Соотношение науки и других форм духовной культуры.
Мировоззрение — система взглядов на окружающий мир. Основу научного мировоззрения составляет научная картина (образ) мира. Научная картина мира — это система взглядов на мир, опирающаяся на достижения науки. Можно выделить частнонаучные (физическая, химическая...), естественнонаучную и общенаучную (универсальную) картины мира. Более общим по сравнению с картиной мира является понятие парадигмы.
Парадигма (пример, образец) – строгая научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; исходная схема, модель постановки проблем и их решения, методов решения, господствующая в течение определенного периода в научном сообществе. В рамках существующей парадигмы наука развивается эволюционно, накапливая знания. На определенном этапе эволюции закономерно появляются знания, не укладывающиеся в рамки этой парадигмы. Когда объем этих знаний превышает критический, происходит смена парадигм – научная революция.
С информационной точки зрения наука является системой переработки информации, связанной с внешним миром, откуда идет поток информации.
Процесс научного познания следует рассматривать как единый процесс, происходящий через последовательность устойчивых состояний (парадигм) и катастроф (научных революций), когда происходит смена парадигм.
Научная картина мира есть результат синтеза знаний, полученных в разных науках и содержащих представление о мире в рамках той или иной исторической эпохи, включающей представления как о природе, так и об обществе.
Искусство – особая форма познания, осмысления, оценки, интерпретации окружающего мира. Смысл искусства – воспроизводство тех или иных сторон реальности для постижения истины. Предмет искусства – этические, эстетические вопросы, личные переживания человека и т. д. Наука и искусство различаются предметом, языком, фактами, методами. Предмет искусства – это этические, эстетические вопросы, личные переживания человека и т. д.
Наука, философия, религия, искусство – способы познания мира.
Вера – принятие чего – либо за истину, не нуждающееся в необходимости подтверждения истинности со стороны чувств и разума, и, следовательно, не могущего претендовать на объективную значимость. Разделяют веру религиозную и научную.
Религиозная вера – остаётся в области непознаваемого, сверхъестественного, метафизического, так как знания открываются свыше с помощью откровений.
Научная (когнитивная) вера опирается на факты и остается в области рационального познания. Субъект предполагает, что мир реален и познаваем. Познание мира связано с верой в существование его закономерностей:
«Без веры, что природа подчинена законам – не может быть никакой науки». Н. Винер
«Вера в существование внешнего мира, не зависимого от воспринимающего субъекта – основа всего естествознания». А. Эйнштейн
Философия занимается вопросами, проблемами, представляющими глобальный интерес для отдельной личности и людей в целом.
Окружающий мир – физическая реальность, познающаяся как образ, отражающий действительность, но воспринимающийся не как образ, а как сама действительность независимо от субъекта.
С тех пор как появилась наука, она имела перед собой в качестве идеала – задачу объединения всего многообразия физических явлений в единую систему, или если возможно в единую формулу.
Наука и философия занимаются проблемами, представляющими глобальный интерес для личности и человечества в целом.
Необходимым элементом любого познания является образ. В искусстве изначально возникает образ, затем он детализируется. Познанное является отражением того, что должно быть познано. Следовательно, окружающий вещественный мир относится к физической реальности, но познается как образ, отражающий действительность, но воспринимается не как образ, а как сама действительность, не зависимая от субъекта. Начинается все с фактов. Факты приобретают значимость, если укладываются в закономерность, которую изначально называют гипотезой, а сумму закономерностей – учением, но только при подтверждении опытом. Критерия практики часто бывает недостаточно (практика – источник, основа и критерий истинности), поэтому вводятся другие критерии истинности. В частности критерий гармонии и красоты. Гармония (греч. – связь соразмерность, созвучие, согласие) соответствует эстетическим законам согласованных частей в расчлененном целом.
Понятие гармонии было сформировано древними греками (в частности пифагорейцами).
Ньютон считал, что простота– это критерий гармонии и красоты.
