Предпосылки антропосоциогенеза

Абиотические предпосылки

Каким же образом происходило естественное возникновение челове­ка, общества и сознания? Каковы основные закономерности антро­посоциогенеза, этого связующего звена между историей природы, и историей общества? Каковы его этапы? Разумеется, мы не знаем всех деталей перехода от биологического к социальному в развитии мате­рии. Вместе с тем современной наукой уже создана достаточно це­лостная и стройная общая картина.

Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы. Пьедесталом антропо­социогенеза явилось развитие органического (биологического) мира в его единстве с геологическими, географическими, климати­ческими, физико-химическими, космическими и другими неоргани­ческими (абиотическими) системами. В соответствии с современной теорией эволюции, историческое развитие биологических организ­мов определяется рядом эволюционных факторов (мутационными процессами, популяционными волнами, изоляцией, естественным отбором и др.), включенными во взаимодействие с абиотическими системами природы. Эволюция действует не на отдельного индиви­да, а на популяцию. Через последовательную смену поколений сохра­няются и утверждаются те признаки, которые оказываются удобны­ми в данных условиях среды. Такое взаимодействие абиотических систем с эволюционными факторами определяло предпосылки и протекание антропосоциогенеза.

Абиотические предпосылки антропосоциогенеза лучше всего изу­чены в том, что касается геологического, географического и клима­тического фона, на котором возник человек. Космические и физико-химические факторы, которые, безусловно, оказывали большое вли­яние на процесс антропосоциогенеза, пока изучены меньше.

Становление человечества происходило в последний период кай­нозойской эры истории Земли, в конце эпохи неогена. Геологические процессы — это важная часть абиотической среды, изменения которой определяли развитие органических видов. Геологические предпо­сылки антропосоциогенеза включают в себя оледенения и потепле­ния, усиленный вулканизм, сейсмические и тектонические процес­сы, повышение уровня радиоактивности (в результате землетрясе­ний, горообразовании, тектонических разломов коры и др.), измене­ние магнитного поля Земли (за последние 5 млн лет магнитные полюсы Земли менялись четыре раза) и др.

Географические предпосылки включают в себя прежде всего измене­ния очертаний материков и морей. Так, например, еще в плейстоце­не существовали мосты суши, которые соединяли Британские остро­ва с Европой, острова Малайского архипелага с Азиатским континен­том, Азиатский и Американский континенты и др. Это способствова­ло миграции животных, расселению их на Земле. Географические предпосылки связаны с климатическими изменениями, вызванными оледенениями.

Периоды оледенения с резкими похолоданиями чередовались с периодами сравнительного потепления, особенно характерными для плейстоцена. В периоды древних оледенений колоссальные про­странства (до 30% суши) занимали ледники, двигавшиеся с севера на юг. 250 тыс. лет назад материковые льды достигали широт Волгограда на Восточно-Европейской равнине и Оклахомы на Великих равнинах Северной Америки. Огромные территории, лежащие за пределами ледников, превращались в заболоченные тундры, которые на юге переходили в холодную степь и лесостепь. Для этих районов харак­терна резкая смена фауны. Хотя на юге Азии и в Африке не было материкового льда и ледники наблюдались лишь в районах больших гор, но общее похолодание отразилось и на этих регионах. В период антропогена они испытали несколько смен влажных (дождливых) и засушливых (аридных) эпох. Но смена фауны и флоры в этих районах не была такой резкой, как в более северных регионах. (Например, в Сахаре обитали крокодилы и бегемоты.) Для эволюции животного мира имели большое значение и резкие колебания уровня Мирового океана. Во время оледенений этот уровень понижался по сравнению с современным на 120 м, обнажая при этом сухопутные мосты между Азией и Америкой, Европой и Британскими островами, материковые отмели континентов.

