Развитие науки в период Средневековья (V-XIV вв. н. э.)

В Средние века в Западной Европе прочно установилась власть церкви в государстве. Этот период обычно называется периодом господства церкви над наукой. Такое понимание не является полностью адекватным. Христианство, направленное на духовное исцеление каждого человека, не отвергает исцеления телесного, медицинского. Как институт духовной и светской власти церковь Средневековья Западной и Восточной Европы стремилась донести до широких масс и народов духовное содержание Библии. Для этой цели необходимо научить людей читать Библию. Средневековье способствовало развитию образования и медицины, безусловно, лишь в определенном смысле. В медицине в этот период авторитетом считался арабский ученый и философ Авиценна. Он родился в 980 г.

н. э., умер в возрасте 58 лет. Его «Медицинский канон» состоит из пяти книг, в

которых содержатся медицинские

сведения о человеке. В нем развивались медицинские идеи учения знаменитого врача Галена (130—200 гг. н. э.), который совершенствовал свои врачебные знания в Александрии, признание же получил в Риме. Гален считал, что весь организм человека оживлен некой силой, которую он называл пневмой. Многие медицинские сведения Галена были несостоятельными: дыхание, кровообращение, пищеварение, например, он не смог понять. В физике, астрономии, космологии, философии, логике и других науках Средневековье признавало авторитет Аристотеля. Для этого были основания, поскольку его учение опиралось на понятие цели как одной из причин развития и изменения в реальном мире.

Знаменитым врачом Средневековья был Арнольд де Вилланова (1235—1311). Его работа «Требник с головы до ног» — это крупное достижение средневековой медицины. Он высказывал идею о том, что медицина как наука должна заниматься конкретными описаниями и наблюдениями. В Средние века медициной занимались монахи. В 1215 г. Лютеранский собор запретил духовенству заниматься тем, что сегодня называется хирургией, и она отошла к цирюльникам. В России развитие аптекарского, лечебного дела, хирургии связано

с реформами Петра I. В 1706 г. был издан указ о строительстве первого госпиталя.

До этого были костоправные школы, открытые царем Алексеем Михайловичем в

1654 г. До середины XIX в. умирало почти 80% оперированных.

В период Средневековья был остро поставлен вопрос об отношении истин веры и истин разума. Решение этого вопроса было предложено католическим философом Фомой Аквинским (1225—1274), признанным с 1879 г. католической церковью официальным католическим философом. Фома Аквинский считал, что наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, в то время как религия черпает их в Священном Писании. Идея Фомы Аквинского о том, что истины опыта и разума служат обоснованием веры человека в Бога, является ведущей в отношении современной христианской религии к истинам науки и сегодня.

Эта позиция заключается в уверенности католической церкви в том, что, хотят

ли этого ученые или нет, наука по мере своего развития все равно придет к Богу, которого обрела вера. Иначе говоря, наукой можно заниматься. Однако католическая церковь не была последовательной в признании этого принципа. К примеру, Дж. Бруно (1548—1600) (доминиканский монах, сбежал из мона-

стыря, в течение 16 лет проповедовал свое учение, находившееся в явном противоречии с официальной религиозной доктриной) был схвачен инквизицией, обвинен в ереси и сожжен на костре. Католическая церковь обязала Г. Галилея рассматривать систему Н. Коперника только как гипотезу, удобную для объяснения видимого движения планет Солнечной системы. Правда, существует информация о том, что большую неприятность Галилею доставляли не отцы церкви, а религиозные философы того времени. Другой пример. В 1553 г. церковь обвинила и сожгла на костре Мигеля Сервета (1511 — 1553), который совершенно правильно описал малый круг кровообращения. Его обвинил в ереси сам Кальвин, один из реформаторов церкви. В период Средневековья ряд людей занимались наукой на свой собственный страх и риск. Классическим примером судьбы ученого этого периода является английский философ Роджер Бэкон. Он провел 14 лет в монастырской тюрьме. Ему принадлежит крылатое выражение: «Знание — сила». Он предсказал, что прозрачным телам можно придать такую форму, что большое покажется малым, высокое — низким, скрытое станет видимым. В своей работе «Перспектива» он описал преломление лучей в стекле со сферической поверхностью. С этой работой, по-видимому, был знаком Г. Галилей (1564—

1642), физик и изобретатель телескопа. Роджер Бэкон отстаивал важные для развития науки принципы: а) обратиться от авторитетов, религиозных источников

и книг к исследованию природы; б) опираться в изучении природы на данные

наблюдений и эксперимента; в) широко использовать математику в исследовании природы.

