называются магнетиками.

Причина намагничивания заключается в том, что во всех веществах существуют мельчайшие электрические токи – молекулярные токи. В пределах каждого атома эти токи ориентированы хаотично. Если вблизи какого-то тела поместить проводник с током (макроток), то под действием его магнитного поля микротоки во всех атомах определенным образом ориентируются, создавая в теле дополнительное магнитное поле. Вектор магнитной индукции Магнитное взаимодействие токов - student2.ru характеризует результирующее магнитное поле, создаваемое всеми макро- и микротоками, т.е. при одном и том же токе и при прочих равных условиях вектор Магнитное взаимодействие токов - student2.ru в различных средах будет иметь разные значения.

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru Чтобы разобраться в магнитных свойствах сред и их влиянии на магнитную индукцию, необходимо рассмотреть действие магнитного поля на атомы и молекулы вещества.

Пусть электрон движется со скоростью Магнитное взаимодействие токов - student2.ru в атоме по круговой орбите радиусом Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . Электрон, движущийся по одной из таких орбит, эквивалентен круговому току, поэтому он обладает орбитальным магнитным моментом [см. формулу (1.2)], модуль которого:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , (2.1)

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – сила тока; Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – частота вращения электрона по орбите; Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – площадь орбиты.

Учитывая, что Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , получаем:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Направление вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru образует с направлением тока правовинтовую, а с направлением движения электрона левовинтовую систему (см. рис. 2.1).

Движущийся по орбите электрон обладает моментом импульса

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , (2.2)

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – масса электрона.

Вектор Магнитное взаимодействие токов - student2.ru называют орбитальным механическим моментом электрона. Он образует с направлением движения электрона правовинтовую систему. Следовательно, направления векторов Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и Магнитное взаимодействие токов - student2.ru противоположны. Учитывая формулы (2.1) и (2.2), получаем:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ,

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – гиромагнитное отношение орбитальных моментов.

Вследствие вращения вокруг ядра электрон оказывается подобным волчку. Это обстоятельство лежит в основе так называемых магнитомеханических явлений, заключающихся в том, что намагничивание магнетика приводит к его вращению, и наоборот, вращение магнетика вызывает его намагничивание.

Экспериментально было доказано, что кроме орбитальных моментов (2.1) и (2.2) электрон обладает собственным механическим моментом импульса Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , называемым спином. Считается, что спин является неотъемлемым свойством электрона, подобно его заряду и массе.

Спином обладают не только электроны, но и другие элементарные частицы. Спин элементарных частиц оказывается целым или полуцелым кратным величины Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – постоянная Планка.

Спину электрона Магнитное взаимодействие токов - student2.ru соответствует собственный (спиновый) магнитный момент Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , пропорциональный Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и направленный в противоположную сторону:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ,

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – гиромагнитное отношение спиновых моментов.

Проекция собственного магнитного момента на направление вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru может принимать только одно из двух значений:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ,

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – магнетон Бора, являющийся единицей магнитного момента электрона.

Общий момент атома Магнитное взаимодействие токов - student2.ru равен векторной сумме магнитных моментов (орбитальных и спиновых), входящих в атом электронов:

Намагниченность магнетика

В дальнейшем будем различать макроскопические токи, т.е. электрические токи, протекающие по проводникам в электрических цепях, и микроскопические токи, обусловленные движением электронов в атомах и молекулах.

Намагничивание постоянных магнитов является следствием существования в них микротоков.

Для количественного описания магнитных свойств вещества ввели векторную величину – намагниченность, равную векторной сумме магнитных моментов Магнитное взаимодействие токов - student2.ru атомов, которые находятся в единице объема вещества:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – число атомов, находящихся в объеме Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Вектор индукции магнитного поля Магнитное взаимодействие токов - student2.ru характеризует результирующее магнитное поле, создаваемое всеми макро- и микротоками. Следовательно, магнитное поле в веществе складывается из двух полей:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ,

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – индукция магнитного поля, создаваемого макроскопическими токами, без учета свойств вещества (например, в вакууме); Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – индукция магнитного поля, создаваемого микроскопическими токами.

Магнитное поле макроскопических токов описывается вектором напряженности магнитного поля Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . Вектор Магнитное взаимодействие токов - student2.ru связан с вектором Магнитное взаимодействие токов - student2.ru следующим соотношением:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Для описания магнитного поля микротоков рассмотрим вещество (магнетик) в виде цилиндра площадью сечения Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и длиною Магнитное взаимодействие токов - student2.ru находящегося в однородном магнитном поле, вектор индукции которого Магнитное взаимодействие токов - student2.ru (рис. 2.2, а). Вектор индукции направлен вдоль оси цилиндра от нас.

Если рассматривать любое сечение цилиндра, перпендикулярное его оси (рис. 2.2, б), то во внутренних участках сечения магнетика микротоки атомов направлены навстречу друг другу и взаимно компенсируются. Нескомпенсированными остаются лишь микротоки, выходящие на боковую поверхность цилиндра.