В периоды оледенений резко изменялись фауна и флора: вымира­ли многие виды теплолюбивых животных и растений, а оставались те виды, которым удалось приспособиться к новым условиям. При этом у них резко изменялись образ жизни, характер питания, пове­денческие реакции. Так, в ходе рисского оледенения вымерли либо переселились на юг гиппопотамы, теплолюбивые виды слонов, носо­рогов. Их место заняли приспособившиеся к холодному климату ма­монты и шерстистые носороги; кроме того, были распространены зубры, пещерные медведи, пещерные львы, северные олени, овцебы­ки и др.*

* В четвертичном периоде выделяются следующие периоды оледенений: дунай (от 1,8 до 1.2 млн лет), гюнц (от 1 млн лет до 750 тыс. лет), мивдель (от 500 до 350 тыс. лет), рисе (от 200 до 120 тыс. лет) ивюрм (от 80 до 10 тыс. лет). Кроме того, ярко выделяются межледниковые периоды относительного потепления: гюнц — миндель, миндель - рисс, рисс — вюрм. Особенно сильными и вызывающими резкие перепады температуры и климата были плейстоценовые оледенения -миндель, рисс, вюрм.

К абиотическим предпосылкам антропосоциогенеза следует отне­сти также влияние космических (ритмы солнечной активности, влия­ние космических лучей и др.) и физико-химических факторов (состав атмосферы, радиационный фон и др.).

Главная роль всех этих абиотических факторов в антропосоциогенезе состояла в том, что они, будучи мощным генератором му­тационных процессов, средством интенсивной перекомбинации генофонда (слияние пар хромосом либо их выпадение, сальтация генов и др.), поставляли богатый разнообразный элементарный эво­люционный материал для естественного отбора, ускоряя происхождение новых видов животных. Очень важна интенсивность абиоти­ческих факторов. Абиотическая среда была такой, что, с одной сто­роны, она не оказывала чересчур сильного давления на предков человека и ранних людей, которое могло бы привести к их полному вымиранию. (Хотя, конечно, многие виды обезьян третичного пе­риода несомненно вымерли, так и не перейдя на уровень человека.) С другой стороны, полное господство предков человека в своей экологической нише, отсутствие конкуренции в борьбе за сущест­вование тоже имело бы негативные последствия: отсутствие стиму­лов биологической эволюции, развитие в направлении узкой спе­циализации, закрытие выходов на путь гоминидной, человеческой эволюции и др.

Анализ абиотических предпосылок важен для ответа на один из ключевых вопросов учения об антропосоциогенезе — вопроса о пра­родине человека. Поскольку самое большое количество ископаемых остатков высших человекообразных обезьян эпохи плиоцена найде­ны в Южной Азии и Восточной Африке, то именно эти области претендуют на то, чтобы считаться прародиной человечества. В на­стоящее время больше всего аргументов свидетельствует в пользу африканской гипотезы. Ученые считают, что наиболее благоприят­ной для качественного перехода от животных к человеку была палеогеографическая обстановка, которая сложилась в рифтовой зоне приэкваториальной части Восточной Африки.

Она характеризовалась разломами земной коры, сейсмическими процессами, выходами радиоактивных пластов, повышением радиа­ционного фона, вулканическими извержениями. Например, в 25 км от Олдувайского ущелья, где найдены самые древние известные сей­час остатки гоминид и прегоминид, примерно 2 млн лет назад актив­но действовал вулкан (кратер Нгоро-Нгоро), забрасывая это ущелье продуктами своих извержений. Здесь теплый, устойчивый, достаточ­но влажный климат, в целом благоприятный для развития раститель­ных и животных видов. Разнообразный ландшафт — саванны, тропи­ческие и горные леса, альпийские луга - также способствовал эволю­ции приматов. Конечно, это предположение о прародине человече­ства будет уточнено и конкретизировано (возможно, и скорректировано) в ходе дальнейшего развития науки о происхожде­нии человека *.

* См.: Решетов Ю.Г. Природа Земли и происхождение человека. М., 1966; Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М., 1990.

Биологические предпосылки

Для понимания антропосоциогенеза большое значение имеет анализ эволюции высших биологических организмов, их анатомо-физиологического строения, которое явилось предпосылкой формирования определенной телесной организации человека, а следовательно, перехода к трудовой деятельности, формированию сознания. Совре­менное материалистическое естествознание исходит из того, что человек естественным Образом произошел от высших представите­лей животного мира — человекообразных обезьян.