Понятие гармонии носит общенаучный характер. Процесс научного познания невозможен без иррациональных составляющих. Причем иррациональные вера и красота не отделимы от рационального опыта и практики. Стремление к этому критерию нашло отражение в принципе меньшего числа оснований.
Стремление к снятию напряжения, к упорядоченности, равновесию заставляет исследователей искать истину, создавать теории и в этом состоит психофизиологическая основа монистического подхода в исследовании, стремлении свести все многообразие явлений к одному принципу. Но в этом отражается и психофизиологическое тождество истины и красоты, разница лишь в том, что художник стремится достигнуть гармонии преимущественно с помощью и в области образов, а ученый стремится к гармонии с помощью и в области понятий. В этом единстве и заключается красота истины.
Изящным математически построением является лишь то, которое позволяет вывести наибольшее число положений из наименьшего числа посылок. Пуанкаре отмечает, что особая красота, чувство гармонии мира руководит ученым в выборе тех фактов, которые наиболее способны усиливать эту гармонию (Пуанкаре А. О науке. – М.: Наука, 1990). А чувство изящного в решении или доказательстве вызывает гармония отдельных частей, их симметрия, их равновесие, т. е. то, что вносит порядок, сообщает этим частям единство и позволяет ясно их различать и понимать целое в одно время в деталями. «Одним словом, чувство изящного в математике, – пишет он, – есть чувство удовлетворения, не скажу, какое именно, но обязанное какому-то взаимному приспособлению между только что найденным решением и потребностями нашего ума; ...следовательно, такое эстетическое удовольствие находится в связи с экономией мышления» (Пуанкаре А. О науке. – М.: Наук, 1990).
С тех пор, как существует изучение природы, оно имело перед собою в качестве идеала конечную высшую задачу — объединить многообразие физических явлений в единую систему или, если возможно, в единую формулу.
Вводятся принципы установления истинности, в частности верификации: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказыванию о нем, т. е. эмпирически проверяемо.
Этот принцип позволяет отделять научное знание от ненаучного.
Есть еще принцип фальсификации (по К. Попперу): критерием научного статуса теории является фальсифицируемость (опровержимость), т.е. на статус научного может претендовать знание, которое в принципе опровергаемо.
Основной смысл теоремы К. Геделя: доказать истинность или ложность составляющих положений той или иной формализованной системы невозможно, т. е. надо выходить в надсистему.
А почему, собственно, вера или разум? Кто придумал эту лживую дилемму. Правильно будет вера и разум! (Ф. Прокопович)
Чувство, которое ведет к открытиям, напоминает религиозное состояние. (А. Эйнштейн)
Методология науки
Предмет методологии
Методология – наука о построении, формах и способах научного познания.
Метод (греч. – путь, учение) – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности.
В настоящее время одной из наиболее общепризнанных методологий научного исследования является исторический диалектический материализм. Все категории диалектики применимы в методологии науки. Философско-методологическая основа науки – теоретическое познание, обобщенные методы и приемы, используемые наукой.
Гносеология – раздел теории познания, изучающий закономерности и возможности познания, вопросы отношения знания к объективной реальности.
Существует два метода исследования:
Опыт
Эта схема отражает процесс познания: “от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике”.
Процесс познания – усвоение чувственного созерцания, переживаемого или испытываемого положения вещей и состояний с целью нахождения истины. При этом, субъект познания и объект познания – это основные категории, описывающие процесс познания.
Субъект постигает, объект постигаем. Определенные моменты объекта отображают в субъекте и это отражение объективно. субъект постигает, объект постигаем. Объект отображается в субъекте. Это отображение объективно, т. е. объект отличает отображение от самого себя, как противостоящего отражению, причем объект не зависит от субъекта.
Контур восприятия явлений. Включает в себя многократный цикл испытаний, наблюдений, сбора информации. Это область эмпирического (опытного) знания.
