Точечное оценивание параметров.

Пример решения лабораторной работы.

Задан ряд невязок (в секундах) в треугольниках триангуляции II класса общим объемом 50:

- 1,81; - 1,82; + 2,32; 0,00; - 0,70;
+ 1,51; + 0,61; - 1,29; - 2,64; + 0,04;
+ 0,01; + 0,11; +1,56; - 1,09; + 2,78;
- 0,35; - 0,01; + 1,64; - 0,77; - 1,26;
- 0,52; - 0,69; + 1,02; - 1,58; + 1,78;
+ 0,16; + 0,64; + 0,42; + 0,99; - 2,08;
- 0,55; + 0,64; - 0,09; + 0,56; - 0,35;
- 2,55; - 0,76; + 1,05; - 1,51; +2,71;
+ 0,70; - 0,40; + 2,22; - 1,14; - 0,17;
- 0,31; - 0,01; + 0,21; + 1,32; - 0,85.

Рассматривая этот ряд невязок как выборку из некоторой генеральной совокупности ошибок суммы измеренных углов треугольников триангуляции, необходимо рассчитать точечные оценки математического ожидания, дисперсии, среднего квадратического отклонения, асимметрии и эксцесса. Решение выполнить по предварительно группированным данным.

Решение.

В качестве границ интервалов групп здесь принимают следующие значения: - 3,5"; - 2,5"; -1,5"; - 0,5"; + 0,5"; + 1,5"; + 2,5"; + 3,5". Тогда центрами интервалов будут значения: - 3,0"; -2,0";
- 1,0"; -0,0"; + 1,0"; + 2,0"; + 3,0". Все расчеты сведены в табл. 1.

После заполнения таблицы вычислены оценки по формулам:

1. Математического ожидания

M(х) = a = Точечное оценивание параметров. - student2.ru

2. Дисперсии

D(x) = Точечное оценивание параметров. - student2.ru

3. Среднего квадратического отклонения

σ = Точечное оценивание параметров. - student2.ru

4. Третьего центрального момента

Точечное оценивание параметров. - student2.ru

5. Асимметрии

Точечное оценивание параметров. - student2.ru

6. Четвертого центрального момента

Точечное оценивание параметров. - student2.ru

7. Эксцесса

Точечное оценивание параметров. - student2.ru

Таблица 1

  № Грани-цы интер-валов Сорти-ровка   ni Центры интер-валов zi   zini   Точечное оценивание параметров. - student2.ru   Точечное оценивание параметров. - student2.ru   Точечное оценивание параметров. - student2.ru   Точечное оценивание параметров. - student2.ru   Точечное оценивание параметров. - student2.ru  
 
- 3,5                    
    - 3,0 - 6,0 -2,92 -5,84 17,05 -49,8 145,0  
- 2,5  
  - 2,0 -12,0 -1,92 -11,52 22,12 -42,5 81,5  
- 1,5  
    - 1,0 -11,0 -0,92 -10,12 9,31 -8,6 7,9  
- 0,5  
    0,0 0,0 +0,08 +1,20 0,10 -0,1 0,0  
+ 0,5  
    + 1,0 +9,0 +1,08 +9,72 10,50 +11,3 12,2  
+ 1,5  
    + 2,0 +10,0 +2,08 +10,40 21,63 +45,0 94,6  
+ 2,5  
  + 3,0 +6,0 +3,08 +6,16 18,97 +58,4 180,0  
+ 3,5  
                   
Σ       - 4,0   99,68 +13,7 521,2  

Доверительное оценивание параметров.

По данным приведенного выше примера построить доверительные интервалы для математического ожидания, дисперсии и среднего квадратического отклонения при уровне значимости
α = 0,05.

Решение.

Из решения, приведенного выше, имеем Точечное оценивание параметров. - student2.ru = - 0,08, Точечное оценивание параметров. - student2.ru = 2,03 и m = 1,42.

Для расчета доверительных границ математического ожидания из таблиц распределения Стьюдента найден tq. При этом учтено, что число степеней свободы ν = n – 1 = 49, а уровень значимости
α задан равным 0,05. Выбор tq произведен по данным таблицы распределения Стьюдента (Приложение 3) по двухсторонней критической области tq= 2,01. Доверительные границы найдены по формулам:

Точечное оценивание параметров. - student2.ru

Доверительный интервал математического ожидания имеет вид:

- 0,48 < M(X) < + 0,32.