Человек имеет настолько много общих свойств с обезьянами, что это позволяет объединить их в один отряд приматов. Приматы —высшие представители класса млекопитающих. Они обладают качествами самого широкого биологического значения. Невозможно себе представить появление человека в составе иного отряда, менее одаренного. Особенно важно то, что большая подвижность отряда приматов и разнообразие функций их передних конечностей обусло­вило развитие большого по размерам головного мозга и его высокую дифференциацию, поскольку быстрое перемещение в трехмерном пространстве и цепкие передние конечности, помогающие исследо­вать окружающую среду, требуют высокой организаций нервной сис­темы. В современной фауне насчитывается около 200 видов прима­тов среди более чем 4000 видов млекопитающих.

Еще в середине XIX в. Ч. Дарвин (на основании данных сравни­тельной анатомии и эмбриологии, которые убедительно указывали на множество сходных черт у человека и человекообразных обезьян) выдвинул и обосновал идею родства человека и обезьян, их проис­хождения от одного общего предка, жившего в эпоху неогена. Дарвин и его последователи (Т. Хаксли, Э. Геккель и др.) установили наличие сотен общих признаков телесного строения человека и антропоид­ных обезьян (шимпанзе, горилл), а также сходство эмбрионального развития человека с основными периодами развития органического мира. Более того, было показано, что антропоидные обезьяны по своей морфофизиологической организации ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Тем самым были заложены основы симиальной (обезьяньей) теории антропогенеза.

Согласно этой теории, человек и современные человекообразные обезьяны произошли от жившего в период неогена одного общего предка — обезьяноподобного существа. Дальнейшее развитие антропологии полностью подтвердило эту идею *. Прямым доказательст­вом родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ — как общих предков человека и человекообразных обезьян, так и про­межуточных форм между обезьяньим предком и современным чело­веком. Четыре вида известных сейчас антропоидов (человекообраз­ных обезьян) — шимпанзе, горилла, орангутанг и гиббон — представ­ляют собой боковые ветви «родственников» человека и тоже произо­шли от вымерших обезьян эпохи неогена. Во второй половине XX в. симиальная теория была подтверждена еще и данными молекулярной биологией, доказавшей родство белковых структур и ДНК у че­ловека и антропоидов.

* В истории антропологии имели место попытки ставить под сомнение симиальный характер сходства человека с высшими приматами. Так, в 1916 г. была высказана «тарзиальная гипотеза», в соответствии с которой человек произошел от древнетретичного долгопята, а черты сходства с обезьянами приобрел конвергентно, аналогично конвергенции обезьян Старого и Нового Света. Развитие науки не подтвердило этой точки зрения.

Долгое время отсутствовали эмпирические данные о промежуточ­ных формах между человекообразными обезьянами позднего палео­гена и неогена и далекими предками человека. Дарвин знал только одну такую форму — дриопитеков (найденных в 1856 г. во Франции) и писал о них, как о далеких предках человека. Все это стимулировало появление различных гипотез о своеобразии далеких предков чело­века. Например, высказывалась точка зрения о том, что древесная стадия в развитии обезьяньих предков человека отсутствовала, а предки человека просто передвигались по земле. Такая точка зрения нашла свое выражение в концепции Г. Осборна об эоантропе («чело­веке зари»), в соответствии с которой еще в олигоцене человеческий предок уже был наземным существом, обладавшим многими особен­ностями человека.

Только в XX в. палеоантропологические раскопки позволили об­наружить остатки ископаемых обезьян, живших в эпоху неогена (ми­оцен, плиоцен), т.е. примерно от 20 до 12 млн лет назад. К ним относятся проконсулы (обнаруженные в Восточной Африке), ориопитек (находка скелета в 1958 г. в Италии), рамапитек (30-е гг. XX в., в Индии), сивапитеки и др., которые уже по многим признакам обна­руживают определенное сходство как с современными человекооб­разными обезьянами, так и с человеком.