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru
Ток, текущий по боковой поверхности цилиндра, создает магнитное поле, индукцию которого Магнитное взаимодействие токов - student2.ru можно определить по формуле для соленоида, полагая, что он состоит из одного витка:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , (2.3)

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – микротоки, протекающие по боковой поверхности цилиндра; Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – длина соленоида.

Магнитный момент, создаваемый всеми микротоками соленоида

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ,

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – объем соленоида.

Выражая магнитный момент Магнитное взаимодействие токов - student2.ru через намагниченность, получаем Магнитное взаимодействие токов - student2.ru или после подстановки значения Магнитное взаимодействие токов - student2.ru в формулу (2.3) получим:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru или в векторной форме Магнитное взаимодействие токов - student2.ru

Учитывая значения Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , индукцию поля, создаваемого макро- и микротоками, можно записать в таком виде:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . (2.4)

Экспериментально установлено, что намагниченность Магнитное взаимодействие токов - student2.ru пропорциональна напряженности поля, которое ее вызывает, т.е.

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , (2.5)

где Магнитное взаимодействие токов - student2.ru – коэффициент пропорциональности, называемый магнитной восприимчивостью.

Используя выражение (2.5), результирующую индукцию поля в веществе (2.4) можно записать в виде:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . (2.6)

Безразмерная величина Магнитное взаимодействие токов - student2.ru называется относительной магнитной проницаемостью или просто магнитной проницаемостью вещества.

Формула (2.6) устанавливает связь между индукцией магнитного поля Магнитное взаимодействие токов - student2.ru внутри вещества и напряженностью внешнего поля Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

2.3. Теоремы о циркуляции векторов Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и Магнитное взаимодействие токов - student2.ru

В случае определения индукции магнитного поля в вакууме было получено выражение циркуляции вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru в таком виде:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . (2.7)

Микротоки в вакууме равны нулю. В случае определения индукции поля в веществе может быть использовано выражение (2.6). С учетом того, что кроме макро- присутствуют и микроскопические токи, выражение (2.7) принимает вид:

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Вектор Магнитное взаимодействие токов - student2.ru характеризует поле макро- и микроскопических токов.

Определим циркуляцию вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . Для этого проведем замкнутый контур прямоугольной формы, одна из сторон которого находится внутри вещества (рис. 2.2., б):

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Мы учли выражение Магнитное взаимодействие токов - student2.ru .

Таким образом, Магнитное взаимодействие токов - student2.ru . Источником вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ru являются микротоки.

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , откуда Магнитное взаимодействие токов - student2.ru.

В таком случае

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru ,

т.е. источником вектора Магнитное взаимодействие токов - student2.ruявляются макроскопические токи.

Виды магнетиков

Формула (2.5) определяет магнитную восприимчивость Магнитное взаимодействие токов - student2.ru единицы объема вещества. В зависимости от знака и величины Магнитное взаимодействие токов - student2.ru все магнетики подразделяются на следующие виды.

1) Диамагнетики, у которых магнитная восприимчивость Магнитное взаимодействие токов - student2.ru отрицательна и мала по абсолютной величине, а магнитная проницаемость Магнитное взаимодействие токов - student2.ru меньше единицы.

2) Парамагнетики, у которых магнитная восприимчивость Магнитное взаимодействие токов - student2.ru положительна, а магнитная проницаемость Магнитное взаимодействие токов - student2.ru несколько больше единицы.

3) Ферромагнетики, у которых магнитная восприимчивость Магнитное взаимодействие токов - student2.ru положительна, магнитная проницаемость Магнитное взаимодействие токов - student2.ru может принимать аномально большие значения. Кроме того, в отличие от диамагнетиков и парамагнетиков, для которых Магнитное взаимодействие токов - student2.ru и Магнитное взаимодействие токов - student2.ru не зависят от Магнитное взаимодействие токов - student2.ru , для ферромагнетиков они являются сложной функцией напряженности магнитного поля.

Диамагнетики

К диамагнетикам относятся инертные газы, металлы (Bi, Zn, Cu, Au и др.), стекло, различные смолы и другие вещества.

Рассмотрим, что происходит с атомами диамагнетика во внешнем магнитном поле на примере атома гелия. Атом гелия состоит из ядра и двух электронов (рис. 2.3). Будем считать, что электроны движутся по круговым орбитам с одинаковой по Магнитное взаимодействие токов - student2.ru величине скоростью, но в противоположных направлениях, поэтому суммарный орбитальный магнитный момент электронов равен нулю. Спиновые магнитные моменты электронов направлены в противоположные стороны и их сумма также равна нулю. Следовательно, равен нулю магнитный момент всего атома. (Магнитный момент ядра значительно меньше электронного.)

Магнитное взаимодействие токов - student2.ru При включении внешнего магнитного поля