Для нахождения доверительных границ дисперсии по вероятностям Р2 = 1 - Точечное оценивание параметров. - student2.ru /2 = 0,975 и Р1 = Точечное оценивание параметров. - student2.ru /2 = 0,025 и числу степеней свободы ν = n – 1 = 49, использованы таблицы критических точек распределения χ2 величины Точечное оценивание параметров. - student2.ru и Точечное оценивание параметров. - student2.ru , которые оказываются равными 31,6 и 70,2. Расчет границ доверительного интервала дисперсии произведен по формулам:

Точечное оценивание параметров. - student2.ru

Доверительный интервал для дисперсии имеет вид:

1,42 < D(X) < 315.

Используя данные расчетов п.2, по формулам:

Точечное оценивание параметров. - student2.ru

получены доверительные границы среднего квадратического отклонения.

Доверительный интервал для среднего квадратического отклонения имеет вид:

Точечное оценивание параметров. - student2.ru .

Проверка статистических гипотез.

По данным приведенного выше примера проверить гипотезу о нормальном распределении невязок в треугольниках триангуляции II класса.

Решение.

Первым шагом решения задачи по проверке статистических гипотез о законе распределения является группировка исходных данных. Рекомендуется так подбирать границы интервалов, чтобы число попаданий в каждый интервал было не менее 5.

Руководствуясь этим правилом и используя результаты группировки, выполненные при решении приведенного выше примера, в качестве границ интервалов выбраны следующие значения: - ∞ ;- 1,5; - 0,5; + 0,5; + 1,5; + ∞ .Тогда число попаданий в каждый интервал соответственно равны 8, 11, 15, 9, 7. Для расчета теоретического числа попаданий в каждый обозначенный интервал, соответствующих нормальному распределению, рассчитаны центрированные, нормированные границы интервалов. Центрирование границ произведены с помощью оценки математического ожидания
Точечное оценивание параметров. - student2.ru = - 0,08, а нормирование – с помощью оценки среднего квадратического отклонения т = 1,42. Окончательный расчет центрированных, нормированных значений границ интервалов произведен по формуле:

Точечное оценивание параметров. - student2.ru

где zi – выбранное значение границы интервала; ti - центрированное, нормированное значение той же границы интервала.

По центрированным, нормированным значениям границ интервалов из таблиц распределения функции Лапласа (Приложение 1) найдены значения функции нормального распределения. Затем по формуле Точечное оценивание параметров. - student2.ru найдены вероятность попадания в i – ый интервал, а по формуле Точечное оценивание параметров. - student2.ru - теоретическое число попаданий в тот же интервал.

Контроль вычислений - Точечное оценивание параметров. - student2.ru .

Для подсчета меры расхождения практического и теоретического числа попаданий вычислены для каждого интервала величины Точечное оценивание параметров. - student2.ru . Их сумма дает величину меры расхождения Точечное оценивание параметров. - student2.ru где l – число групп. Все вычисления проведены в табл. 2.

В результате проведенных вычислений получена общая расчетная мера расхождения практического и теоретического числа попаданий χ2расч, которая оказалась равной 0,298. Окончательное решение вопроса о согласованности опытных данных с выдвигаемой гипотезой нормального распределении угловых невязок принимается по результатам сравнения расчетной меры расхождения с предельно возможной. Предельно возможное значение меры расхождения (критическое значение) χ2кр находят по таблицам распределения χ2 по уровню значимости α = 0,05 и числу степеней свободы ν = l – c – 1 (Приложение 2). В приведенной формуле l – число интервалов группировки, в данном случае равное 5, c – число ранее определенных параметров, которые использовались при расчетах, проводимых в табл. 1. При расчетах центрированных, нормированных значений границ интервалов были использованы ранее вычисленные значения оценок математического ожидания Точечное оценивание параметров. - student2.ru и среднего квадратического отклонения т. Следовательно, в данном случае c = 2. Тогда число степеней свободы также равно 2.

Значение χ2кр , выбранное из таблиц, равно 6,0. В этом случае χ2расч < χ2кр , что дает право делать вывод о хорошем согласовании результатов опыта с выдвинутой гипотезой о нормальном распределении невязок в треугольниках триангуляции II класса.