Наиболее ранние находки высших обезьян (парапитек, проприопитек и др.) ученые относят к позднему палеогену, к эпохе олигоцена. Именно в олигоцене сформировалось то ответвление от общего ствола обезьян, которое через высших обезьян привело к возникно­вению далеких обезьяньих предков человека (проконсулы, дриопи­теки, рамапитеки и др.). По последним данным, это ответвление произошло не более 20—23 млн лет назад. Расцвет высших обезьян пришелся на неоген, эпохи миоцена и плиоцена. Найдены остатки высших обезьян, живших в это время и обладавших по некоторым свойствам (в частности, строение зубов) уже большим сходством с человеком, чем с ныне живущими группами высших обезьян. Видо­вой состав антропоидной фауны в миоцене насчитывал, по-видимо­му, около 20 родов и около 30 видов антропоидов. Но большинство из них вымерло. Переход к человеку впоследствии осуществил лишь один вид.

Анализ таких ископаемых форм позволил сделать вывод, что ис­ходная предковая форма характеризуется меньшей, чем у современ­ных антропоидов, приспособленностью к древесному образу жизни. Аппарат передвижения у этих предковых форм был одинаковым об­разом приспособлен для передвижения как по земле, так и по деревьям *. У предковой высшей обезьяны руки были короче, а ноги длин­нее, чем у современных обезьян, мозг больше, чем у других обезьян того времени, клыки менее выдавались из зубного ряда. Предковая обезьяна обладала и многими другими чертами, свойственными со­временным антропоидам.

* Однако есть мнение, что это условие не обязательно и исходная предковая форма вполне могла быть брахиатором (т.е. обладать пропорциями конечностей, позволяющими передвигаться по деревьям путем подвешивания к ветвям передни­ми конечностями, как это присуще современным человекообразным обезьянам). С этой точки зрения брахиация даже способствовала переходу к наземному образу жизни.

Один из крайне интересных вопросов антропологии: какая из ныне живущих человекообразных обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон) ближе всего к человеку? В истории учений о происхождении человека отмечены попытки сблизить человека и с гориллой, и с гиббоном, и даже с орангутангом в силу сходства отдельных морфо-физиологических черт. Как недавно (по-видимо­му, окончательно) выяснилось, таким ближайшим «родственником» человека по антропологическому строению и поведению выступает шимпанзе.

Второй вопрос связан с определением времени выделения филетической линии человека. Из-за недостаточности палеонтологичес­кого материала по этому вопросу существовали разные точки зрения. Так, долгое время считалось, что этот момент надо связывать с рамапитеком (примерно 14 млн лет назад). Однако собранные в послед­ние 10— 15 лет палеонтологические данные определили среди палеон­тологов преобладание мнения о сравнительно позднем обособлении линии человека. Новые аспекты здесь выявились с развитием эволю­ционной биохимии и метода молекулярной гибридизации, который позволяет оценить степень генетического родства сопоставляемых групп организмов. Применение этого метода показало, что у челове­ка и шимпанзе 91% сходных генов, у человека и гиббона — 76%, у человека и макаки-резус — 66%. Более того, оказалось, что шимпанзе и горилла ближе к человеку, чем к орангутангу. По данным таких «молекулярных часов», время выделения мартышкообразных обезь­ян — 27—33 млн лет назад; линия гиббона отделилась от линии, веду­щей к человеку 18—22 млн лет назад; линия орангутанга — 13—16 млн лет, линия гориллы — 8—10 млн лет, а линия шимпанзе — всего 5— 8 млн лет назад. Эти данные привели к распространению точки зре­ния, согласно которой «эволюция человеческой линии заняла не свыше 10 млн лет, а обезьяний предок гоминид имел черты сходства с шимпанзе, был, по существу, «шимпанзеподобен»... В качестве «модельного предка» человеческой и шимпанзоидной линии некоторые антропологи рассматривают карликового шимпанзе — бонобо — ...из джунгей Экваториальной Африки» *.

* Хрисанова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1991. С. 37—38.

Основные пути перестройки телесной организации ископаемого предка в направлении очеловечивания — прямохождение, развитие руки и мозга (так называемая гоминидная триада).

