Новая постнеклассическая модель Мира
Развитие Мира перестало рассматриваться как непрерывный и линейно детерминированный процесс, оно есть диалектическое сочетание непрерывного и дискретного (скачкообразного и многомерного), линейного и нелинейного.
Все явления окружающей действительности представляются взаимосвязанными и взаимозависимыми, что требует комплексного подхода при их изучении.
Это делает самоценной каждую объясняющую модель и теорию; вместо однозначных “истин” появляются различные мнения (гипотезы), дополнительность и альтернативность концепций.
Большую роль приобретает случайность и субъективный фактор.
Хаос наделяется важной созидательной функцией и требует такого же изучения, как и порядок.
Новая познавательная парадигма влечет за собой необходимость междисциплинарных исследований и разделение наук не по предмету и объекту, а по проблемам.
(В. И. Вернадский “Размышления натуралиста”).
Это приведет к ликвидации противостояния двух основных аспектов культуры и созданию метаязыка, объединяющего понятийное мышление гуманитарных наук и естествознания.
Лекция 2. Психология восприятия и творчества.
Метафизический мир
Философия Религия
Наука Искусство
Физический мир
Лекция 3. Научный метод.
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм естественного познания, деятельность по получению новых знаний, система знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Цели науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых законов. Система наука делится условно на естественные, социальные гуманитарные и технические.
Сциентизм– (scientia – наука) абсолютизация преувеличение роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.
В результате в развитии науки чередуются экстенсивные (плавные), адаптационные и революционные (научные революции), приводящие к изменению ее структуры, принципов познания категорий и методов ее организации.
Для науки характерно диалектическое сочетание дифференциации и интеграции ее , фундаментальных и прикладных исследований. Структура науки включает в себя предмет науки (П), научные факты (Ф), язык (Я), методы изучения(М) и теорию (Т).
Язык науки – тезаурус (сокровище) система символов, терминов, существующих для передачи информации от человека к человеку.
Формализация — это особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).
Для построения формализованной системы необходимо: 1) задание “алфавита”, 2) правил, по которым могут быть составлены “слова” и “формулы”, 3) правил вывода, то есть перехода от одних “формул” к другим. Математическое описание различных объектов — пример формализации.
Универсальным языком точного естествознания является математика.
“Книга природы написана на языке математики” (Г. Галилей)
“В каждом знании столько истины, сколько есть математики” (И. Кант)
Главной структурной единицей современной науки является научная проблема. Еще Вернадский заметил, что “рамки отдельной науки... не могут определить область научной мысли исследователя, точно охарактеризовать его научную работу. Проблемы, которые его занимают, все чаще не укладываются в рамки отдельной, определенной, сложившейся науки. Мы специализируемся не по наукам, а по проблемам”.
Решенная научная проблема оказывается некоторой узловой точкой роста и ветвления разрастающегося древа познания. Природу раздвоения фундаментальных научных проблем, происходящего в результате их теоретического решения, объясняет логическая теорема о принципиальной неполноте теорий (теорема Гёделя).
Согласно этой теореме, любая логически и математически “правильная” аксиоматическая теория никогда не исчерпывает свой предмет каким бы то ни было перечнем исходных аксиом. Всегда оказывается возможным сформулировать такое утверждение, что ни само это утверждение, ни его отрицание нельзя ни доказать, ни опровергнуть в рамках данной аксиоматики.
В результате совершенствования первоначально единой теории возникают два альтернативных варианта, принимающие подобное утверждение или его отрицание в качестве новой аксиомы, добавляемой к исходной системе аксиом. Причем, такие альтернативные варианты первоначальной теории принципиально равноправны.
На основании строгих математических доказательств К. Гедель пришел к выводу о том, что в любой логической, научной, философской и иной другой формализованной системе можно высказать утверждение, которое в рамках этой системы нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Для этого необходимо выйти за рамки системы. Гениальное прозрение Геделя вскрыло пропасть между истинным и доказуемым. Создание какого-то единого формализованного языка науки не представляется возможным.
Концепции и методы Геделя, разработанные в его теории “принципиальной неполноты” различных формализованных систем знания, легли в основу, в частности, всех современных компьютерных технологий. Система, созданная человеком, всегда остается подсистемой, не может превзойти создавшую ее систему.
Сознание обозначает способность человека идеально воспроизводить действие в мышлении; осознанное бытие, свойство высокоорганизованной материи; субъективный образ объективного мира, идеальная противоположность материальному, высшая форма психического отражения, свойственная человеку и связанная с речью. Сознание формируется в процессе эволюции на основе и в результате общественной практики. Сознание делится на индивидуальное (личное) и общественное (философия, политика, искусство, право, мораль, религия, наука).
Познание – это обусловленный развитием общества исторический процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении, взаимодействие субъекта и объекта познания, результатом которого являются новые знания о мире.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения объективной действительности, позволяющий получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Основные формы мышления изучаются логикой, а механизмы протекания мышления – психологией. Мышление – это внутреннее активное стремление овладеть своими собственными познаниями, воспоминаниями с целью получения необходимой в данной ситуации директивы. Мышление – немая внутренняя речь.
Язык – озвученное мышление.
Научные исследования – процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Имеют два уровня:
– эмпирический (опытный)
– теоретический
Исследования разделяют на качественные и количественные; прикладные и фундаментальные; теоретические и экспериментальные.
Научные открытия – новые достижения в процессе познания, в результате которого устанавливаются неизвестные ранее закономерности свойств и явлений материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания мира.
Познание – сложный процесс деятельности человека по воспроизводству внешнего мира в виде познавательных образов и активное преобразование этих образов с целью сознания определенной картины действительности, необходимой для удовлетворения своих потребностей.
Результатом познания являются знания, выраженные и организованные в некую совокупность познавательных форм и отношений между ними.
Типология знаний: донаучные, вненаучные, научные, художественные, философские. Донаучные знания (повседневные) складываются на основе повседневной деятельности человека и отображают многообразие жизненных ситуаций. Характерная черта, неспециализированный характер используются автоматически и являются базисом для специальных видов знания.
Вненаучные знания имеют специализированный характер (астрология, алхимия, метафизика).
Донаучными и вненаучными знаниями нельзя пренебрегать. Научные знания разделяются на естественнонаучные, социально-гуманитарные и технические.
Рефлексия – особый способ познания, имеющий объектом внутренний духовно-психический мир человека, его мысли, душевное состояние.