Таблица 2

Границы интервалов Центр. норм. границы интерв.   F(ti)   pi   Точечное оценивание параметров. - student2.ru   Точечное оценивание параметров. - student2.ru   Точечное оценивание параметров. - student2.ru  
 
- ∞ - ∞ 0,0000          
0,1587 7,9350 0,003  
- 1,5 - 1,00 0,1587  
0,2234 11,1700 0,003  
- 0,5 - 0,30 0,3821  
0,2770 13,8500 0,095  
+ 0,5 + 0,41 0,6591  
0,2074 10,3700 0,181  
+ 1,5 + 1,11 0,8665  
0,1335 6,6750 0,016  
+ ∞ + ∞ 1,0000  
         
        1,0000 50,0000 0,298  

Контрольная задача 1

Для исследования точности измерения линий светодальномером тахеометра 2ТА-5М было проведено 120 измерений на эталонном полигоне. Линии полигона ранее были измерены со значительно более высокой точностью, поэтому их значения можно принять за точные. Расхождения между эталонными значениями и значениями измерений линий светодальномером представляют собой ошибки светодальномерных измерений. Необходимо:

1. Построить гистограмму.

2. Вычислить оценки математического ожидания, дисперсии, среднего квадратического отклонения, асимметрии и эксцесса.

3. Построить доверительные интервалы для математического ожидания, дисперсии и среднего квадратического отклонения.

4. Проверить гипотезу о нормальном распределении ошибок светодальномерных измерений.

В табл. 3 приведены ошибки светодальномерных измерений. Значения ошибок даны в миллиметрах.

Таблица 3

Точечное оценивание параметров. - student2.ru Точечное оценивание параметров. - student2.ru Точечное оценивание параметров. - student2.ru Точечное оценивание параметров. - student2.ru Точечное оценивание параметров. - student2.ru Точечное оценивание параметров. - student2.ru
+ 14 + 5 - 1 + 2 + 12
+ 3 - 2 + 2 + 9 - 3 + 6
- 4 + 14 + 14 - 1 + 5 - 5
- 4 + 11 - 6 - 6 + 6 - 7
+ 4 + 2 - 4 + 14 - 9 + 4
- 10 + 6 - 8 - 2 + 9 + 3
- 11 - 1 + 2 + 7 - 2 + 4
+ 6 - 12 + 2 + 3 - 11 + 13
- 4 - 2 + 5 + 2 + 8 + 3
- 3 + 4 + 10 - 5 + 6
- 1 + 8 + 5 - 9 - 2 - 4
+ 1 + 10 - 4 + 3 - 7
+ 6 - 10 - 2 - 1 + 1 + 14
+ 5 - 4 + 5 - 9 - 14 + 3
- 13 + 10 - 1 - 4 + 7 + 3
+ 4 + 2 + 9 - 3 - 11 + 6
+3 - 10 +19 - 9 + 8 + 11
+ 4 - 13 + 6 - 6 + 9 + 2
- 1 - 2 - 10 - 4 - 5 + 2
+ 5 - 8 + 12 - 9 + 4

Варианты для контрольной задачи 1

В каждом варианте необходимо вычеркнуть 20 элементов с соответствующими номерами:

№№ варианта №№ вычеркиваемых элементов №№ варианта №№ вычеркиваемых элементов
1-10; 21-30 21-30; 81-90
1-10; 31-40 21-30; 91-100
1-10; 41-60 21-30; 101-110
1-10; 51-60 21-30; 111-120
1-10; 61-70 31-40; 41-50
1-10; 71-80 31-40; 51-60
1-10; 81-90 31-40; 61-70
1-10; 91-100 31-40; 71-80
1-10; 101-110 31-40; 81-90
1-10; 111-120 31-40; 91-100
11-20; 21-30 31-40; 101-110
11-20; 31-40 31-40; 111-120
11-20; 41-50 41-50; 51-60
11-20; 51-60 41-50; 61-70
11-20; 61-70 41-50; 71-80
11-20; 71-80 41-50; 81-90
11-20; 81-90 41-50; 91-100
11-20; 91-100 41-50; 101-110
11-20; 101-110 41-50; 111-120
11-20; 111-120 51-60; 61-70
21-30; 31-40 51-60; 71-80
21-30; 41-50 51-60; 81-90
21-30; 51-60 51-60; 91-100
21-30; 61-70 51-60; 101-110
21-30; 71-80 51-60; 111-120

Лабораторная работа № 2

Наши рекомендации