Переход к прямохождению, смена древесного образа жизни на наземный — одна из важнейших предпосылок формирования гоминид. Многие древесные формы обезьян часто в поисках пищи спуска­лись на землю и проводили здесь большую часть времени (есть дан­ные о том, что начальная адаптация к двуногому передвижению фор­мировалась еще в верхнем миоцене 23—27 млн лет назад). Некоторые виды обезьян (с относительно более короткими передними и более длинными задними конечностями) чаще других в полувертикальном положении перемещались по земле. Это освобождало их передние конечности, и они успешнее использовали камни и палки для самоза­щиты и охоты. Кроме того, поскольку перемещение на двух ногах было более медленным, чем брахиация (перемещение по деревьям с помощью ног и рук), то понадобилась определенная компенсация — развитая психика (способность быстрого ориентирования, необхо­димость координации тела, передних и задних конечностей), совер­шенствование стадных отношений. Значительные изменения клима­та, которые привели к сокращению тропических лесов и распростра­нению пустынь, вызвали гибель многих видов древесных обезьян, не успевших приспособиться к новым условиям. Сложились предпосыл­ки для интенсивного развития тех популяций приматов, которые освоили прямохождение, т.е. был сделан решающий шаг для перехо­да от обезьяны к человеку *.

* Существует интересная гипотеза о том, что человек произошел от прибреж­ных обезьян, обитавших в неогене по берегам рек, ручьев, озер и других пресных водоемов в полусаванной гористой местности.

Непосредственным предшественником человека были такие че­ловекообразные обезьяны, у которых верхние конечности не выпол­няли функции опоры тела и передвижения. Только при этом условии верхние конечности могли стать пригодными для употребления и изготовления орудий. Такое недостававшее звено в цепи обезьяньих предков человека было обнаружено в 1924 г. в Южной Африке, где были найдены костные остатки вымерших высших приматов, воз­раст которых составляет от 5 до 2,5 млн лет. Они получили название австралопитековых. В настоящее время большинство специалистов считают, что ближайшим предшественником человека являются именно австралопитековые — прямоходящие млекопитающие. К настоящему времени обнаружены костные остатки около 400 особей австралопи­тековых (в основном в Южной Африке, а также в Юго-Восточной, Восточной и Передней Азии — в долине реки Иордан). Австралопи­тековые являлись не антропоидными, а гоминидными (т.е. близкими к человеку) приматами, были не древесными, а наземными существа­ми, вели стадный образ жизни и передвигались на двух ногах. Если для высших приматов прямохождение носит спорадический харак­тер, то у австралопитековых оно было нормой поведения. Австрало­питековые были широко распространенной, биологически процве­тающей (с большой численностью и большим ареалом обитания) расой обезьян. Существовало несколько десятков их видов и поэтому они были перспективными в эволюционном отношении.

Прямохождение явилось результатом сложных морфо-физиологических трансформаций — изменения анатомического строения та­зовых костей и нижних конечностей, а также функций центрально-нервной регуляции поведения (обеспечивающих возможность со стороны мозга удерживать тело в равновесии во время ходьбы и бега на двух конечностях). Это в свою очередь повлекло значительное усложнение анатомической структуры мозга. И хотя в среднем объем мозга австралопитековых составлял 552 см3, т.е. практический такой же, как средний объем мозга современных человекообразных обезь­ян (горилла — 496 см3, шимпанзе — 394 см3), тем не менее по сложнос­ти организации мозга австралопитековые значительно отличались и от исходной предковой формы, и от параллельно развивавшейся ветви антропоидов.

Овладение австралопитековыми прямохождением имело два важ­нейших следствия. Во-первых, прямохождение высвобождало перед­ние конечности и создавало предпосылки для превращения их в руку — орган трудовой деятельности. Во-вторых, изменение положе­ния головы и глаз привело к значительному возрастанию зрительной информации, расширению поля зрения, т.е. создавались предпосыл­ки для совершенствования форм восприятия действительности в конкретных образах. Эти достоинства австралопитековых обеспечи­вали им явные преимущества в борьбе за существование и соответст­венно возможность прогрессивной эволюции.

Австралопитековые в отличие от нынешних антропоидов жили не в лесу, а в открытой местности — саваннах; питались не только растительной, но и животной пищей; вели охотничий образ жизни, о чем свидетельствуют остатки животных, скопления костей рядом с ископаемыми австралопитековыми. Особенно важно то, что австра­лопитековые систематически использовали природные предметы (камни, палки, кости и др.) как средства защиты от врагов, нападения на жертв во время охоты и др.