Контур познания сущности. Отбор и обобщение информации, попытки выяснить очередную относительную истину. В процессе познания выполняются и проявляются основные законы диалектики, реализуется логика познания, цель которого – “вечное, бесконечное, приближение мышления к объекту” (Ленин).
Познание – эффект отражения внешнего мира в нашем сознании.
Истина – соответствие знаний действительности.
Практика – источник, основа, критерий истинности знания, целенаправленное преобразование мира, в котором материальное преобразование объекта в соответствии с его идеальной моделью, способ, который субъективный замысел превращает в материальный объект.
В познавательном процессе объект и субъект вступают во взаимодействие, создают познавательный образ.
Познание – отражение объективной реальности, воспроизведение ее многообразных состояний в форме, отличной от непосредственной.
Результат познания – образное отражение окружающего мира.
Свойства познавательных образов
1. Образ – отражение внешнего мира
2. Образ – субъективное отображение, следовательно способ его существования существенно отличается от объекта.
3. Образ идеален
4. Образ предметен
Познание – это деятельность по производству образов и их активному преобразованию в процесс мышления.
Применим представления о контуре познания к научным исследованиям и рассмотрим акт познания в научном исследовании.
ед.
Структура метода
1. Знание.
2. Совокупность мыслительных (логических) и материальных (физических) операций и процедур, направленных на объект познания.
Выделяются всеобщие методы (диалектика, метафизика), общенаучные методы (анализ-синтез, индукция-дедукция), частнонаучные методы (то, что используется в частных науках). Существует связь между методом и формой научной информации о познавательном образе.
Методология научного познания тесно связана с формальной логикой, которая анализирует важнейшие формы мышления (понятия, суждения, умозаключения), формулирует основные законы мышления, изучает способы доказательства. Методология тесно связана с логикой, изучающей причины объективности, историзма, восхождения от конкретного к абстрактному и т. Д.
Уровни методологического знания
В зависимости от общности методов можно выделить:
1. Уровень конкретных методик.
2. Уровень метода специальных наук и выявление их общетеоретических основ.
3. Уровень разработки методов познания, которые используются в разных науках и опираются на общие закономерности.
По уровню познавательных форм выделяются:
1. Эмпирические знания
2. Модели
3. Теории
Структура научного знания
Научное знание независимо от его природы разделяется на эмпирические и теоретические уровни, которые отличаются:
1. по объекту познания
2. эмпирические знания связаны с практикой, а теоретические не связаны
3. эмпирические знания носят функции обобщения и описания действительности, а теоретические несут предсказание и объяснение действительности
Теория “умозрения”. Взаимосвязь этих знаний в том, что всякая теория строится на определенном эмпирическом материале.
4. По уровню отражения действительности: эмпирические знания отражают внешние связи и явления, а теоретические – сущность явлений разных порядков.
Эмпирический уровень познания
Эмпирическое исследование – деятельность, направленная на познание первичной опытной информации о состоянии внешнего мира. Существенным признаком эмпирических исследований является взаимодействие субъекта и объекта или наблюдения и предмета, который может быть непосредственным и опосредованным (через посредника) различными экспериментальными средствами (приборы, установки).
Методы получения первичной информации:
1. наблюдение
2. эксперимент
3. измерение.
Эксперимент – чувственно-предметная деятельность нации (опыт, воспроизведение, проверка гипотез).
Результаты эмпирического исследования обрабатываются с использованием различных способов обработки информации (методы, классификации, систематизации, группировки и т. д.), в итоге вырабатываются эмпирические данные – первичный, “сырой” материал, полученный в ходе эмпирического исследования.
Эмпирические знания являются основной познавательной формой. Главные требования к эмпирическим знаниям – достоверность, результативность – зависят от уровня экспериментальных возможностей. Эмпирические данные не должны быть независимы от теории, но выражены на языке данной теории. Зависят от уровня развития теории, в которой эти данные анализируются.
Результативность ограничена двумя уровнями:
- уровнем развития практики
- уровнем развития теории.