Можно назвать ряд причин, которые не позволили погаснуть факелу науки,

зажженному мыслителями Древней Греции:

1. Создание в XIII—XIV вв. системы университетского образования в западных странах Европы. В этот период в Парижском университете (основан в 1215 г.) училось более 20 тыс. студентов.

2. Признание церковью светской учености.

3. Развитие латинского языка в качестве языка общения по вопросам религии и науки.

4. Организация издательской деятельности, которая привела к изобретению в

1440 г. немецким ювелиром И. Гуттенбергом книгопечатания. Он напечатал

Библию — первое полное печатное издание в Европе.

Возрождение

Это переходный период от эпохи Средневековья к эпохе Нового времени. Для эпохи Возрождения характерны критика религии, вера в творческие способности человека, обоснование которой мыслители этого периода искали в трудах мыслителей Древней Греции. Примером исследователя эпохи Возрождения был итальянский художник, инженер, ученый Леонардо да Винчи (1452—1529). Он утверждал, что истина о простой, реальной вещи значительно ценнее неправды, лжи о вещах возвышенных и высоких.

В эпоху Возрождения религиозным деятелем, врачом и астрономом Н. Коперником (1473—1543) была создана гелиоцентрическая система мира. Он предложил математический способ предсказания движения планет при допущении, что Земля вместе с Марсом, Меркурием, Венерой, Юпитером и Сатурном вращаются вокруг Солнца. Работа его называлась «Об обращении небесных тел» (1543). Это был сильный удар по геоцентрической системе мироздания К. Птолемея.

Великим астрономом этого периода был Тихо Браге (1546—1601), родился в южной провинции Швеции, тогда это была часть Дании. Тихо Браге поверил легенде о том, что древнегреческий астроном Гиппарх наблюдал появление новой звезды на звездном небе. В его книге «О Новой звезде» (1573) были представлены доказательства, что на небе могут появляться «новые звезды». Это было новое слово в астрономии, но на самом деле звезда, которую он называл новой, была на самом деле звездой, меняющей свою светимость с определенной периодичностью. Перед смертью Тихо Браге передал все вычисления и наблюдения своему ученику

И. Кеплеру. В его системе все планеты, кроме Земли, вращались вокруг Солнца, которое само вращалось вокруг Земли. К эпохе Возрождения относится деятельность Николая Кузанского (1401 — 1464) — немецкий богослов, философ. Он развивал концепцию о мире с безграничным пространством и бесконечным числом звезд. Бог у него понимается как сила, проявляющаяся во всем мире. Он утверждал о существовании разумной жизни на Планетах, которые образуют системы вместе со звездой, как наше Солнце. В его учении «об ученом незнании» развивалась идея о бесконечном многообразии Бога как абсолютной истине, которая никогда не будет достигнута человеком. Через 150 лет Джорда-

но Бруно развивал идеи, сходные с идеями Николая Кузанского, за что был сожжен на костре.

В эпоху Возрождения развиваласьмедицина. Леонардо да Винчи как художник интересовался человеческим телом. Его интерес как художника перерос

в исследование медицинского характера. Он составил около 800 анатомических эскизов человеческого тела с подробными описаниями. Для этого ему пришлось совершить множество секций на человеческих трупах. Это можно было сделать

лишь при наличии у него покровителей из католической церкви. Труд Леонардо

да Винчи «Анатомия» не был известен его современникам, но сделал его признанным авторитетом не только в живописи, но и в медицине. Андреас Везалий (1514—1564) в книге «О строении человеческого тела» (1543) устранил более 200 ошибочных сведений по анатомии человека. За утверждение, что мужчина имеет 12 ребер, он обвинялся в ереси, ибо Бог создал женщину из ребра мужчины.

Большой вклад в критику средневековой медицины внес реформатор эпохи

Возрождения Парацелс (1493—1541). Родился в Швейцарии. Публично сжег

«канон» Ибн-Сина — «Средневековый медицинский авторитет». Он путешествовал от деревни к деревне, от страны к стране и изучал народную медицину, ввел в практику лечения химические препараты. Был в России. Труды его стали известны лишь после его смерти.

Наши рекомендации