Использование природных предметов - это еще не труд. Труд предполагает создание самим человеком орудий труда. Поэтому австралопитековых относят еще к животному миру, а не к миру людей. Но это такие человекообразные обезьяны, для которых характерны прямохождение, питание мясом, использование природных предме­тов для добывания пищи, что делает их непосредственными предше­ственниками человека.

Возникновение труда

Человек умелый»

Биологическая эволюция австралопитековых протекала в сложных условиях. Переход от древесной жизни к наземной сопровождался увеличением опасностей. Кроме того, ряд черт поведения австралопитековых, сложившихся в условиях древесной жизни, был мало пригоден, а то и вовсе вреден для наземной жизни. Так, австралопи­тек медленно бегал, у него не было когтей и клыков, необходимых для самозащиты. В условиях наземной жизни малая плодовитость, как и у всех высших приматов, грозила вымиранием всего вида и др. Поэ­тому естественный отбор происходил в направлении закрепления и развития тех качеств австралопитековых, которые позволяли противостоять враждебной окружающей среде. Прежде всего совершенст­вовались прямохождение и устойчивость тела, увеличивалась по­движность передних конечностей для того, чтобы использовать камни и дубины для защиты и нападения, для выкапывания корней и клубней, для сдирания шкуры с убитого животного, разрезания мяса и др.; увеличивались отделы головного мозга, которые обеспечивают ориентацию в пространстве. Кроме того, возрастала взаимозависи­мость членов стада, их сплоченность, усиливались связи внутри стада, развивались средства общения, психика, формы отражения.

Огромным достижением австралопитековых было то, что они научились применять разнообразные по формам природные предме­ты в качестве средств охоты, нападения, защиты, обработки туш убитых животных и др. Существует предположение, что австралопитековые использовали в качестве орудий (и оружия) кости и зубы убитых ими на охоте животных и, как показывают раскопки, были способны накапливать ассортимент разнообразных естественных предметов, создавать «предметный фонд стада». При многократном использовании камней и дубин для нападения и обороны неизбежно возникали ситуации, когда от камня откалывались обломки, осколки с режущим, острым краем, использование которых было гораздо эффективнее, чем применение обветренных и скатанных природ­ных камней, для раскалывания, резания, разделывания шкур. Опера­ции обработки камней (а также палок и костей) сначала применялись спорадически, а затем закреплялись естественным отбором и превра­щались в навыки всего первобытного стада.

Таким образом, трудовая деятельность (производство орудий труда) закономерно и неизбежно возникает в ходе систематического использования естественных предметов антропоидными предками человека. С возникновением и освоением производства орудий труда был осуществлен один из важнейших в истории развития материаль­ного мира качественный скачок: из биологического мира (посредст­вом трудовой деятельности) выделилась качественно новая форма материи — человеческое общество *. Став устойчивым, постоянным фактором жизни, трудовая деятельность обусловила зарождение со­циальных отношений, сознания, мышления, воли, языка, т.е. оконча­тельное превращение животного в человека.

* Часто задают вопрос: «Почему сейчас, в нашу эпоху, человек не возникает из обезьяны?» Дело в том, что при образовании новой сложно организованной сис­темы она сама же преобразует предпосылки, ее породившие. Мы видели это на примере происхождения жизни (см. 13.2): те условия, которые привели к появле­нию живого, самим же органическим миром были преобразованы и устранены. Это диалектика любого развития качественно новых систем, в том числе и челове­ка. Именно поэтому развитие не воспроизводимо в своих деталях; и то качественно новое, что появляется в истории, появляется лишь один раз. В полной мере это относится и к человеку: еще на заре своего формирования человек устранил мно­гие из тех предпосылок (биотических и абиотических), которые его породили.

К какому времени относит наука возникновение производства орудий труда, а следовательно, человека и общества? Еще в середине XX в. было общепризнано, что древнейшим человеческим существом является найденный на острове Ява (Индонезия) питекантроп, жив­ший примерно 800 тыс. лет назад. Тем самым длительность челове­ческой истории определялась примерно в 1 млн лет. Положение радикально изменилось после того, как в Восточной Африке в конце 50-х — начале 60-х гг. английский антрополог Л. Лики обнаружил в Олдувайском ущелье (Танзания) самую древнюю ископаемую форму человеческого существа — гомо хабилис (человек умелый).

Гомо хабилис занимает промежуточное положение между австралопитековыми и питекантропами. Это двуногое существо ростом до 140 см с объемом мозга в среднем 668 см3, что больше, чем у австрало­питековых, но меньше, чем у питекантропов. Для кисти руки харак­терны некоторые черты, свойственные современному человеку: способность к мощному силовому захвату, к изготовлению каменных орудий. Рядом с ископаемыми остатками этих существ обнаружены многочисленные примитивные, грубые каменные орудия, разбитые кости животных, осколки камней, получающиеся в процессе изготов­ления орудий. Вскоре аналогичные существа стали находить и в дру­гих местах Восточно-Африканского региона (Кооби-Фора, оз. Ру­дольфа и др.). Возраст этих находок — около 2—3 млн лет. Все это позволяло сделать вывод, что грань между человеком и животными гораздо отдаленнее, чем предполагалось раньше. Историю челове­ческого общества следует перенести по крайней мере на 2—3 млн лет.

Для древних существ, живших в Олдувайском ущелье, главным способом добычи пищи была охота. Они охотились не только на мелких, но и на крупных животных (слонов, динотериев, баранов). В процессе охоты, которая, несомненно, носила коллективный ха­рактер, применялись самые различные приемы — облавы, загоны (в том числе и в болотистую почву). Хабилисы умели изготовлять простейшие грубые каменные рубящие орудия для охоты, разделки туш, обработки дубин и проч. (около 20 типов). Для этого они использова­ли гальку и желваки различных пород камня (преимущественно вул­каническую лаву), а также отщепы (получавшиеся при разбивании камней и после подработки их краев), которые служили для разреза­ния мяса, обработки туш животных, дерева, кости и др. У хабилисов существовали, очевидно, и костяные, и деревянные орудия труда. Люди олдувайской культуры умели строить жилища, охотничьи по­селки, вели более или менее оседлый образ жизни, связанный с осо­бенностями охоты в этой местности.

Ведущей биологической предпосылкой, которая сцементировала все остальные предпосылки антропосоциогенеза, синтезировала и вела их к образованию исходного первичного производственного коллектива, была, очевидно, стадная охота. Именно в стадной охоте (деятельности, по существу, коллективной) складываются и орудий­ное, практическое отношение к природе, и социальные отношения между членами первобытного стада, а также формируется высший уровень психики — сознание.

Переход от использования найденных природных предметов для обороны и охоты к систематическому изготовлению орудий труда был важнейшим, революционным скачком в создании человеческого общества. Труд стал необходимой, а затем и ведущей стороной в отношении человека и миру. Революционизирующее значение трудо­вой деятельности в формировании человека состоит в следующем:

• она позволяет выделять объективные, т.е. не зависящие от субъекта, свойства предметов и орудий труда;

• результаты труда (и техника труда) существуют и развиваются по независимым от человека объективным закономерностям;

• кроме биологических потребностей начинают формировать­ся социально-культурные потребности;

• трудовой процесс способствует выработке и накоплению сти­хийно-эмпирических знаний о мире;

• трудовой процесс с самого начала имеет общественную приро­ду, он предполагает определенное разделение труда;

• под влиянием труда постепенно преобразуется и психология гоминид: труд требует развития мышления, целеполагания, воображения, чувственного отражения, волевых качеств, т.е. сознания;

• труд, общественное производство так или иначе предполагает постепенное формирование системы социального наследова­ния приобретенных знаний, навыков и опыта.

Вместе с тем возникновение зачаточных форм труда еще не озна­чало, что на развитие общества перестали влиять биологические факторы. Еще долгое время природные условия «вели за собой» формирующегося человека, постепенно выходившего через посредство орудий труда из животного состояния, преодолевавшего путы природно-биологических связей, формировавшего деятельное, практи­ческое отношение к миру. «Человек вошел в мир бесшумно...» — так образно характеризовал первоначальные формы человечности один из выдающихся антропологов XX в. Пьер Тейяр де Шарден.

Наши рекомендации